Новый документ называется «Правила продажи товаров по договору розничной-купли продажи» и будет действовать 7 лет. Правила заменили целый список документов

Что изменилось для оффлайн-магазинов

Книга жалоб теперь не обязательна

Если покупатель в магазине требует книгу жалоб, вы больше не обязаны её предоставлять. «Книгу отзывов и предложений» теперь не обязательно даже иметь в магазине. В Минпромторге ещё в прошлом году назвали книгу жалоб «наследием советской экономики» и заявили, что её фактически заменили горячие линии и соцсети.

Но по новым правилам предприниматели теперь обязаны отвечать на претензии. Это значит, что если недовольный клиент приносит претензию, жалобу или заявление, вы обязаны письменно ответить. Фактически претензией можно считать любое письменное обращение, в котором есть требования. Это может быть письмо, отправленное обычной или электронной почтой и даже сообщение в соцсетях. С любой претензией нужно разбираться.

В новостях пишут, что уже через две недели после того, как новые правила вступили в силу Союз потребителей России предложил вернуть книгу жалоб в магазины, потому что не у всех покупателей есть доступ в интернет. Но правила составлены таким образом, что наличие книги отзывов теперь остается на усмотрение самого предпринимателя. Например, крупные торговые сети уже сообщили, что не убирали из магазинов книги отзывов, потому что клиенты к ним привыкли. 

п. 5 Правил продажи товаров по договору розничной-купли продажи

Нельзя запретить покупателю фотографировать в магазине

Если покупатель нашел просроченный продукт в магазине, скандалит, угрожает сфотографировать товар и ославить вас в соцсетях, вы не можете ему помешать. 

Фотографировать нельзя только в тех помещениях магазина, куда покупателям запрещен доступ, например, на складе. 

п. 2 Правил продажи товаров по договору розничной-купли продажи

Что изменилось для интернет-магазинов

Обязательно отправлять клиенту сообщение с подтверждением заказа

Когда вы получаете новый заказ в интернет-магазине, то должны отправить покупателю сообщение с подтверждением заказа. В сообщении обязательно должен быть номер заказа. Это нужно, чтобы по номеру заказа покупатель мог узнать, что он у вас купил, в какую цену, уточнить сроки и способы доставки — всю информацию, которая может ему понадобится. 

п. 14 Правил продажи товаров по договору розничной-купли продажи

На сайте должна появиться информация о том, как направить претензию

Если покупатель чем-то недоволен, он, как и в обычном магазине, может направить претензию. Правила как именно это сделать, устанавливает предприниматель. Но важно, чтобы эта информация была на сайте. 

Покупателю должно быть понятно две вещи: форма — как писать претензию, и способ — как её отправить. Если этой информации на сайте нет, покупатель может написать претензию как угодно и отправить её хоть в директ в Инстаграме. Отвечать на претензии обязательно.

п. 21 Правил продажи товаров по договору розничной-купли продажи

Можно отдавать заказ любому человеку, который встречает курьера по адресу доставки 

Бывает, что курьер привозит заказ на адрес, а покупателя нет дома. Вместо него дверь открывает кто-то из родственников. Раньше, особенно если речь идёт о дорогом товаре, можно было просить показать паспорт или даже доверенность. Теперь достаточно номера заказа. Если родственник клиента может назвать номер — заказ можно отдать ему.

п. 20 Правил продажи товаров по договору розничной-купли продажи

Что изменилось для владельцев вендинговых автоматов

Изменения касаются только информации, которую нужно сообщать потребителям. по новым правилам на вендинговом автомате должны быть: 

  1. Название ИП или ООО, ОГРН, адрес, режим работы, номер телефона и электронная почта. 
  2. Правила пользования автоматом.
  3. Информация, как покупатель может вернуть деньги, если автомат не сработал и не выдал товар. 

п. 29 Правил продажи товаров по договору розничной-купли продажи

Подытожим

  1. Новые правила розничной торговли начали действовать с 1 января 2021 года. Они касаются владельцев вендинговых автоматов, онлайн и оффлайн-магазинов.
  2. Заводить «Книгу отзывов и предложений» теперь не обязательно. Но покупатели по-прежнему могут жаловаться в письменном виде, направляя вам претензии. Отвечать на претензии обязательно.
  3. Нельзя запретить покупателю фотографировать в магазине. 
  4. Интернет-магазины должны отправлять клиентам сообщение о подтверждении заказа. В сообщении обязательно указывать номер заказа. 
  5. На сайте интернет-магазина должна появится информация для покупателей: как составить претензию и отправить её вам. Если такой информации нет, покупатель может направить претензию, как ему будет удобно. 
  6. Если курьер привёз заказ и по адресу его встречает не сам покупатель, чтобы отдать заказ не нужно требовать паспорт или доверенность. Достаточно, если курьеру назовут номер заказа.
  7. Владельцы вендинговых автоматов должны разместить на них информацию о ИП или компании, телефон, адрес электронной почты, правила пользования автоматом и возврата денег, если автомат не сработал.
Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО “Эвотор”

Жиза советует