Как установить режим работы магазина, кафе и точки бытовых услуг
Режим работы точки — это время, когда клиент может рассчитывать на открытую дверь. Клиент должен увидеть время работы на вывеске перед входом. Работать только по предварительной записи — можно. Расскажем обо всём по порядку.
Почему важно установить режим работы
График работы магазина, общепита и точки бытовых услуг — это часть информации, которую предприниматель должен сообщить своему клиенту (ст. 8, 9, 11 закона о правах потребителей).
На входе в магазин, кафе, парикмахерскую, фитнес-клуб, автосервис или турагентство клиент должен увидеть табличку с режимом работы. Так клиент понимает, в какое время можно рассчитывать на покупки и обслуживание.
Во время работы в магазине за прилавком должен стоять продавец, в кафе — встречать официант, на точке услуг — администратор или сам специалист. При этом в кафе все столики могут быть заняты, а в парикмахерской может не оказаться свободного специалиста — это не нарушение. Главное, чтобы клиент знал: записаться на услугу или забронировать столик можно вот в это время.
Режим работы устанавливает только офлайн-магазин — интернет-магазину он не нужен. Бизнесу, который работает только с компаниями и ИП, указывать на вывеске режим работы тоже необязательно.
Кто устанавливает режим работы магазина, общепита, точки услуг
Предприниматель сам выбирает, когда принимать клиентов. Нет никаких требований к количеству часов или дней работы, времени обеда. Главное, чтобы точка была открыта в заявленное время.
Роспотребнадзор рекомендует указывать на табличке с режимом работы:
— выходные дни;
— время начала и окончания работы;
— время обеда и других перерывов в работе (информация с официального сайта).
Например, график работы магазина «Продукты у дома» такой: с 9 до 20 часов с понедельника по субботу, воскресенье — выходной. На дверях висит табличка с информацией о таком режиме работы. Это значит, что в любой день с понедельника по субботу в 9 часов 1 минуту двери магазина открыты и любой человек может сделать покупки.
Если режим работы меняется, табличку на входе обновляют.
Может ли быть режим работы по записи
Да, предприниматель может принимать клиентов только по предварительной записи — в законе нет запрета. Торговле и всем, кто работает с потоком людей с улицы, такой подход вряд ли подойдёт, а вот психологам, косметологам, массажистам — вполне.
Напишите на вывеске, что приём только по записи, оставьте телефон, ссылку или QR-код на онлайн-запись. Важно, чтобы клиент понимал, как попасть на услугу.
Как сообщить, что мы не работаем
Если в какой-то день или час точка закрыта, об это заранее вывешивают объявление. Срок для такого предупреждения в законе не указан — ориентируйтесь на здравый смысл. Например, если в субботу с 18 часов кафе закрыто на обслуживание свадьбы, повесьте объявление в пятницу утром.
Бывает, точку приходится закрыть внепланово. К примеру, в салоне красоты отключили воду, и клиентов не получиться стричь и красить. Повесьте на дверях объявление, что в такую-то дату не работаете.
Штраф за нарушение режима работы
За отсутствие таблички с указанием режима или запертую в часы работы дверь можно получить штраф от Роспотребнадзора. Планово с проверками к малому бизнесу ходят редко, а вот по жалобе обиженного клиента внепланово придут легко. Арендаторы торговых центров, помимо этого, могут попасть ещё и на штраф по договору аренды.
Штраф от Роспотребнадзора. Штраф для ИП от 500 до 1000 ₽, для юрлиц — от 5000 до 10 000 ₽. На первый раз инспекторы могут просто вынести предупреждение (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
Например, продуктовому магазину из Орла вынесли предупреждение. Его вывеска сообщала, что магазин открыт с 8 до 20 часов, перерыв с 14 до 15 часов, без выходных. Но в 13 часов 4 минуты инспекторы Роспотребнадзора наткнулись на закрытую дверь (дело № А48- 2801/2016).
Штраф от торгового центра. ТЦ заинтересованы, чтобы их торговые площади были открыты и привлекали клиентов. Как правило, в договор аренды включают условие, что точка арендатора должна быть открыта в часы работы ТЦ, а за нарушение прописывают штраф. Это отдельный штраф, который идёт в карман владельцам ТЦ. Также в договоре может быть условие, что арендатора могут досрочно выселить, если точка не работает в нужные часы. Такие условия аренды — законны.
К примеру, в Ярославле ТЦ получил с магазина сотовых телефонов штраф 233 509 ₽ за неделю закрытых дверей. В их договоре аренды был пункт: ТЦ работает с десяти утра до восьми вечера ежедневно, если в это время магазин закрыт для покупателей — штраф 100 долларов за каждый выявленный случай (дело № А82-12907/2013).
Требования к табличке «Режим работы»
Режим работы — это часть информации, которая должна быть на вывеске. Но разместить её можно и на отдельной табличке.
Помимо режима, на вывеске указывают:
- компании — фирменное наименование и ИНН, дополнительно можно указать ОГРН;
- ИП — имя, ИНН, можно дополнительно указать ОГРНИП.
Текст таблички «Режим работы» пишут на русском языке. В регионах, где есть второй язык, текст по желанию можно продублировать на родном языке народа. К примеру, в Казани табличка будет на русском и татарском языке, в Марий Эл — на русском и марийском (ч. 2 ст. 8 закона о правах потребителей).
Табличку вешают на входе: на дверях, стене. Выставить её в витрине тоже можно. Табличка с режимом работы — не реклама, получать на неё разрешение и арендовать место на фасаде не надо.
Подытожим
- Магазины, общепит и сфера услуг должны установить режим работы для клиентов. Время предприниматель выбирает сам. Работать только по записи закон не запрещает.
- Режим работы пишут на вывеске при входе.
- За отсутствие или несоблюдение режима работы есть штраф от Роспотребнадзора.
- Торговые центры обычно включают в договор условие, что арендатор должен быть открыт для клиентов в часы работы ТЦ. Этот пункт стоит соблюдать.