1. Определитесь с бюджетом

Чтобы открыть ресторан в средней ценовой категории на 100 посадочных мест, вам понадобится 5–10 миллионов рублей. Для сравнения: чтобы открыть столовую, нужен 1 миллион без учета арендной платы, кафе — 2–3 миллиона, а люксовый ресторан может обойтись в 10 миллионов $. Основные траты — это аренда помещения, ремонт и ресторанное оборудование.

2. Умножьте бюджет на три

Первая часть потребуется, чтобы открыть ресторан. Вторая — чтобы обеспечить ресторан в первый год, пока он не выйдет на окупаемость. Это деньги на зарплаты, затраты на продукты, алкоголь, хозяйственные товары и непредвиденные расходы, например, ремонт. Третья часть — подушка безопасности на случай, если ресторан закроется. Это деньги на долги.

3. Определитесь с концепцией

Чтобы ресторан приносил деньги, он должен выделяться среди других. Для этого проработайте концепцию: придумайте общую идею ресторана, поймите, кто ваши гости, кто конкуренты, проработайте меню и дизайн.

4. Определите ценовую политику

Ценовая политика влияет на выбор локации. Например, ресторан премиум-сегмента стоит открывать в элитном поселке или центре города, если там есть парковка. Еще один вариант — заводы, которые перестроили в кластеры для бизнес-тусовки. В Москве таких больше сорока — например, Трехгорка и Красный Октябрь.

Если ресторан в среднем сегменте, ищите места, где уже есть трафик: у метро, рядом с другими кафе. Но не открывайтесь дверь в дверь с лидерами рынка — люди привыкли ходить в знакомые места и выберут их вместо вас. Всегда, когда свободно в Чайхоне, Росинтере и Кофе Хаузе, в новом ресторане пусто.

5. Найдите помещение

Не выбирайте помещение по наитию. Исходите из цифр: какая ежедневная проходимость, сколько прохожих в час и в часы пик.

Присмотрите места, походите рядом несколько недель, посидите в соседних кафе, посчитайте, сколько людей ходят по улице и заходят в соседние заведения. Проведите побольше времени в соседних ресторанах, где всегда много людей. Попробуйте разговорить официанта — узнайте о загрузке в разное время. Хорошие чаевые вам в помощь!

6. Оцените состояние помещения

Чтобы сэкономить, ищите помещение, в котором раньше был ресторан. Это спасет вас от трат на профессиональные вытяжки и вентиляцию.

Проверьте, какую нагрузку выдерживает локальная электропроводка — должно быть не менее 15–20 киловатт. Это важно, потому что в ресторане постоянно должны работать холодильники, а в рабочее время — плиты, конвектомат, свет и звук. Если ночью выбьет пробки и потекут холодильники, все продукты придется выбросить. Это потеря денег для ресторана и большая головная боль для повара.

7. Заключите договор аренды

Субаренда не подходит — вы не сможете зарегистрировать компанию на адрес такого помещения и не получите лицензию на алкоголь. В этой ситуации попробуйте добиться переуступки прав аренды.

Контракт на 11 месяцев с правом пролонгации тоже не подходит. С таким контрактом арендодатель может вас обмануть: вы сделаете ремонт, установите оборудование, а спустя 11 месяцев вас попросят съехать и сдадут помещение дороже.

Идеальный вариант — договор долгосрочной аренды на 3-5 лет.

8. Пригласите СЭС и пожарную инспекцию

Требования СЭС. Сначала изучите сами и сделайте всё, что можете. Затем позовите инспектора — он скажет, чего не хватает.

Требования пожарной инспекции и МЧС. Обязательные условия — пожарная сигнализация и профессиональные вытяжки.

9. Установите систему видеонаблюдения

Персонал может воровать алкоголь, продукты и деньги из кассы, поэтому важно обезопасить себя. Для этого установите систему видеонаблюдения с поворотом на 360° — над баром, на кухне и возле кассы. Персонал не должен знать, где камеры.

10. Сделайте ремонт

Для старта достаточно косметического ремонта. Важно выполнить все рекомендации СЭС и пожарной инспекции до начала этого этапа — иначе придется переделывать.

11. Купите кухонное оборудование и мебель

Если вы открываете первый ресторан, ищите поддержанное кухонное оборудование в профильных группах в соцсетях — например, в Фейсбуке. Многие рестораны закрываются в первый год работы, поэтому вы можете купить практически новое оборудование и мебель с большой скидкой. На Авито смотрите в последнюю очередь: там выставляют остатки, которые не смогли продать в соцсетях.

12. Наймите шеф-повара, бар-менеджера, бухгалтера, бухгалтера-калькулятора и управляющего

За три месяца до открытия в ресторане уже должны работать ключевые сотрудники: шеф-повар — проработает меню, бар-менеджер — займется барным меню, бухгалтер — приведет в порядок документы ресторана, откроет счет и займется документооборотом, бухгалтер-калькулятор — посчитает стоимость меню, вобьет информацию в R-Keeper и StoreHouse, подтвердит новые закупки и проконтролирует остатки, управляющий — заполнит бумаги, подпишет контракты и наймет персонал.

13. Договоритесь с поставщиками

Поставщиков рекомендуют шеф-повар и бар-менеджер, но ресторатор должен присутствовать на каждой встрече: в этой сфере часто дают откаты за выбор поставщиков. Персонал легко может согласиться с не самыми выгодными условиями за процент от закупки.

Поставщики для бара могут дать вам скидки, бонусы, оборудование и даже маркетинговый бюджет из-за высокой конкуренции. Обязательно спросите об этом на переговорах.

14. Составьте базу поваров, официантов, барменов и хостес

У вас всегда должны быть запасные сотрудники — минимум 10 кандидатов на место одного действующего. Официант, бармен или повар могут просто не выйти на работу и не отвечать на звонки —так часто бывает в сфере общепита. Составляйте список запасного персонала из тех, кто приходил к вам на собеседование.

15. Запустите информационную волну в СМИ об открытии нового ресторана

Пообщайтесь с редакторами и журналистами, пригласите блогеров на званый ужин в честь открытия, запустите сайт и соцсети. А вот селебритис, которые предлагают стать лицом вашего заведения, отказывайте. Они ищут легкий заработок — такое вложение не принесет вам денег.

16. Решите — вы открываетесь для тусовки или чтобы зарабатывать

Если не для тусовки: дайте знать вашим друзьям и знакомым, что не будете кормить их бесплатно. Вместо этого предложите именные карты со скидкой. И сами платите за еду и напитки — особенно на глазах у других. Если владелец не ест за счет заведения, значит, всем остальным точно нельзя. Кажется мелочью, но это важно.

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО “Эвотор”

Жиза советует