Почему мы открыли интернет-магазин

Я вегетарианка, моя подруга Саша — веган. Отказ от мяса, молока и яиц изменил наш рацион. Организм на растительной диете должен получать белок, аминокислоты и микроэлементы, для этого нужно разнообразить питание.

Чтобы один раз закупиться на неделю, мы тратили 4 часа. Вегетарианские продукты найти сложнее: батончики без сахара мы покупали в «Перекрестке», бобы — в «Пятерочке», тофу и орехи — в гипермаркете «Окей», соевое молоко, творог и сыр — в небольших фермерских магазинах, свежие овощи и фрукты — в сети киосков «Грядка». Быть вегетарианцем в Воронеже сложно и дорого.

Однажды мы поехали на маркет вегетарианской продукции ВегМарт, познакомились с поставщиками и попросили их цены. Оказалось, если покупать продукты оптом, сразу на 10-80 000₽, то получается дешевле и быстрее, чем ходить по магазинам в Воронеже. Тогда мы решили заказывать продукты с доставкой у поставщиков, которых нашли на ВегМарте.

Закупаться оптом оказалось здорово, но продукты оставались. Часть мы стали перепродавать друзьям — они тоже захотели закупать всё в одном месте и по оптовым ценам. Так мы нашли первых клиентов. Потом клиентов стало больше — у нас скупали всё. Мы продавали только воронежским веганам и вегетарианцам через Инстаграм, но получали 10 000₽ прибыли каждый месяц.

Однажды девушка-веган из Казани заказала сразу на 20 000₽. Мы решили, что найдём ещё больше клиентов, если откроем онлайн-магазин с доставкой. Узнали, что агентства за разработку онлайн-магазина берут от 300 000₽, а фрилансеры — от 100 000₽. Для нас это было слишком дорого, поэтому решили открыть интернет-магазин сами.

В этой статье расскажу, как это сделать — без опыта, с нуля.

Найдите площадку

Мы выбирали из 6 площадок с готовыми решениями для интернет-магазина. Они все работают примерно одинаково: регистрируешься, выбираешь шаблон, оплачиваешь и получаешь доступ в систему управления сайтом. Потом загружаешь товары, добавляешь страницы «О нас», «Блог», «Доставка», настраиваешь допродажи — блок «Похожие товары» или «Вместе с этим товаром покупают». Потом следишь за поступающими заказами.

Удобно, если есть:
— адаптивный дизайн — сайт будет корректно отображаться в мобильной версии.
— мобильное приложение — вы сможете управлять заказами из любой точки мира.
— интеграция с российскими платежными системами — покупатели выберут привычный способ оплаты.

Wix

Сколько стоит от 123₽/мес.
Тестовый период нет
Кому подходит небольшим брендам: есть макеты для интернет-магазинов одежды, украшений, косметики и предметов интерьера — можно создать сайт по готовому шаблону
Плюсы — мобильная оптимизация: заказывать товары удобно и с компьютера, и с планшета, и со смартфона;
— единая панель управления: следить за заказами и платежами можно в одном месте.
Минусы — админка перегружена функциями — это неудобно для новичка;
— техподдержка не говорит на русском языке.
Сколько стоит от 399₽/мес.
Тестовый период 30 дней
Кому подходит для тех, кто не хочет подключать CRM отдельно: есть личный кабинет, где можно контролировать заказы, вести учет товаров и делать рассылки
Плюсы — есть мобильное приложение — оно позволяет следить за продажами и управлять заказами удаленно;
— доступна установка плагинов, дополнительных модулей — с их помощью удобно настраивать доставку и оплату заказов;
— тем, кто хочет управлять продажами в личном кабинете: здесь есть информация о заказах, оплатах, количестве товара.
Минусы — нужно время, чтобы разобраться в админке — не самый привычный интерфейс;
— у бесплатных шаблонов примитивный дизайн.
Сколько стоит 750₽/мес.
Тестовый период 2 недели
Кому подходит небольшим брендам: есть макеты интернет-магазинов одежды, фурнитуры, канцелярии — можно создать сайт по шаблону.
Плюсы — блочный механизм редактирования — из 400+ блоков возможно создать уникальный дизайн;
— гармоничные пропорции, интерлиньяж, много «воздуха» — всё выглядит красиво;
— индексируется поисковиками.
Минусы — скорее всего, ваш сайт получится типовым: чтобы создать уникальный дизайн, нужно это уметь;
— не подходит, если у вас больше ста товаров.
Сколько стоит от 840₽/мес.
Тестовый период нет
Кому подходит тем, кто знает английский и хочет выходить на зарубежный рынок.
Плюсы — огромный выбор шаблонов — более 1 000;
— в стоимость входит доменное имя и базовые сео-инструменты.
Минусы — чтобы получить самый выгодный тариф, надо оплатить сервис сразу на 3 года;
— весь интерфейс на английском языке.
Сколько стоит 999₽/мес.
Тестовый период 14 дней
Кому подходит для тех, кто не хочет подключать CRM отдельно: личный кабинет, где можно контролировать заказы, вести учет товаров и делать рассылки.
Плюсы — статистика посещаемости и продаж на главной странице меню;
— можно управлять продажами в личном кабинете: здесь есть информация о заказах, оплатах, количестве товара.
Минусы шаблонов мало, все они одинаковые.
Сколько стоит 7 900₽/год
Тестовый период нет
Кому подходит малому и среднему бизнесу: тем, кто уже давно на рынке, и тем, кто хочет получить удобный сайт недорого
Плюсы — интуитивно понятный интерфейс;
— отзывчивая техподдержка;
— выбранный шаблон можно поменять в любой момент: разработчики предлагают новые варианты дизайна, в среднем, раз в 2-3 месяца.
Минусы нельзя оплачивать каждый месяц — нужно сразу на год.

