Всего потратил ― 500 000 ₽ за год

Ремонт ― 150 000 ₽

Оборудование и мебель ― 250 000 ₽

Аренда в месяц ― 50 000 ₽

Налоги УСН 6% ― 20 000 ₽

Переезды ― 20 000 ₽

Коммунальные услуги в месяц ― 10 000₽

Коворкинг в стиле офиса Гугл

Я работал замдиректора компании, которая продавала артезианскую бутилированную  воду в Саратове. В 2017 году я во время командировки в Москве встретился с другом, который пригласил меня в офис Гугл и провел экскурсию.  

В офисе меня впечатлил дизайн и рабочая атмосфера, сочетание рабочих пространств и места отдыха: столы для пинг понга и наборами лего, пуфики с игровыми приставками. Мне казалось, внутри могли поместиться одновременно 100 человек. Кто-то слушал музыку,  другие устраивали турнир в видео-игре, третьи пили кофе или разговаривали лежа на диване.

Вернувшись в Саратов, я долго раздумывал об идее офиса такого формата для фрилансеров. В том же году была реорганизация компании, и меня сократили. Я подумал: это как раз удачная возможность открыть бизнес. 

Жена меня поддержала и предложила к тому же переехать в Сочи: она будет работать удаленно возле моря, а я ― заниматься бизнесом. В августе 2017 года мы собрали вещи и переехали на съемную квартиру в Сочи. Я стал искать помещение для коворкинга.

Весёлые ребята, быстрое партнёрство

Я смотрел объявления на Авито и наткнулся на помещение в бизнес-центре, почти в центре Адлера. Рядом с ним вокзал, гостиницы и магазины, ходит транспорт. По-моему, это идеальное место для коворкинга. За 69 квадратов площади собственник просил 30 тысяч рублей в месяц плюс коммуналка. Но на встрече оказалось, что условия сделки не такие, как в объявлении. Да и не собственник это был.

Антикафе продавали как готовый бизнес с косметическим ремонтом, телевизором, мебелью, полками с книгами, настольными играми и группой Вконтакте на 100 человек. Владельцем бизнеса был не собственник помещения, а арендаторы. Они уверяли, что получают чистыми 30 000 рублей, но могут и больше. Бизнес предлагали за 600 000 рублей, но я решил, это какая-то неадекватная сумма. За эти деньги смог бы сделать гораздо лучше. Я отказался и стал искать другие варианты.

Через неделю мне перезвонили. Девушка сказала, что они нашли покупателей антикафе, которые тоже хотят переделать его в коворкинг. Им нужен управляющий для бизнеса, и я мог подойти. Я пришел на встречу. 

Покупатели ― муж с женой, которые работали руководителями в местном филиале РЖД. Они мне понравились, им было по 34-35 лет, очень веселые ребята. Наше видение по коворкингу совпадало.

Мы договорились так:


1. Супруги покупают антикафе, а я вкладываю свои 300 000 рублей в обустройство и запуск.

2. Партнеры докупают мебель и постоянно выделяют деньги на маркетинг. Сколько это в конкрентно, мы не обговаривали, и зря.

3. Я отвечаю за продукт ― нанимаю персонал, прорабатываю концепцию, разрабатываю услуги, продаю, слежу за качеством.

4. Деньги распределяем так: 60% чистой прибыли мне, а 40% партнерам. Когда выйдем на 50 тысяч рублей чистыми, прибыль пополам.

Чтобы не тратить время на оформление ООО, бизнес запустили на моем ИП по УСН 6%, бухгалтерию я вел сам. Никаких бумаг мы не подписывали, обо всем договаривались устно. В итоге через две недели сделка состоялась, нас познакомили с собственником помещения, мы заключили договор аренды, и я начал обустраивать коворкинг. Арендных каникул для ремонта мы не получили.

Приставки, наркотики, срочный переезд

Бюджет запуска:

Партнеры
Покупка антикафе партнерами 600 000 ₽
Маркетинг 0 ₽
Ремонт и мебель

Итого

0 ₽

600 000 ₽

Я
Три игровые приставки 100 000 ₽
Два телевизора 80 000 ₽
Онлайн-касса 20 000 ₽
Флаеры 2 000 ₽
Аренда с коммуналкой в месяц 40 000 ₽
Интернет в месяц 7 000 ₽
Итого 247 000 ₽

После покупки бизнеса с первого сентября наш коворкинг продолжал работать как антикафе. За первые две недели заработал 10 тысяч рублей. Но этих денег не хватило бы, чтобы заплатить аренду с коммуналкой и интернетом. Чтобы хотя бы выйти в ноль, нужно вкладываться в рекламу.

