Первую партию советую делать небольшой и с минимальным пакетом разрешительных документов, чтобы прокатить пробный шар — пусть даже с копеечной прибылью. Вы всегда продадите привезённый товар и точно окупитесь за счёт наценки. Зато поймёте, что белый самостоятельный импорт — это не высшая математика. Здесь всё довольно просто.

В статье я расскажу, из каких шагов состоит белый самостоятельный импорт из Китая. У меня в телеграм-канале есть ролик про быстрый расчёт контракта, можете изучить и пользоваться. А пока объясню на конкретном примере. 

Шаг 1. Найти товар и определить закупочную цену

Для этого я захожу на Алибабу и вбиваю запрос, например «Сумка женская». Слева есть заголовок «Типы поставщиков», в котором нужно поставить галочки напротив «Торговой гарантии» и Verified supplier (в переводе с английского — проверенный поставщик).

Допустим, мне понравилась сумка, я перехожу на страничку с её описанием. Смотрю на вводные сверху, вижу: Ready to ship (готово к отправке), In stock (на складе) и Fast dispatch (быстрая доставка). Ниже написано, что заказ возможен от двух штук по цене $10,80. 

Перехожу к разделу «Обзор». В нём меня интересуют размер одной упаковки, вес брутто и происхождение товара — откуда его повезут. В данном случае сумки отправят со склада в Гуанчжоу.

Работать на маркетплейсах проще с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора. Создавайте карточки товаров в несколько кликов, массово редактируйте товары и синхронизируйте остатки на всех площадках.

А ещё вы сможете анализировать, какие товары продаются на маркетплейсах лучше, а какие стоит вывести из продажи.

Узнать о сервисе

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanyoEhwvQ

Шаг 2. Рассчитать стоимость доставки товара 

Чтобы узнать стоимость транспортировки груза, есть два варианта. Первый — найти сайты транспортных компаний и написать им запрос, но при первом расчёте это долго. Второй — воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором. Я рекомендую agorafreight.com, где есть расчёты стоимости доставки грузов из Китая разными маршрутами и видами транспорта.

Я нажимаю на «Получить расчёт», и меня перенаправляют на страницу «Рассчитать перевозку онлайн».

Теперь я добавляю информацию по выбранным мной сумкам. Слева в пункте отправки выбираю Китай, справа в пункте назначения — Россию. Самая быстрая доставка — самолётом, поэтому нажимаю на «Аэропорт» и из списка выбираю нужный. Мой товар будут отправлять из Гуанчжоу, поэтому выбираю соответствующий аэропорт. Справа тоже жму на «Аэропорт» и выбираю «Москва, Москва, Россия — Все терминалы». 

Ниже в разделе «Груз» выбираю тип упаковки «Коробки/Ящики», в графе «Количество» выставляю, допустим, 100 штук, далее вбиваю габариты 27 × 12 × 22 сантиметра, указываю вес 0,9 килограмма и получаю итоговый вес груза — 90 килограммов.

Затем нажимаю на «Поиск», и калькулятор выдаёт варианты стоимости отправки груза. Мне предложили два варианта: в первом случае время в пути четыре дня и цена ниже, во втором — время в пути семь дней и цена выше.

Бывает, меня спрашивают про среднюю стоимость отправки. Такого понятия не существует: цена отправки каждого груза индивидуальна и может сильно разниться. Это как с посылками: у посылки есть габариты, ценность, она может ехать разными маршрутами, и стоимость её отправки будет меняться в зависимости от каждой детали.

Шаг 3. Узнать код ТН ВЭД

Далее мне понадобится таможенный портал для участников ВЭД, чтобы узнать код ТН ВЭД для моего товара — это товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Иными словами, это классификатор товаров из десяти цифр. Каждому коду соответствует своя процентная ставка таможенного НДС и своя ставка таможенных пошлин. Я рекомендую искать код ТН ВЭД на alta.ru.

На главном экране сайта нужно найти раздел «Онлайн-сервисы» и в нём выбрать «ТН ВЭД».

Затем выбрать сервис «Подбор кода».

Следующий шаг — регистрация в сервисе. Регистрируюсь, подтверждаю почту и номер телефона.

Захожу в свой личный кабинет и в разделе «Баланс договора» нажимаю «Пополнить баланс». Один запрос стоит один рубль, это совсем недорого. Я пополнил баланс на 99 рублей.

Затем слева нажимаю на «Гамбургер» и выбираю строчку «ТН ВЭД», а ниже — «Такса Онлайн». Справа появятся иконки, из которых нужно выбрать «АПУ». Это подбор кода ТН ВЭД.

В строку поиска ввожу «Сумка женская» — мне выпадают варианты кодов, которые когда-либо присваивали разным женским сумкам для ввоза в Россию.

Нажимаю на первый код и читаю описание. Мне подходит второй вариант, где указана сумка женская из натуральной или композиционной кожи.

Нажимаю на номер кода справа и перехожу в описание.

Вижу что это VIII раздел, подгруппа 4202. Запоминаю эти данные. 

