Предлагаем сначала разобраться с терминами. Валовая прибыль, валовая выручка, валовой или валовый доход — все эти понятия встречаются в обиходе, и часто под ними подразумевают одно и то же. Но это не так. 

Когда мы считаем валовой доход предприятия, мы вычитаем из всей выручки сумму материальных, или переменных, затрат. 

Валовую прибыль считаем как разность валового дохода и суммы административных и коммерческих затрат.

Ниже будем объяснять наглядно.

Доход и выручка — в чём разница

Выручка — все деньги, которые получены благодаря деятельности компании. Учитываются не только деньги, полученные за товар, но и другие приобретённые материальные ценности, авансовые платежи, частичная оплата. По сути, это не результат работы за период, а текущие объёмы реализационных доходов. 

Проще говоря, это все деньги, поступившие из всех источников:

— прямая деятельность — продажа товаров или оказание услуг;

— продажа, сдача в аренду имущества компании: помещений, спецтехники, оборудования;

— продажа акций и ценных бумаг фирмы;

— деятельность, напрямую не связанная со сферой деятельности компании.

Разберём на примере салона красоты. 

Непосредственная деятельность — услуги: чистки, пилинги, массаж, другие уходовые процедуры. Кроме этого салон может сдать в аренду пустующий кабинет стороннему мастеру или продавать средства для домашнего ухода за кожей. Все деньги, которые салон получит, будут считаться выручкой.

Доход считают вычитанием себестоимости товаров и услуг из выручки.

При этом валовый доход может быть положительным, отрицательным или равным нулю. Выручка же отрицательной быть не может. А вот нулевой — может, если компания в текущем месяце полностью простаивала и не получала денег из других источников.

Валовой доход

Показатель принято считать за период: месяц, квартал, год. Вот формула:

Валовый доход = Выручка Переменные затраты.

Переменные затраты, они же материальные, — это деньги, которые компания потратила на производство товаров и услуг. Эти затраты напрямую зависят от объёма продаж. Для оказания услуг салон красоты закупает косметику, массажное масло, одноразовые шапочки, простыни, халаты. В пекарне переменными затратами будут покупка муки, масла, сахара, упаковки.

Давайте считать.

Допустим, ИП Кузнецов продаёт детскую одежду на маркетплейсе. В начале месяца он закупил костюмы и худи на 30 000 . В конце месяца продано всё без остатка суммарно на 85 000 . При этом транспортные расходы на доставку до склада маркетплейса составили 5000 , на упаковку ушло ещё 3000 . Комиссия торговой площадки — 12 000 .

Если бы ИП Кузнецов продал меньше, то меньше бы потратил на оплату транспортной компании и комиссии маркетплейса, значит, эти затраты — переменные. Вычитаем их из выручки.

Валовый доход ИП Кузнецова = 85 000 ₽  30 000 ₽  5000 ₽ 3000 ₽ 12 000 ₽ = 35 000 ₽.

На практике расчёты могут оказаться сложнее. Скорее всего, бизнесмену придётся учитывать возвраты товара, вероятность брака, нераспроданные остатки с прошлых периодов и другие факторы. Именно поэтому формула расчёта валового дохода в розничной торговле зачастую более показательна при анализе данных не за месяц, а за квартал или год.

Валовая прибыль

Валовая прибыль показывает, сколько денег остаётся после того, как предприниматель заплатил за производство и организацию продаж.

Валовая прибыль = Валовый доход − Постоянные затраты.

Постоянные расходы не зависят от того, сколько и чего произвёл или продал предприниматель. Даже если в салон красоты никто не придёт, всё равно придётся заплатить за аренду помещения, коммунальные расходы, выплатить зарплату сотрудникам.

Посчитаем валовую прибыль ИП Кузнецова.

Мы выяснили, что валовой доход за прошедший месяц составил 35 000 ₽. Из этих денег ИП Кузнецов должен заплатить 10 000 ₽ за аренду офиса, 1000 ₽ за интернет, ещё 1000 ₽ за товароучётную систему. Сотрудников у Кузнецова пока нет, так что на зарплате он экономит.

Вычтем расходы из валового дохода.

Валовая прибыль = 35 000 ₽ − 10 000 ₽ − 1000 ₽− 1000 ₽ = 23 000 ₽.

Можно считать прибыль ещё проще — вычитать из выручки сразу все расходы, которые понёс предприниматель, то есть суммировать постоянные и переменные расходы.

Совет экспертов Эвотора:

Если у предпринимателя нет какого-то сотрудника и он сам выполняет функции, к примеру, курьера, этот расход надо всё равно учитывать. В расчёты можно закладывать среднюю ставку по рынку, а затем забирать эту зарплату себе. 

Зачем так делать: когда оборот увеличится и предприниматель наймёт курьера, его ставка не станет шоковой для баланса — так как предприниматель учитывал статьи затрат заранее, на вырост. Оптимистичный подход, да, но он помогает оценить реальные расходы на бизнес.

Для чего считать валовой доход и валовую прибыль

Первая цель расчёта — узнать рентабельность компании или конкретного направления. Это поможет спрогнозировать окупаемость, выявить точки роста, составить финансовый план на следующий период.

