Три схемы доставки товаров при работе с маркетплейсами

Помогли разобраться эксперты Эвотора

Принцип работы со всеми маркетплейсами одинаковый: продавец загружает карточки товаров на сайт, покупатели находят нужные позиции на интернет-витрине и заказывают их в свой город. При этом владелец бизнеса сам выбирает, как доставлять товары: самому через службу доставки либо при помощи маркетплейса. 

Все маркетплейсы работают по трём схемам: 

  1. DBS — продавец сам доставляет товары через курьерскую службу.
  2. FBS — продавец упаковывает товары, а маркетплейс отправляет.
  3. FBM — маркетплейс сам упаковывает и доставляет товары.

Схемы работы с маркетплейсами:

Этап продажи DBS
(Delivery by Seller)
FBS
(Fulfillment by Seller)
FBM
(Fulfillment by Marketplace)
Хранение товара Продавец Продавец Маркетплейс
Упаковка Продавец Продавец Маркетплейс
Доставка Продавец Маркетплейс Маркетплейс

Как правильно упаковывать товары

У каждой курьерской службы и каждого маркетплейса свои правила упаковки. В целом они сводятся к тому, что крупногабаритные товары упаковываются в коробки и плёнку, а мелкие — в пакеты.

Подробнее о правилах упаковки маркетплейсов можно узнать на сайтах курьерских служб и маркетплейсов:

Схема доставки DBS: продавец сам доставляет товары через курьерскую службу

DBS (Delivery by Seller) — это схема, при которой вы будете самостоятельно хранить, упаковывать и отправлять товары, которые покупатели заказали на маркетплейсе.

Как это работает

  1. Клиент заказывает товары на маркетплейсе — вы узнаёте об этом через личный кабинет торговой площадки. 
  2. Вы ищете нужные позиции на своём складе и упаковываете их по всем правилам маркетплейса. 
  3. Когда заказ упакован, вы готовите сопроводительные документы — акты и накладные — и отправляете заказ на пункт выдачи или в руки клиенту курьерской службой. 

Кому подходит

Схема DBS подойдёт тем, у кого есть склад или другое место для хранения товаров и кому выгоднее самостоятельно упаковывать и отправлять товары покупателям. Вот несколько ситуаций, когда стоит выбрать эту схему:

  1. Хотите потестировать, будут ли покупать ваши товары на маркетплейсах, и готовы сами отправлять товары. Вы можете создать карточки товаров и, если поймёте, что они не пользуются спросом, сразу прекратить продажи. Возвращать товары со склада маркетплейса и оплачивать их обратный путь не придётся.
  2. Продаёте товары, которые запрещено хранить на складах маркетплейсов, например ванны, газовые баллоны, парфюмерию, автохимию, и готовы отправлять их самостоятельно.


Елена Мусаева, продаёт детскую одежду на маркетплейсах
«Когда начала торговать на маркетплейсах, решила, что буду отправлять товары сама — мне так удобнее: пункт CDEK рядом с домом, а чтобы отправить заказ, нужно просто заполнить онлайн-анкету. Заключила договор со CDEK и платила 215-300 ₽ за каждую доставку».

Список товаров, которые нельзя хранить на складах Озона

3. Собираетесь продавать одни и те же товары на разных маркетплейсах и не хотите пользоваться их доставкой.

4. Хотите сами решать, принимать ли возврат — при доставке через маркетплейс клиенты смогут вернуть товар без согласования с вами.

5. Хотите сами контролировать упаковку и отправку товаров, чтобы быть уверенными, что товар без брака, хорошо упакован и отправлен максимально быстро. 

6. У вас уже есть налаженная схема доставки, например, если вы продаёте товары через свой сайт или социальные сети. 

Расходы на доставку

Стоимость доставки при такой схеме будет зависеть от выбранной курьерской службы, габаритов и веса посылки.

Работать на маркетплейсах проще с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора. Анализируйте продажи и цены конкурентов, создавайте карточки товаров в несколько кликов, синхронизируйте остатки на всех площадках.

«Управление ассортиментом» сейчас работает с Яндекс Маркетом, Озоном, СберМаркетом и Вайлдберрис.

Узнать о сервисе

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranyn4v2k8

Схема доставки FBS: продавец упаковывает товары, а маркетплейс отправляет

Fulfillment by Seller (FBS) — это схема, при которой вы будете самостоятельно принимать и упаковывать заказы, а маркетплейс будет отправлять товары покупателям.

Как это работает

  1. Клиент заказывает товары на маркетплейсе. 
  2. Вы подготавливаете заказ и сопроводительные документы — акты и накладные, а затем упаковываете товары по всем правилам маркетплейса. 
  3. Когда заказ упакован, вы отвозите или приносите его на пункт отправки товаров торговой платформы. У многих маркетплейсов есть свои курьеры, которые могут приехать к вам на склад или домой, чтобы забрать товары.
  4. Маркетплейс отправляет заказы вашим клиентам, а если покупатель отказывается от товара, принимает возвраты и пересылает их вам.


Арсен Абдуллин, продаёт зерновой кофе на Озоне и Вайлдберриз
«Я использую FBS, потому что на такой схеме можно тестировать новые товары минимальными силами. Если продажи новой позиции не пошли, я просто прекращаю их продавать и мне не нужно доплачивать, чтобы забрать товар со склада маркетплейса».