Шаг 4. Узнать ставку таможенной пошлины и НДС

Узнать таможенные сборы можно на тех же сервисах декларирования товаров: напротив кода ТН ВЭД обычно указаны пошлина и ставка налога на добавленную стоимость. 

Листаю страницу с товарным кодом на alta.ru и ниже вижу: базовая ставка таможенной пошлины для моего груза — 12,5%, НДС — 20%, там, где «Прочие».

Снижают ставку или освобождают от уплаты налога только узкую группу товаров, например медицинские изделия, лекарства, сложное технологическое оборудование. Остальные импортёры, как правило, платят таможенный НДС по ставке 20%. Ставка 10% распространяется на продовольственные, детские, медицинские и другие социально значимые товары. 

Шаг 5. Узнать, нужны ли декларация и сертификаты соответствия

Далее перехожу к блоку «Особенности товара» и нажимаю «Загрузить особенности ИМ». Выпадает список, где нужно нажать на «Декларацию соответствия».

Далее смотрю «Соответствие техрегламенту».

Рекомендую проверять необходимость наличия декларации соответствия для товара через других участников рынка. Для этого можно воспользоваться сайтом декларации-соответствия.рус. Это агрегатор, который подтягивает с сайта Росаккредитации все декларации соответствия в удобном виде.

Справа сверху нажимаю на «Группы продукции», и меня перебрасывает на список продукции по ТН ВЭД ЕАЭС. Ранее при поиске кода ТН ВЭД я брал информацию с описанием товара в VIII разделе, сюда и захожу.

Нажимаю на «Код 42» — ранее я тоже видел его при поиске кода ТН ВЭД, раздел 4202. Это «Изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, дамские сумки и аналогичные им товары; изделия из кишок животных (кроме волокна из фиброина шелкопряда)».

Слева выбираю в списке графу «Подгруппы продукции» и нажимаю. Мне нужна подгруппа 4202.

Далее захожу в эту подгруппу и смотрю выпадающие варианты.

Вижу, что другие предприниматели делают декларации соответствия на такие товары. Причём все делают декларации ЕАЭС, а мне нужно найти другую — с пометкой ВП, то есть «временный порядок». 

На большинство товаров можно сделать упрощённую декларацию соответствия. Это сэкономит время — не надо ввозить образцы отдельно, а также деньги — такое оформление стоит на порядок ниже.

Нажимаю на такую декларацию и вижу, что она действует полгода, до апреля 2023 года.

Это значит, что для ввоза выбранных мною сумок можно сделать декларацию соответствия по постановлению правительства от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ», то есть по упрощённому варианту. 

Шаг 6. Узнать таможенную стоимость товара

Таможенная стоимость товара (ТСТ) — это все расходы на покупку, страхование и перевозку груза до границы с Россией. Исходя из неё считают таможенную пошлину, НДС, акцизы и другие сборы.

Рассчитать таможенную стоимость можно так же на сайте alta.ru. Для этого на странице, где мы смотрели код ТН ВЭД, нужно нажать на кнопку «Рассчитать контакт».

Затем ввести данные по поставке: страну происхождения товара, его стоимость. В нашем случае с сумками полная стоимость контракта будет равна $1223.

Теперь я прикидываю, попадаю ли в обозначенный для себя ценовой коридор: к цене контакта прибавляю стоимость доставки товаров. В моём случае выходит 186 000 ₽ за 100 сумок. 

Если себестоимость товара меня устраивает, я решаю, буду ли я пытаться организовать доставку самостоятельно или обращусь за помощью к грамотному посреднику. Для первой закупки я рекомендую найти нормального посредника и в первый раз провернуть поставку под его руководством.

Шаг 7. Поиск надёжного посредника

Главное — найти адекватного человека, который как минимум не обманет, а как максимум ещё и поможет вам своей насмотренностью и опытом. Например, предложит оптимизацию поставки: я хотел доставку самолётом, а он посоветует морем или подскажет транспортную схему, которая не была учтена в калькуляторе. 

Поскольку я сам посчитал примерные цифры, которые могут выставить за транспортировку груза, я уже понимаю разницу в ценах и сроках и могу искать посредника среди российских компаний — через Гугл, Яндекс или Телеграм. Пишу им запросы: описываю товар, логистику, вес, объём — данные, которые вбивал в калькулятор, — и прошу рассчитать мне ставки. А потом выбираю самого подходящего. 

Если я самостоятельный импортёр и у меня контракт с китайским, японским или иным зарубежным поставщиком, деньги с моего валютного счёта пойдут ему. Я буду выступать импортёром на таможне, и моей электронной подписью будет подписана таможенная декларация. Это называют «под мою печать». 

Можно всё делать через официальных брокеров, также их называют таможенными представителями. Они заплатили государству обеспечение своей деятельности, что-то типа страхового взноса. Если они накосячат, государство за ними бегать не будет — просто спишет с брокера это обеспечение. 

Таможенные представители могут использовать свою ЭЦП или ЭЦП предпринимателя и от его лица выступать на таможне. Типа, мы таможенные представители, у нас есть клиент Вася, вот мы Васе таможим груз. 

