Нормативное регламентирование и суть маркировки продукции

Идея состоит в том, что отечественные производители и импортеры определённого перечня товаров будут проставлять на продукции (или на упаковке, или на товарном ярлыке) во время её производства либо ввоза особый код маркировки.

В дальнейшем нанесённый код сканируется всеми участниками рынка, имеющими дело с товаром: поставщиками, транспортными компаниями, продавцами, — и эти сведения попадают в систему «Честный знак». Последнее сканирование и вывод кода из системы будет происходить во время непосредственной продажи товара потребителю.

Обратите внимание: возвращённую покупателем единицу товара продавец должен будет ввести в обращение заново. Для этого необходимо отсканировать код, нанесённый на товар, либо обратиться в ЦРПТ, если код уничтожен или повреждён больше чем на 30%, получить новый код и нанести его на товар.

Обязательная маркировка вводится поэтапно с 2016 года. Каждый год перечень подлежащих маркировке товаров понемногу увеличивается. Уже кодируются одежда (в том числе шубы) с обувью, лекарственные средства и табак, духи и туалетная вода, фототехника, шины и покрышки, молочная продукция и упакованная питьевая вода, в том числе минеральная (причём розничным магазинам до сентября 2022 года не обязательно сообщать о продажах воды в «Честный знак»).

В этом году также собирались взяться за маркировку велосипедов и велосипедных рам, но отложили вопрос до 1 марта 2023 года.

Цели всего этого процесса:

  • усиление государственного контроля за оборотом продукции посредством маркировки товаров, исключение попадания на рынок контрафакта,
  • пополнение бюджета за счёт обеления товарооборота,
  • обеспечение потребителей качественной легальной продукцией (в чём они могут убедиться, отсканировав код маркировки на покупке в мобильном приложении «Честный знак»).

Обратите внимание: уточнить список маркируемой продукции можно в распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р.

Торгуете маркированными товарами? Используйте сервис «Маркировка» от Эвотора. Работа с электронными накладными на любом устройстве (касса, смартфон, компьютер), быстрая простая регистрация, подключение к ЭДО в пакете.

Код обязательной маркировки – что собой представляет

Во время апробации процедуры маркировки сравнивалось использование двух видов кодов:

  • двумерного штрихкода DataMatrix, созданного криптографическим способам кодирования,
  • радиочастотных меток RFID.

Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки.

RFID-метки меньше подвержены порче, поскольку их корпусы изготавливаются из термостойкого пластика, металла, кремния. Их можно считывать на расстоянии до 50 метров, даже если они двигаются или доступ к ним вовсе затруднён (например, перекрыт упаковкой). Для сравнения, отсканировать DataMatrix можно на расстоянии не больше 10–20 сантиметров. Все достоинства RFID нивелирует дороговизна технологии и оборудования для считывания.

DataMatrix прост в нанесении, может считываться, даже если повреждён до 30%, может наноситься путём лазерной гравировки или печати (независимо от способа, должен строго соблюдаться размер — от 12х12 мм). Его сложно подделать или копировать, легко считать обычным 2D-cканером.

Радиочастотные метки используют только для маркировки шуб. Для маркировки остальных товаров — коды DataMatrix. 

Как стать участником обязательной маркировки товаров

Неважно, с каким товаром участник рынка имеет дело. Всем придётся пройти один и тот же путь.

  • Предприниматель направляется за УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) либо в своё отделение ФНС, либо в доверенный налоговой удостоверяющий центр и получает её там бесплатно.
  • Далее направляется к оператору фискальных данных (ОФД) и заключает с ним договор. Если же договор уже есть, удостоверяется, что поставщик услуг взаимодействует с «Честным знаком».

Справка: ОФД — юрлицо, ответственное за накопление и передачу фискальных данных в Федеральную налоговую службу (ФНС).

  • Субъект хозяйствования выбирает оператора ЭДО и регистрируется в системе электронного документооборота. Подробнее об ЭДО читайте в следующем разделе.
  • Предприниматель приобретает 2D-сканер, если его ещё нет (1D-сканер не считает DataMatrix), затем он регистрируется в системе «Честный знак» на сайте ЦРПТ, а при продаже молочной продукции – ещё и в «Меркурии».
  • Необходимо проверить, чтобы установленная онлайн-касса тоже могла работать с новой системой.  Возможно, её ПО придется перепрошить. Это актуально для версий ФФД 1.05 и 1.1. Для работы с маркировкой касса должна поддерживать ФФД 1.2.
  • После этого производителю или импортёру товаров предоставляются коды для печати и нанесения, а продавец получает возможность принимать и продавать маркированный товар. 

Используйте сервис Эвотора для автоматического ведения Книги учёта доходов и расходов. Это гарантия точности и полноты ваших отчётов.

ЭДО и маркировка товаров «Честный знак»

ЭДО — это система для обмена электронными документами. Для работы в ней получают цифровую подпись, подключаются к оператору ЭДО. Он, в свою очередь, выдает код-идентификатор участника ЭДО, привязанный к ИНН или ИНН+КПП. 

Продавцы всех маркированных товаров, кроме табака, раньше могли напрямую передавать сведения в систему, но сейчас без оператора ЭДО не обойтись. Да, если раньше товароучёт не был автоматизирован, участник оборота потратится на подключение ЭДО, но расходы быстро окупятся.

Каждую приёмку товара сопровождают электронные накладные — так называемые универсальные передаточные документы (УПД). Они поступают в личный кабинет предпринимателя и визируются электронной подписью.

Санкции за нарушение требований маркировки товара

Согласно 204-ФЗ и 293-ФЗ, санкции могут быть трёх видов:

  • штрафы,
  • принудительные работы,
  • лишение свободы или приостановка деятельности.

Обратите внимание: поправки в КоАП РФ, датированные январём этого года, увеличили размер штрафов.

По состоянию на 2022 год санкции можно получить, если:

  • субъекта хозяйствования нет в системе или регистрация произошла несвоевременно;
  • контролирующие органы выявляют продукцию без маркировки или с поддельными кодами;
  • розница осуществляет продажи без оповещения системы или несвоевременно;
  • в документации к товару выявлены неправильные данные или документы и вовсе отсутствуют.