Например:

Наш салон красоты в октябре получил выручку 1 500 000 ₽. Себестоимость услуг составила 1 200 000 ₽. Валовой доход — 300 000 ₽.

Салон красоты через дорогу получил такую же выручку, но себестоимость услуг была меньше, потому что косметика для работы была закуплена дешевле, а оборудование у них проще. Себестоимость услуг составила всего 600 000 ₽, а валовой доход — 900 000 ₽.

Салон по соседству сможет вложить эти деньги в развитие: например, нанять работников или открыть дополнительный кабинет. Но можно и оставить всё как есть, тогда итоговая прибыль у них будет выше.

Первому салону в этом случае нужно проанализировать, за счёт чего сократить издержки, или вычислить самый высокомаржинальный товар или услугу и больше продавать именно его.

Вторая цель — отчётность. Компания, осуществляющая деятельность законно, обязана отражать валовую прибыль в бухгалтерской отчётности согласно приказу № 210н Министерства финансов России от 10 декабря 2021 года. 

В балансе выручка отображается строкой 2110, а себестоимость — 2120. Валовая прибыль обозначается кодом 2100.

Итак, с помощью валового дохода считаем:

  • когда окупится бизнес,
  • какие расходы надо оптимизировать,
  • какой товар или какая услуга приносит больше всего денег.

Рентабельность бизнеса

Подробнее расскажем об оценке рентабельности бизнеса.

Рентабельность = Валовая прибыль / Выручка * 100%.

Рентабельность валовой прибыли ИП Кузнецова составит: 23 000 ₽ / 85 000 ₽ * 100% = 27%. 

Если перевести в рублёвый эквивалент, то за каждый вложенный рубль ИП получит 27 копеек прибыли. 

Если Кузнецов захочет выйти со своим товаром на другую торговую площадку, то подсчёт рентабельности поможет выбрать более выгодную. А подсчёт по каждой товарной категории — отдельно по костюмам и худи — выявит более рентабельный товар и поможет скорректировать ассортимент.

Для тех, кто с Эвотором:

С сервисом «Управление ассортиментом» можно анализировать ассортимент, быстро и просто управлять карточками товаров, смотреть аналитику по ходовым и неходовым товарам, ориентироваться в остатках и сроках годности.

На правах рекламы ООО "ТУ СОФТ" 2RanykQ4HVa

Сам по себе показатель рентабельности ни о чём не говорит.

Важно следить от месяца к месяцу, чтобы процент или оставался таким же, или рос. Если рентабельность по валовой прибыли падает, самое время пересчитать все остальные показатели — рентабельность валового дохода, операционной и чистой прибыли. 

Бухгалтеру рентабельность нужна для определения сумм, которые компания сможет потратить на плановые издержки, выплату дивидендов.

Как увеличить валовую прибыль

Чтобы понять, как увеличить показатель, нужно знать, от чего он зависит. Все факторы разделяют на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние факторы:

  • соотношение цена — качество продукции;
  • выручка от продаж;
  • конкурентные преимущества и слабости бизнеса;
  • расходы на маркетинг, пиар, рекламу, обслуживание кредитов;
  • транспортные затраты;
  • скорость оборота.

К внешним факторам относят:

  • курс валют;
  • налоговую ставку на продукцию;
  • сезонное и ситуативное колебание спроса и то, как вы умеете его выравнивать;
  • конкурентную среду;
  • общее состояние экономики и политики в стране, мире, наличие санкций;
  • отношения компании с законом: суды, штрафы, отзыв лицензии;
  • факторы непреодолимой силы: природные катаклизмы, форс-мажоры.

К процессу увеличения прибыли необходимо подходить комплексно:

  • Регулярно пересматривать ассортимент, анализировать имеющиеся запасы по технике ЛИФО — методу первоочередного списания запасов на производство по последней цене.
  • Пользоваться налоговыми льготами. Например, при продаже товаров на экспорт в страны ЕАЭС продавец может вернуть НДС, так как экспортные операции подпадают под нулевую ставку.
  • Расширять рынки сбыта — открыть точку в другом городе, запустить нишевый продукт и так далее.
  • Оптимизировать процессы производства, доставки, продажи. Например, закупить новое оборудование, нанять или уволить персонал. 
  • Стимулировать покупателя. Эти меры в текущем периоде сократят чистую прибыль, но увеличат её в перспективе. К инструментам стимулирования относят рекламу, бонусную систему, акции, скидки, розыгрыши.

Подытожим

  • Валовой доход — это выручка от продаж, из которой вычли себестоимость товара или услуги, то есть переменные расходы. 
  • Валовая прибыль — выручка от продаж за вычетом производственных и постоянных расходов: аренды, зарплаты, коммунальных платежей и так далее.
  • Валовой доход и валовая прибыль показывают эффективность работы предприятия.
  • Валовой доход, как и его рентабельность, должен расти или хотя бы оставаться на одном уровне. 
  • Чтобы увеличить выручку от продаж, можно расширять ассортимент и рынки сбыта, оптимизировать производство, закупать новое оборудование, проводить рекламные кампании — это сократит валовую прибыль в реальном времени, но увеличит её в дальнейшем.