Есть серые таможенные брокеры, которые не платили государству никаких обеспечений. Но серые они не потому, что плохие, а потому, что неофициальные. 

Они пользуются Гражданским кодексом, который позволяет вести коммерческую деятельность и оказывать консультационные услуги предпринимателю, если тот сам хочет выступать на таможне, либо организуют ему поставку и передают товар по договору поставки. Это называется «под печать брокера». Де-факто это груз предпринимателя Васи, а де-юре — и на закупке, и на таможне — серого таможенного брокера. И груз, и деньги проходят через него. 

Предприниматель платит ему не с валютного, а с рублёвого счёта. Брокер затем сам платит поставщику, получает товар, таможит и передаёт Васе со всеми белыми закрывающими документами. Такая сделка абсолютно легальна, просто контрагент у предпринимателя один и у него нет взаимодействия с госорганами по поводу поставки. 

Таможенные представители специализируются на оформлении таможенных деклараций. Они говорят, что оказывают полную услугу по аутсорсингу внешнеэкономической деятельности, но зачастую отдают это на аутсорсинг экспедиторам. 

Есть в грузопоставке и транспортная составляющая. Если я организую процесс сам — сам хочу привезти товар и растаможиться, — мне надо найти перевозчика и экспедитора. Перевозчик — тот, у кого свои транспортные мощности, а экспедитор — тот, кто информационно и документально сопровождает груз на каком-то этапе или во время всего пути. Сегодня в 99% случаев экспедиторы работают удалённо.

Для пробной поставки рекомендую найти серого брокера, который сделает всю услугу вкруг. Так предприниматель будет понимать, какая у него комиссия, как происходит процесс организации поставки, какие расходы есть на каждом этапе. Ещё один плюс серых брокеров из лично моего опыта: обычно сервис у них лучше.

Для тех, кто с Эвотором

Удобно продавать на маркетплейсах поможет сервис «Управление ассортиментом». С ним остатки в магазине автоматически бронируются в момент получения нового заказа. А если заказ успешно выполнен, формируется документ реализации, чтобы корректно отразить продажи в учёте.

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranymoy6tY

Шаг 8. Оплачиваем товары

Далее с посредником нужно заключить договор. Если я везу груз под свою печать, то я открываю в России валютный счёт, запрашиваю у поставщика инвойс — это счёт на оплату. Оплачиваю и жду, когда товар будет готов. 

Как правило, платёж дробится на несколько частей. Китайские поставщики по-разному просят провести оплату. На первых сделках просят заплатить 50% сразу, а 50% — по готовности к отправке. Как только груз готов к отправке, я связываю своего серого брокера с китайским поставщиком и говорю: «Забери, пожалуйста, груз для меня вот от этого поставщика». И оплачиваю оставшиеся 50%. 

Главное — постоянно отслеживать всю цепочку и быть арбитром в схеме, потому что компании разные, люди разные, у всех свои тараканы, люди могут просто не сойтись. В такие моменты важно правильно выстроить коммуникацию, решить конфликты, помочь им друг до друга дозвониться, дописаться, связаться, передать. 

Я как предприниматель больше всех заинтересован, чтобы всё прошло как можно быстрее и с минимальными проблемами, а лучше без них. Связываю брокера с поставщиком, транспортник забирает товар и перевозит до границы, в России груз отправляют на склад временного хранения, а у меня появляются документы о размещении груза.

Шаг 9. Растаможиваем товары

Пока товар ехал, я подготовил транспортные документы, а коммерческие документы получил от отправителя из Китая. 

У меня есть инвойс, упаковочный лист, транспортные документы, документы о размещении — этого достаточно, чтобы заниматься растаможкой товара. Туда ещё добавляются документы о регистрации ООО или ИП, которые нужно подать в таможню. Из всего этого набивается декларация. 

Если вы торговец определённым товаром, например верхней одеждой, быстро разберётесь, как, где и что пишется. Это простая сделка с таможенным режимом «Импорт 40» — вы быстро набьёте шаблон. Каждая вторая декларация — это 80% от первой, там меняются только цифры и артикулы. 

Изучить этот процесс можно, но не стоит на него отвлекаться. Проще найти декларанта на работных сервисах. Они составят декларацию, заполнят, даже могут загрузить её на таможню через свои программы. 

Процесс растаможки займёт время: таможенники проверят декларацию и таможенную стоимость, зададут вопросы, могут провести досмотр товара.

Если у вас простая декларация, декларант возьмёт 5000–8000 ₽ за услугу. Если вы пошли к таможенному представителю или серому брокеру, с вас возьмут больше, зато подготовят документы профессионально: проведут по всей цепочке поставки, будут информировать, где находится груз и какие нужны дополнительные документы.

Вуаля, груз доехал до вас, вы его растаможили и получили на руки. Дальше дело за малым — продать и заработать. Дерзайте! А если хотите подробнее разобраться в механизмах организации импорта из Китая, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Китайский FBS» — и полезная информация продолжится.