Кому подходит

Схема FBS подойдёт тем, у кого есть склад, кто хочет сам упаковывать заказы и кому выгоднее отправлять товары покупателям через маркетплейс. Вот несколько ситуаций, когда стоит выбрать эту схему:

  1. Хотите потестировать, будут ли покупать ваши товары на маркетплейсах, но не хотите сами их отправлять. Вы можете создать карточки товаров и, если поймёте, что они не пользуются спросом, сразу прекратить продажи. Возвращать товары со склада маркетплейса и оплачивать их обратный путь не придётся.
  2. Продаёте товары, которые запрещено хранить на складах маркетплейсов, например ванны, газовые баллоны, парфюмерию, автохимию, но не готовы отправлять их самостоятельно.

Список товаров, которые нельзя хранить на складах Озона

3. Собираетесь продавать одни и те же товары на разных маркетплейсах, поэтому не можете хранить их на складе маркетплейса, но хотите пользоваться его доставкой.

4. Хотите сэкономить на доставке. Как правило, доставка товаров через маркетплейсы дешевле, чем через сторонние курьерские службы, особенно если пункт приёма заказов находится рядом с вашим складом.  

5. Хотите сами контролировать упаковку товаров, чтобы быть уверенными, что товар без брака и хорошо упакован, но не готовы самостоятельно его отправлять. 

Анализируйте продажи и цены конкурентов, создавайте карточки товаров в несколько кликов, синхронизируйте остатки на всех площадках с сервисом «Управление ассортиментом» от Эвотора.

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2Ranyn6Q22U

Расходы на доставку

Цены за доставку на разных маркетплейсах разнятся и зависят от веса, объёма заказа и количества отправлений. При этом чаще всего вам нужно будет платить отдельно за приёмку товаров маркетплейсом, доставку их в сортировочный центр и до пункта выдачи покупателю.

Схема доставки FBM: маркетплейс сам упаковывает и доставляет товары

Fulfillment by Marketplace (FBM) — это схема, при которой вы будете отгружать товары на склад маркетплейса, а сотрудники платформы будут сами готовить товары к доставке и отправлять их покупателям.

Как это работает

  1. Вы сообщаете маркетплейсу, что хотите поставить товары на склад для продажи. Обычно для этого нужно оставить заявку в личном кабинете и подготовить сопроводительные документы — акты и накладные. 
  2. Как только поставку согласуют, вы передаёте товары на склад любым удобным вам способом — отвозите сами, отправляете курьером или почтой.
  3. Когда клиент заказывает ваш товар на маркетплейсе, сотрудники платформы фиксируют заказ, собирают его, упаковывают и отправляют. Клиент может получить заказ, как ему удобно: в пункте самовывоза, через постамат или на руки. 

Кому подходит

Схема FBM подойдёт тем, кто хочет доверить все заботы о товаре маркетплейсу. Вот несколько ситуаций, когда стоит выбрать эту схему:

  1. Не хотите содержать свой склад: платить аренду, нанимать грузчиков и тратиться на коммуналку. И при этом уверены, что ваши товары быстро раскупят и вам не придётся переплачивать за хранение товаров на складах маркетплейсов. 
  2. Хотите тратить на онлайн-торговлю как можно меньше времени. Вам не придётся хранить, упаковывать, маркировать и отправлять товары покупателям.
  3. Хотите, чтобы клиенты чаще покупали ваши товары. Позиции, которые продаются по схеме FBM, с большей вероятностью появятся на витринах первыми — из-за этого продажи могут вырасти. 
  4. Планируете торговать только на одном маркетплейсе. Тогда вы сможете отгрузить все товары на склад и ждать, пока их раскупят. 

Расходы на доставку

После того как вы отвезли товары на склад маркетплейса, вам нужно будет оплачивать только доставку заказов покупателям. Но дополнительно вы будете платить маркетплейсу за приёмку товаров, хранение, доставку в сортировочный центр и до пункта выдачи.


Арсен Абдуллин, продаёт зерновой кофе на Озоне и Вайлдберриз
«Чтобы увеличить продажи, мы, помимо FBS, доставляем товары ещё и со складов маркетплейсов. Плюсов немало: такие товары чаще появляются на витринах клиентов, заказы быстрее доходят до покупателей и не надо заморачиваться с ежедневными отгрузками. Но хранить товары на складе дороже, чем отправлять заказы самому. Поэтому мы совмещаем два способа доставки: товары, которые точно раскупят, доставляем со складов маркетплейсов, а остальные позиции отправляем сами».

Как выбрать схему доставки

Отталкивайтесь от того, что вы хотите контролировать — весь процесс доставки вашего товара до покупателя (DBS), всё, кроме доставки (FBS), или только выгрузку на склад маркетплейса (FBM). 

Выбирайте DBS или FBS, если хотите попробовать торговлю на интернет-площадке, планируете торговать сразу на нескольких площадках или в случае, если ваш товар нельзя хранить на складе маркетплейса.

Выбирайте FBM, если не хотите заморачиваться со складом, наёмными работниками, сборкой, упаковкой, доставкой товаров и готовы доверить всё это маркетплейсу.