Я просил денег на флаеры у партнеров, но те говорили, что помогут позже. Чтобы сэкономить, договорился со школой танцев, которая была в помещении напротив, напечатать вместе тысячу флаеров. С одной стороны реклама коворкинга, я называл его «Пространство свободного времени», чтобы отстроиться от конкурентов, с другой ― школы танцев. Флаеры раздавал в по всему бизнес-центру. 

Свои деньги я вложил в покупку техники: купил две приставки Xbox One и две Playstation с играми и джойстиками, два телевизора с качеством изображения 4К, поставил онлайн-кассу. Подключил ее к своему ноутбуку.

Остальные деньги планировал вложить в косметический ремонт и оплатил аренду на первый месяц. Помещение было похоже на аптеку: ни уюта, ни комфорта. Но до ремонта дело не дошло, не оставалось денег на стройматериалы.

В этом помещении я проработал с сентября до декабря 2017 года. В первый месяц я заработал 20 тысяч рублей: докупал оборудование, проводил сделку, думал, как развивать бизнес. 

Оборот со второго месяца был в среднем 50 тысяч рублей. Выручка резко выросла из-за начала учебного года. Школьники приходили поиграть в приставку после уроков.

После оплаты, аренды, коммуналки, интернета у меня оставалось 10-15 тысяч рублей на жизнь. Нужно было как-то делать ремонт и вкладываться в рекламу. Поэтому просил помощи у партнеров, те не отказывали, но и не помогали. 

21 декабря собственница помещения нашла в кладовке, которая относилась к коворкингу, но об этом я не знал, использованный шприц. Женщина решила, что наши гости употребляют наркотики. Женщина сказала, если еще раз это увидит, то пойдет в полицию, и нам придется съехать. Я предлагал отдать шприц на анализ, но та отказывалась и стояла на своем. Я понял, что это просто предлог, и меня могут попросить съехать по любому поводу. Поэтому решил начать искать новое помещение. 


В январе я нашел офис 120 квадратных метров за 80 тысяч рублей. Помещение в центре Адлера в отеле, где рядом ходит транспорт, много кафе и магазинов. Народ сюда обычно приезжал отдохнуть на выходных. Я планировал, что в будни здесь будет коворкинг, а на выходных антикафе с мероприятиями. 

Настолки, тренинги, снова переезд

Бюджет второго запуска:

Партнеры
Ремонт и мебель 0 ₽
Маркетинг 0 ₽
Я
Мебель 20 000 ₽
Ремонт 10 000 ₽
Маркетинг  0 ₽
Интернет 5 000 ₽
Аренда с коммуналкой в месяц 80 000 ₽

В новое помещения я въехал 10 января. Чтобы начать работать, оставалось снять с окон рекламу агентства недвижимости, сделать вывеску, покрасить стены, настроить и запустить таргетированную рекламу. На все нужно было 100 тысяч рублей. Я попросил их у партнеров, они пообещали помочь, но не сделали этого.

У меня осталось только 30 тысяч рублей, которые отложил на аренду за первый месяц. Каждый день общался с партнерами и просил помочь решить финансовые проблемы, а они либо не отвечали, либо давали пустые обещания. 

В будни коворкингом пользовались 5-6 клиентов. 500 рублей стоил один рабочий день. На выходных я сдавал помещение за 2 тысячи рублей для мероприятий: тренинги, мастер-классы по йоге, дизайну или психологии. Об этом рассказывал в соцсетях и досках бесплатных объявлений. На выходных я зарабатывал 4 тысячи рублей, в будни в районе 3 тысяч рублей. В месяц выходило около 30 тысяч рублей. Денег не хватало даже на половину аренды. Полностью помещение стоило ― 80 тысяч рублей в месяц. 

В конце февраля я сказал партнерам, что без вложений в рекламу не потянем даже аренду. Нужен был бюджет хотя бы 20 тысяч рублей на рекламу в месяц. Мне опять не отказали, но и не пообещали. В итоге я договорился о встрече с владельцем помещения, рассказал о ситуации. Чтобы не подводить его с оплатой, мы договорились, что мне лучше съехать.

Заплатил 20 тысяч за коммуналку и начал снова искать помещение. На оставшиеся 10 тысяч я жил.

Партизанский маркетинг и бесплатные булочки

Расходы на третий запуск:

Партнеры 0 ₽
Я
Кофемашина 5 000 ₽
Аренда с коммуналкой 60 000 ₽
Интернет в месяц 8 000 ₽

На новом месте я открыл коворкинг 24 марта ― через два дня недели после закрытия на второй точке. Остановился на варианте в бизнес-центре напротив ТЦ «Сити Плаза» ― офис 60 квадратов. 