Мы выбирали между Shop-script, Tilda и Vigbo. Tilda не подошла, так как у нас больше ста товаров; Vigbo тоже отпал — пока мы тестируем формат интернет-магазина, и не хотим платить сразу на год. В итоге мы выбрали Shop-script.

У нас ушло 600₽ на оплату домена, 1 400₽ — на оплату аккаунта.

Главный минус Shop-script — слишком простой дизайн, не как на Tilda и Vigbo. Мы решили протестировать его на фокус-группе — отправили ссылку 20 постоянным покупателям. Негативных отзывов не было.

Я советую не делать ставку на дизайн: для покупателя важно сделать заказ, а не насладиться эксклюзивным шрифтом. Визуальная составляющая важна, но не настолько, насколько функционал.

Продумайте разделы

Посмотрите, что делают конкуренты, и сделайте также — на провалах учитесь, удачные решения внедряете себе.

Товары разделите на простые категории. Помогите покупателю быстрее найти нужный. У нас все просто: перекусы, уход за волосами, уход за лицом и уход за телом.

Предлагайте купить что-то еще. Разместите блок «Рекомендуем» под каждым из продуктов. Покупатель сможет выбрать что-то дополнительное к основной покупке.

Предложите разные способы оплаты. Наличные, карта и электронные деньги. Клиент выберет вариант, который для него удобнее.

Напишите несколько статей о продукте. Поисковики индексируют статьи по ключевым словам: так вас быстрее найдет потенциальный покупатель. Начните с четырех простых тем:

  1. Гайды и инструкции о продукте
    Покажите ваш товар «в деле»: продаете косметику — снимайте видео о том, как ей пользоваться; шьете платья — продемонстрируйте новую коллекцию на моделях. Часто покупатели не знают, как пользоваться товаром или услугой, и думают, им это не нужно.
  2. Интервью с покупателями
    Берите интервью у постоянных покупателей: они лояльны к вашему бренду и смогут рассказать, чем их заинтересовал товар. Их опыт поможет принять решение будущим клиентам.
  3. FAQ
    Торгуете телефонами — расскажите, как не купить подделку; продаете кухонную утварь — рассказывайте, какие покрытия безопасны, а какие вредны для здоровья. FAQ пишите на основе реальных вопросов — так вы предугадаете большинство сомнений потенциальных покупателей.
  4. Тематические подборки
    Хиты продаж, новинки или подборки продуктов по темам — со ссылками на соответствующие товары в магазине. Списки и чек-листы помогают выбрать полезный подарок и мотивируют на покупку.

Запустите продажи

Если вы только что создали сайт, нужна реклама.

Попросите друзей разместить пост о вас в соцсетях. Наша подруга разместила отзыв о перекусе у себя в Инстаграме — она худеет на правильном питании и ведет аккаунт об этом. На нее подписаны более 6 500 человек. Посты друзей сработали: их знакомые — не только веганы и вегетарианцы — делают заказы примерно раз в 2 месяца.

Разместите рекламу в тематических пабликах. Стоимость зависит от того, удаляют ли пост через сутки, или же он остается. Мы разместили три пробных объявления в аккаунтах воронежских девушек с 5-7К подписчиков за 1 000 рублей каждое — их удаляли через сутки. Пришли пять покупателей, заказы окупили рекламу, трое заказывают постоянно.

Сотрудничайте с другими бизнесами. Мы нашли три частных детских сада и предложили поставлять детские батончики из сухофруктов. Двое владельцев отказались, один согласился. Он закупает 100 батончиков в месяц — это немного, но наша цель — понять, как на этом бизнесе заработать.

Главное — найти постоянных клиентов. 20-30 человек с ежемесячными заказами на 2—3 000₽ дадут стабильный доход.

Мы не ушли с основных мест работы: я — журналист, Саша — бухгалтер. Сейчас мы всё тестируем: варианты продвижения интернет-магазина, возможности для сотрудничества с другими бизнесами, посты в соцсетях. Для себя поставили срок в полгода-год — по результатам этого периода будет видно, стоит ли продолжать.

На первом этапе важно понять спрос, проанализировать конкурентов, найти поставщиков, создать тестовую версию сайта. Тестируйте идею с минимальными вложениями. Так узнаете, есть ли спрос на ваш товар.

Основные шаги:

  1. Найдите площадку
    Выбирайте самую простую и удобную
  2. Продумайте разделы
    Подсмотрите у конкурентов
  3. Запустите продажи
    Попросите друзей написать посты в соцсетях и разместите рекламу в тематических пабликах
  4. Найдите постоянных клиентов
    Их заказы дают стабильный доход
  5. Тестируйте спрос на товар
    Поставьте срок в полгода-год: будет видно, стоит ли продолжать бизнес