Безопасность услуги для имущества клиента: чего требует закон
Эта статья полезна грузоперевозчикам, автомойкам, химчисткам и другим предпринимателям, чья услуга связана с вещами клиента. Расскажем, чего требует закон о правах потребителей в плане безопасности имущества.
Что подразумевают под безопасностью услуги для имущества клиента
Любая услуга должна быть безопасна для имущества клиента (ст. 7 закона о правах потребителей). Разберём, что это значит.
Услуга сама по себе не должна вредить имуществу. Например, после химчистки на одежде не должны появляться дыры.
Если по характеру услуги имущество клиента хранится у предпринимателя, оно не должно пропасть или сгореть. К примеру, машину не должны украсть из автосервиса, пока она в ремонте. А мебель клиента не должна выпасть из кузова грузовика при перевозке из одной квартиры в другую.
Иногда услуга не связана с имуществом клиента, но оно всё равно может пострадать. Например, при окраске волос парикмахер может испачкать одежду клиентки. При этом услуга покраски должна быть безопасной не только для волос и кожи головы, но и для имущества. Поэтому до нанесения краски на волосы мастер укрывает клиентку парикмахерской накидкой.
Если для безопасности клиенту нужно соблюдать правила, о них сообщают. К примеру, чтобы на автомойке на машину не опустились автоматические двери, выезжать с неё можно только на зелёный сигнал.
Что будет, если имущество клиента пострадало
Если имущество клиента повредилось, в том числе по вине работника (ст. 1068 ГК РФ), предприниматель оплачивает ремонт. Если потерялось, сгорело, утонуло или его украли — компенсирует его стоимость (ст. 14 закона о правах потребителей).
Для определения цены ремонта обычно заказывают экспертизу. Оплачивает её предприниматель, потому что траты на экспертизу — часть убытков клиента из-за того, что услуга была небезопасной. Но если спора о сумме нет, можно обойтись и без экспертов.
Если клиенту не заплатить добровольно, суд добавит штраф в половину суммы компенсации (ч. 6 ст. 13 закона о правах потребителей).
Предприниматель принял на свою автомойку Фольксваген Гольф. Мойщик перегонял автомобиль с мойки на парковку и врезался в колонну. Хозяин автомобиля сдал его на экспертизу, где насчитали, что ремонт обойдётся в 94 638 ₽. Владелец машины обратился за деньгами к предпринимателю, но тот перевёл стрелки на работника. Суд взыскал стоимость ремонта с предпринимателя, потому что именно он отвечал за безопасность на автомойке и работу мойщика. Плюсом с предпринимателя взыскали ещё половину размера ущерба — 47 319 ₽ (дело № 33-9326).
Когда предприниматель не отвечает за порчу имущества
Ответственность снимается, если имущество повредилось из-за:
- Непреодолимой силы. К примеру, на платной стоянке автомобиль повредился из-за урагана.
- Нарушения клиентом правил безопасности. Например, на автомойке водитель поехал на красный сигнал, и ворота придавили автомобиль. Но при этом предприниматель должен доказать, что клиент был знаком с правилами и нарушил их.
Как защитить себя и имущество клиента
- Нанимайте на услугу сотрудников-профессионалов. Делайте для работников инструкции по безопасному выполнению услуги. Если работник повредит имущество клиента, отвечать будет предприниматель.
- Обеспечьте физическую сохранность имущества от кражи и потери.
- Соблюдайте в своем помещении противопожарную безопасность. Если вещи клиента сгорят, придётся компенсировать их стоимость.