Денег по-прежнему хватало только на аренду, интернет и коммуналку. На помощь партнеров я больше не надеялся; решил попробовать продвигаться без бюджета. 

Я посетил все коворкинги конкурентов  Сочи, платил 120 рублей за час и узнавал у клиентов,  кто откуда сюда приехал и будет ли им ближе наш коворкинг. Объяснял, что у меня есть видеоигры, кинотеатр, бесплатный интернет, панорамные окна, не нужно ездить из Адлера в Сочи, 600 рублей день. В итоге ко мне так переметнулись пять человек. В первый месяц я вышел в плюс на 10 тысяч рублей и купил еды, а жена все время оплачивала квартиру.

Ещё я попробовал старую схему с флаерами. Прошелся по этажам бизнес-центра и рассказал другим арендаторам о нас и специальной акции. Я делал кофе вкуснее и дешевле чем в островке на первом этаже, у меня была кофемашина. В итоге ко мне приходили по 3 новых человека в неделю. Это были офисные работники, которые хотели поиграть в приставку или пообщаться с коллегами. Заработок увеличился до 15 тысяч чистыми!

Я находил в 2ГИС детские кружки, секции компьютерного программирования, предлагал детям и родителям виртуальные экскурсии по Египту в дополнении к игре Assassins Creed. Другие дети просто приходили поиграть в приставку после школы. Затем подключились отцы, которым тоже захотелось порубиться в видеоигры. Так я стал получать уже 22 тысячи рублей в месяц.

Еще я договорился с пекарней рядом с бизнес-центром. Брал бесплатно у них выпечку на пробу для постоянных клиентов, затем включил выпечку в утренний тариф.  Я не увеличил сильно выручку, но клиентам стало комфортнее: кофе и выпечка бесплатно. 

На выходных я проводил мероприятия. Писал в тренинговые агентства и предлагал им аренду коворкинга за 500 рублей в час. Обращался к местным тренерам и инфобизнесменам, как только натыкался на их рекламу. В итоге в выходные у меня было по два-четыре мероприятия. 

В итоге я зарабатывал в месяц около 30 тысяч чистыми.

Конфликт с партнерами и крах бизнеса

В июне 2018 года пришли партнеры и спрашивали, где деньги, и требовали отдать всю  прибыль. Они думали, что я зарабатываю по 100 тысяч чистыми и не делюсь.

Я с этим не согласился  и предложил им самим сутками посидеть в коворкинге, чтобы  увидеть все своими глазами. Затем напомнил им о невыполненных ими договоренностях.

Потом партнеры начали устраивать неожиданные проверки. Приходили по выходным с девяти утра до семи вечера. Они убедились, что я им не врал. И мы снова вернулись к тому, что нужен бюджет на рекламу, ремонт и другие нужды. Меня снова начали кормить завтраками…

В сентябре мое терпение лопнуло, и я решил выйти из бизнеса. Заранее сказал об этом партнерам и забрал свое оборудование. Коворкинг проработал еще два месяца и потом закрылся. 

После этого мы переехали в Москву, я нашел работу в маркетинговом агентстве. В итоге я потерял 500 тысяч рублей: 300 тысяч моих накоплений, 200 тысяч я вкидывал из мизерной чистой прибыли. Оставлял себе пять-семь тысяч на еду. На остальные докупал игры, кофе, чай, печенье и делал ремонт. 

Какие ошибки я совершил

Ошибка №1: Неправильно выбрал партнеров

На первой встрече партнеры произвели на меня хорошее впечатление, наши взгляды совпадали, у нас был управленческий опыт ― но это ничего не гарантирует. Меня подкупило, что они настолько верят в проект, что купили готовый бизнес за 600 тысяч рублей. И меня почему-то не насторожило, что они даже не торговались.

Ошибка №2: Не открыл ООО и не фиксировал договоренности на бумаге

Надо было открывать юрлицо и на бумаге распределять зоны ответственности. А получилось, что они выступили в роли инвесторов. Этот момент нужно было фиксировать в договоре, чтобы я мог предъявить претензии.

Ошибка №3: Завышенные ожидания

Я верил в идею настолько, что готов был работать круглосуточно, несмотря на плохой результат. Надо было раньше прекратить заниматься этим бизнесом или менять партнеров. У меня были завышенные ожидания от своего дела и чрезмерная уверенность, что всё получится.

Ошибка №4: Не хотел искать новых партнеров

Я морально не разрешал себе привлечь инвестиции или найти новых партнеров, потому что те уже вложили свои 600 тысяч рублей. Надо было сразу делать ООО, выкупать долю с новым партнером или инвестором.