Новый сотрудник

Владелец магазина бытовой техники в Новосибирске нанимает на должность менеджера по работе с претензиями Сидоренко. Теперь он отвечает за товары, которые покупатели возвращают из-за поломки, работает с программой «1С» и даёт добро кассирам на возврат денег за неисправный товар.

Деньги за такую технику возвращают по одному и тому же сценарию. Покупатель пишет заявление о возврате, а Сидоренко ставит на нём отметку, которая подтверждает, что неисправная техника находится в магазине или сервисном центре. После этого покупатель идёт с заявлением на кассу и получает деньги.

Прямого доступа к кассе у Сидоренко нет, а желания обогатиться за чужой счёт — в избытке. Тогда он придумывает хитрый план и уже через два месяца, освоившись на новом месте, впервые проворачивает задуманную схему.

Подставной клиент

Сидоренко просит своего знакомого Петренко помочь с возвратом. Мол, клиент хочет вернуть деньги, но вот беда — у этого человека нет паспорта, а без него возврат не сделать. Петренко соболезнует человеку без паспорта и с благими намерениями приходит в магазин. Под диктовку Сидоренко он пишет заявление на возврат денег за планшет Sony. Информацию о продаже этого планшета наш хитрый менеджер берёт из базы данных, к которой у него как раз есть доступ. Теперь дело за малым: Сидоренко ставит на заявлении отметку и отправляет Петренко в кассу, где тому выдают 25 990 ₽. Петренко выходит из магазина и передаёт деньги Сидоренко. 

Чтобы не вызывать лишние подозрения, Сидоренко заметает следы. В том же магазине, прямо на рабочем месте, он подделывает акт сервисного центра о неремонтопригодности планшета. Его указывают в заявлениях о возврате, так что отсутствие документа не сулило бы ему ничего хорошего. В нём Сидоренко сочиняет, что техника находится в сервисном центре и к учёту на приход в бухгалтерской базе «1С» не обязательна. 

Конечно, наш герой не отправляет поддельный документ в главный офис фирмы. Хотя по правилам это нужно сделать, чтобы поставщик вернул фирме деньги за некачественные товары. 

Окрылённый успехом, Сидоренко не останавливается на достигнутом. Немного позже с той же просьбой он приходит к другому знакомому. Тот соглашается помочь и заполняет бланк о возврате денег за покупку планшета Samsung. Так в кармане менеджера появляются ещё 24 990 ₽. Через две недели он оформляет возврат на 28 799 ₽ за холодильник Bosch, а ещё через полторы недели — за телевизор Sony стоимостью 28 799 ₽.

Посчитав, что его схема и репутация нерушимы, Сидоренко входит во вкус и за полтора года похищает 763 538 ₽. 

Признания в суде

История умалчивает, как Сидоренко попался: его обвиняют в мошенничестве. В суде менеджер признаёт вину, соглашается с обвинением, отдаёт практически все украденные деньги и остаётся должен 10 500 ₽. Суд не назначает штраф, так как у мошенника много долгов перед банками, и даёт ему условное наказание с испытательным сроком на один год и десять месяцев. А ещё он должен возместить весь ущерб, то есть вернуть владельцу фирмы остаток украденной суммы.

За кражу большой суммы или использование служебного положения для хищения возможно одно из наказаний (ч. 3 ст. 159 УК РФ):

  • штраф от 100 000 ₽ до 500 000 ₽;
  • штраф в размере заработной платы за период от одного года до трёх лет;
  • принудительные работы до пяти лет, возможно, с ограничением свободы до двух лет;
  • тюремный срок до шести лет и штраф до 80 000 ₽;
  • тюремный срок до шести лет и штраф в размере заработной платы за период до полугода;
  • тюремный срок до шести лет и ограничение свободы до полутора лет.

Как проверить надёжность сотрудника

Чтобы проверить надёжность сотрудника и узнать, не тонет ли он в долгах, посмотрите его кредитную историю. Сделать это втихаря не получится — по закону компания или ИП может получить доступ к кредитной истории человека только с его согласия. Если ваш нынешний или потенциальный сотрудник согласен показать вам кредитную историю, дело за малым — получить документ.

Все истории хранятся в особых организациях — бюро кредитных историй. С 2019 года любой россиянин дважды в год может бесплатно проверить свою кредитную историю. Если она понадобится ещё раз, придётся делать запрос у посредников уже за деньги. Сотрудник может сам получить кредитную историю или выписать на вас доверенность. 

Есть три способа получить свою кредитную историю: через Госуслуги, напрямую в Центробанке или через компанию-посредника.

Через Госуслуги — бесплатно. Если у вас есть учётная запись на Госуслугах, закажите список бюро, в которых хранится ваша кредитная история. Когда в личном кабинете появится информация об этих организациях, возьмите паспорт и отправьтесь туда.

Через Центробанк — бесплатно. Оставьте заявку на сайте Центробанка: в форме укажите паспортные данные и код в системе кредитования. Не знаете свой код — поищите его в кредитном договоре или узнайте у сотрудника банка, где брали кредит. Если найти не удалось, закажите код в Национальном бюро кредитных историй — новый код обойдётся вам в 300 рублей. После отправки формы на сайте Центробанка вам на почту пришлют список бюро, в которых хранится ваша кредитная история. Чтобы её получить, возьмите паспорт и сходите в бюро из списка. 

Через посредников — за деньги. Посредником может быть ваш банк, портал «Банки.ру», «Агентство кредитной информации» или другая компания. Дешевле будет заказать список бюро и уже самостоятельно туда обратиться. Но если не хотите тратить на это время, посредник за дополнительную плату подаст за вас заявку в бюро и принесёт готовую кредитную историю. В одних компаниях-посредниках всё можно сделать онлайн, в других — придётся прийти лично, но в любом случае понадобятся ваши паспортные данные. 

Сервисы, которые обещают предоставить кредитные истории россиян без их согласия, — мошенники. Не ведитесь на это.