Шаурма на пляже: жители Казани против аквапарка
Разбираемся в остросюжетных судебных делах. Аквапарк два года доказывал в судах, что его правила для посетителей законны. С ними спорили сами посетители и Роспотребнадзор. Дело дошло до Верховного суда, но и на этом не закончилось. Мы выяснили, можно ли запрещать гостям приносить еду и напитки с собой, и кто отвечает за вещи посетителей в шкафчиках.
В октябре 2016 года в казанский аквапарк «Ривьера» приходит плановая проверка Роспотребнадзора. Тогда инспекторы впервые обнаружили нарушения, из-за которых суды затянутся на несколько лет.
Проверяющие изучают правила для гостей аквапарка и находят три проблемы:
- Из еды гости могут принести с собой только детское питание.
- Администрация может не пустить тех, кто не согласен с правилами или не понимает их.
- В аквапарке есть шкафчики для одежды, но за вещи в них никто не отвечает.
Это нарушает права потребителей. Роспотребнадзор даёт владельцу аквапарка время до конца месяца, чтобы изменить правила.
Первый заход. Провал по всем статьям
Юристы аквапарка не согласны с Роспотребнадзором. Они идут в суд.
Судья рассуждает так: все посетители равны. Нельзя делать исключения для тех, кто голоден или плохо понимает по-русски. Единственное условие для посетителей аквапарка — купить билет. Остальные ограничения незаконны.
А ещё судья считает, что все посетители и их вещи должны быть в безопасности.
Суд соглашается с Роспотребнадзором. Аквапарк должен изменить незаконные правила. Юристы пытаются обжаловать это решение, но у них не получается.
Правила посещения — это публичный договор. По закону, когда предприниматель заключает с клиентом публичный договор, нельзя (ст. 426 ГК РФ):
- относиться к посетителям избирательно;
- называть клиентам разную цену;
- отказываться заключать с посетителем договор.
Бизнесмен, который оказывает услугу, обязан обеспечить безопасность клиентам и их вещам (ч. 1 ст. 7 закона «О защите прав потребителей»).
Второй заход. Штраф по наводке
История расходится по городу, и в апреле 2017 года житель Казани Широбоков жалуется в Роспотребнадзор. Широбоков тоже недоволен, что в аквапарк «Ривьера» нельзя приходить со своей едой и никто не отвечает за его вещи в шкафчике. Роспотребнадзор снова изучает правила на сайте аквапарка и соглашается с Широбоковым. На этот раз Роспотребнадзор штрафует руководство парка на 10 000 ₽.
Аквапарк не хочет платить. В суде его представитель утверждает:
- В правилах сказано, что они не являются публичным договором или публичной офертой.
- Штраф выписал чиновник, который не имел на это права.
- Роспотребнадзор неправильно процитировал пункт правил про напитки с собой, он был другим.
- Роспотребнадзор неправильно понимает пункт про ответственность за ценные вещи в шкафчиках.
Юристы аквапарка «Ривьера» приносят в суд правила пользования услугами.
Судья считает:
- Раз в правилах написано, что они регулируют отношения между посетителями и компанией «Аквапарк-Сувар», это и есть договор. И он публичный, потому что правила действуют для всех посетителей аквапарка.
- Штраф аквапарку выписал начальник юридического отдела Роспотребнадзора, это в его компетенции. Он действовал по закону.
- По поводу еды с собой и хранения вещей в шкафчиках суд уже всё сказал в прошлом году. Судья подтверждает решение и ссылается на те же статьи закона.
Аквапарк должен заплатить штраф 10 000 ₽.
В договор нельзя включать условия, которые нарушают права потребителей (ст. 16 закона «О защите прав потребителей»):
- противоречат закону;
- заставляют покупателя купить товар в нагрузку к тому, который ему нужен;
- заставляют покупателя платить за дополнительные услуги без его согласия.
За это грозит штраф (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ):
- должностным лицам 1 000–2 000 ₽,
- индивидуальным предпринимателям 1 000–2 000 ₽,
- юридическим лицам 10 000–20 000 ₽.
Попытка реванша. Верховный суд
В сентябре 2017 года первое судебное решение доходит до Верховного суда. Аквапарк подаёт кассационную жалобу.
Верховный суд считает, что первый судья всё сделал правильно, и не принимает кассационную жалобу. Получается, Верховный суд подтвердил: посетители могут приходить со своей едой и напитками, а за их вещи в шкафчиках отвечает администрация.
Третий заход. Шаурма раздора
В 2018 году посетитель аквапарка «Ривьера» Кабиров покупает билет в кассе, чтобы сходить на пляж и в бассейн. С собой у него шаурма и лимонад. Сотрудники аквапарка не пускают Кабирова, ссылаются на внутренние правила. Он идёт в кассу, чтобы вернуть деньги за билет, но кассир ему отказывает. Тогда Кабиров пишет претензию в книгу жалоб: он заплатил, а услугу не получил. В претензии он указывает свой электронный адрес и ждёт. Но ответа нет, и он идёт в суд.
В суде он требует с аквапарка деньги за билет, услуги юриста, моральный вред и неустойку 7,5 ₽ за каждый день с момента подачи претензии — это 3% цены входного билета.
Юрист аквапарка уверяет судей в том, что ответил Кабирову на почту. Ему написали, чтобы тот пришёл в «Ривьеру» за деньгами или выслал реквизиты, по которым можно вернуть деньги. Но Кабиров не отреагировал.
Судья принимает решение: удовлетворить требования Кабирова частично.
Компенсация | Требования Кабирова | Решение суда |
---|---|---|
Билет | 250 ₽ | 250 ₽ |
Моральный вред | 40 000 ₽ | 300 ₽ |
Услуги юриста | 10 000 ₽ | 3000 ₽ |
Игнорирование требований посетителя | 275 ₽ | |
Всего | 50 250 ₽ | 3825 ₽ |
В суде юристы аквапарка ссылаются на то, что они уже изменили правила. Они отправили новую версию в Роспотребнадзор и не получили ответ. Значит, новые правила законны:
Было | Стало |
---|---|
Не разрешается приносить в Аквапарк продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару. | В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм запрещается проносить в водно-развлекательную зону Аквапарка продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару. |
В суде администраторы аквапарка утверждают, что не раз предлагали Кабирову вернуть деньги, но он отказывался.
Единственный контакт, который он оставил, — электронная почта. На неё сотрудники аквапарка отправили письмо с просьбой прийти за деньгами. Распечатка этого ответа есть. Протокол осмотра электронной почты, заверенный нотариусом, тоже есть. Только самого письма в протоколе нет, потому что сотрудник регулярно чистит почту и корзину, чтобы компьютер не тормозил. Начальник ИТ-отдела подтверждает: удалённые письма восстановить невозможно.
На все эти аргументы суд отвечает, что нарушать права потребителей всё равно нельзя. А именно это делает аквапарк, когда запрещает клиентам приходить со своей едой и напитками. Значит, аквапарк должен возместить Кабирову моральный вред: 300 ₽ это справедливая цена. Суд оставляет решение без изменений. За испорченный отдых Кабиров получит 3825 ₽.
Хотите рассказать о своих судебных разбирательствах, пишите: zhiza@evotor.ru
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных