Как маркировать товар в 2022 году: зачем нужен сервис «Честный знак»

Программа по обязательной маркировке реализуется постепенно: ежегодно в единую национальную систему включаются новые категории продукции. В 2022 году без цифровых кодов запрещается продавать:

  • шубы,
  • лекарственные препараты,
  • молочную и табачную продукцию,
  • парфюмерные изделия,
  • шины и автопокрышки,
  • фотоаппараты и фотовспышки,
  • изделия легпрома,
  • обувь,
  • воду в упаковке.

Для работы с маркировкой требуется регистрация в сервисе «Честный знак», который представляет собой платформу учёта. В нём регистрируются производители, импортёры, дистрибьюторы, оптовики, предприятия розницы.

Предпринимателям сервис предоставляет уникальный цифровой код DataMatrix, наносимый на каждый товар или общую упаковку продукции. Путём сканирования кода фиксируется переход товара на каждый этап логистической цепочки. Платформа содержит полную информацию о кодах на продукцию: показывает ключевые характеристики (состав, дату, место изготовления), путь от производителя до конечного потребителя.

Регистрация в «Честном знаке» для маркировки товаров позволяет производителям и импортёрам доказывать высокое качество и подлинность своей продукции, надзорным органам — эффективно отслеживать нелегальные поставки, выявлять нарушения на любом из этапов логистической цепочки. Подделать цифровой код невозможно, поскольку он создан на базе криптотехнологий.

Важно! С 01.01.2022 передача сведений о движении товаров с цифровым кодом платформе «Честный знак» возможна только через электронный документооборот для продавцов обуви, товаров легпрома, шин и покрышек, фототехники, духов и туалетной воды. Предприниматели, ранее передававшие данные в сервис напрямую, больше этого сделать не смогут — они должны подключить ЭДО. Также без ЭДО не могут работать продавцы табака, а с 01.09.2022 требования коснутся всех, кто продаёт молочные продукты.

Возможно, вам пригодится пошаговая инструкция по подключению ЭДО.

Личный кабинет Эвотора — ваш пульт управления бизнесом. Тут вы будете контролировать выручку и самые маржинальные товары, получать оповещения об уплате налогов и изменениях законодательства.

Регистрация и вход в личный кабинет

Инструкция, как зарегистрироваться в «Честном знаке» для маркировки товаров, включает несколько этапов и начинается с подачи заявки. Сервис автоматически проверяет наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), подключение необходимого программного обеспечения.

Регистрацию от лица компании вправе проходить только её руководитель (индивидуальный предприниматель), применив свою УКЭП.

Требования к ПО

Для работы с УКЭП необходимо установить специализированное ПО (СКЗИ, драйвера токенов).

Требования к программному обеспечению:

  • ОС Win 7 и выше или Mac OS X 10.8 и выше,
  • программа-браузер — Chrome 70, Firefox 60, Safari 12, Yandex 20, IE 11 и более новые вариации,
  • плагин — «КриптоПро» или «Рутокен»,
  • сертифицированное ПО — криптопровайдеры «КриптоПро CSP» или VipNet CSP,
  • драйвера для операций с УКЭП.

Для установки, настройки ПО можете воспользоваться официальным руководством системы.

Получение УКЭП

Для работы в «Честном знаке» обязательно наличие УКЭП, оформленной на главу компании / ИП (в соответствии с ЕГРЮЛ/ЕГРИП). С 01.01.2022 оформить её возможно исключительно в налоговой или у её доверенных лиц.

Впоследствии работа с кодами маркировки в личном кабинете «Честного знака» может быть доступна не только директору предприятия, но и другим сотрудникам. Для этого им необходимо авторизоваться в сервисе по своим УКЭП. Сотрудники могут оформить УКЭП в аккредитованных удостоверяющих центрах. Их сертификаты работников добавляются отдельно в профиле главы компании.

Автоматическая проверка

На этом этапе система проверяет соответствие ПО пользователя требованиям платформы. Система предлагает варианты криптоплагинов, из которых надо выбрать используемый вами. Проверка осуществляется по нескольким направлениям:

  • операционная система;
  • браузер;
  • криптоплагин;
  • криптографическое ПО.

Направление, не прошедшее проверку, система отмечает красным цветом. Для продолжения работы все блоки должны соответствовать требованиям платформы.

После установки ПО обязательно перезагрузите браузер. При успешном завершении проверки пользователю предлагается заполнить форму заявки на регистрацию.

Отправка заявки на регистрацию

В открывшейся форме требуется выбрать сертификат УКЭП и проверить информацию о владельце, ИНН, срок действия подписи. Затем нужно ввести контактные сведения: email, номер телефона.

После отправки заявка рассматривается в течение суток. Ей присваивается регистрационный номер, который приходит на обозначенный пользователем электронный адрес. Результат проверки также поступит на email: при положительном рассмотрении заявки пользователю пришлют ссылку на вход в систему маркировки «Честный знак».

При отсутствии ответа вы можете самостоятельно проверить статус обращения. Для этого потребуется ввести регистрационный номер заявки в соответствующее поле.

Заполнение профиля в личном кабинете системы маркировки «Честный знак»

После успешно пройденной регистрации становится доступным вход в личный кабинет системы маркировки «Честный знак». Сервис запросит уточняющую информацию о компании:

  1. Тип участника, к которому принадлежит компания: производитель, импортёр, оптовая торговля, розница.
  2. Сведения о применяемых операторах ЭДО — указывается наименование (можно несколько), ID участника.
  3. Товарные группы, в отношении которых будет выполняться маркировка. Нужные пункты выбирают из выпадающего перечня.
  4. Подтверждение или опровержение членства организации в GS1 RUS — требуется производителям/импортёрам для получения единых кодов мирового товарооборота (GTIN, GLN, SSCC). При подтверждении членства требуется ввести данные идентификаторов GCP и GLN: они приведены в личном кабинете GS1 RUS.

При первом входе в систему более подробно заполняется профиль участника:

  1. Сведения о предприятии — проверьте уже внесённые данные, дополните недостающую информацию.
  2. Добавление участников — можно зарегистрировать в сервисе и других сотрудников. Для этого понадобится УКЭП каждого работника: при добавлении подписи данные о сотруднике заполнятся автоматически.
  3. Платёжные реквизиты — ИП могут не вносить сведения, для других участников этот блок обязателен. Требуется ввести название банка, БИК, корреспондентский и расчётный счёт. При отметке чекбокса о получении счёта-фактуры на аванс сервис будет формировать соответствующие документы через ЭДО.
  4. Добавление операторов ЭДО — блок позволяет внести своих операторов ЭДО или бесплатно подключить ЭДО ЦРПТ. Добавление ЭДО осуществляется путём заполнения соответствующей формы.

При правильном оформлении профиля от системы придёт подтверждение — после этого можно переходить к работе с документацией.

Подписание пакета документов

После заполнения профиля нужно зайти в ЛК системы маркировки «Честный знак», указав УКЭП, и подписать документы — без этого функции сервиса будут недоступны. Договоры заполняются автоматически на основе информации из профиля.

Документы на подпись находятся в разделах:

  1. «Главное окно». При нажатии на товарную группу открывается окно подписания документов. Чтобы подписать договор по товарной группе, нужно перейти по ссылке «Требуется подписать договор».
  2. «Профиль» — «Документы от оператора».

Их необходимо подписать УКЭП руководителя компании. При внесении новой товарной группы сервис автоматически сформирует новый пакет документов, который также потребуется подписать.

По завершении данного этапа необходимо заново авторизоваться для получения доступа к функциям площадки.

Вы можете воспользоваться более простым способом: установить сервис «Маркировка» от Эвотора, чтобы быстро подключить ЭДО и пройти регистрацию на платформе «Честный знак» через один интерфейс. ЭДО включён в тариф. Сервис зарегистрирует вашу компанию во всех нужных для работы системах, проверит УКЭП, даст возможность взаимодействовать с товарами от поставщика по ЭДО на кассе, в личном кабинете, мобильном приложении.

«Управление ассортиментом» — сервис для работы с товарами там, где вам удобно: на компьютере или планшете. Формируйте товарную базу, импортируйте поступившие товары в несколько кликов, печатайте ценники и передавайте данные в 1С.

Работа в сервисе «Честный знак»: основные этапы маркировки

После успешного прохождения регистрации участникам системы доступны описание продукции в «Национальном каталоге», заказ и оплата кодов маркировки, ввод маркированных изделий в оборот. Становится возможным отслеживание товара на всём пути: от производства до конечного потребителя.

Инструкция, как сделать маркировку через «Честный знак», включает несколько последовательных этапов.

Учёт товаров

В систему необходимо добавить всю продукцию, включая остатки, если это допустимо в отношении категории вашей продукции. Регистрация остатков осуществляется через раздел «Описание» — ввод позиций ручной или автоматический (импортирование файла XML или CSV). Документ подписывают УКЭП, после чего соответствующие данные появляются в реестрах.

Перед маркировкой товаров необходимо дать им описание, а также пройти регистрацию для получения идентификатора GTIN. Это доступно через платформу ЮНИСКАН / GS1 RUS или встроенный в ГИС МТ «Национальный каталог».

Когда информация об ассортименте внесена в сервис, переходите к выпуску кодов.

Заказ кодов маркировки

После регистрации пользователю присваивается лицевой счёт на каждую товарную категорию. Заказ кодов производится по предоплате: оплата возможна по реквизитам или счёту (формируется во вкладке «Документы от оператора» — «Платежи»). Цена за код приведена в постановлении Правительства РФ от 08.05.2019 № 577: 50 копеек без учёта НДС.

После пополнения своего счёта в «Станции управления» создайте заявку с указанием товарной группы: её нужно подписать УКЭП. После успешного завершения проверки оператором статус изменится на «Доступен». Печать этикеток производится во вкладке «Товары» выбранного заказа: детализированная форма представлена в разделе «Бизнес-заказы». Пользователь выбирает нужное количество кодов маркировки, после этого с лицевого счёта списывается соответствующая сумма.

Агрегация

Несколько единиц продукции можно объединить в одну логистическую упаковку, но только в рамках конкретной товарной группы. Агрегация существенно экономит время при передаче грузов.

Коды логистической упаковки (КИТУ) создаются пользователем самостоятельно с учётом рекомендаций сервиса. После нанесения кодов на этикетки в разделе «Документы» заполняется шаблон «Агрегирование» и вносится продукция.

Ввод в оборот

Данные о маркированной продукции необходимо передать в единую систему мониторинга. Без этого оборот товаров недопустим, они причисляются к немаркированным, что грозит штрафами и принудительным изъятием остатков.

Сведения передаются в разделе «Документы»: нужно сформировать документ «Ввод в оборот», ввести данные и сохранить. При успешном прохождении процедуры документу присваивается статус «Обработан», а продукция получает пометку «В обороте».

Перемаркировка

Процедура необходима при порче, утрате этикетки с кодом, в том числе при возврате товара, а также при обнаружении ошибки. Получить код маркировки повторно можно после оформления акта списания на прошлый код. На перемаркировку выделяется 20 рабочих дней от даты составления акта.

Отгрузка и приёмка

При передаче контрагентам маркированной продукции меняется правообладатель, о чём в течение трёх дней необходимо проинформировать систему. Основанием и подтверждением сделки выступает копия УПД (передаточного документа).

Оператор ЭДО информирует платформу об изменении статуса товара, отправив копию УПД с подписями контрагентов. Все данные изменятся автоматически в ЛК отгрузчика и получателя.

Вывод из оборота

Завершающий этап предполагает реализацию конечному потребителю или списание из-за невозможности дальнейшего сбыта. В первом случае отчётность предоставляют розничные точки, использующие онлайн-кассы: система автоматически получает сведения через ОФД.

Списание остатков осуществляется в личном кабинете путём заполнения специальной формы с обозначением кодов позиций на выбытие и причины вывода из оборота.

Возврат товара

Покупатель вправе отказаться от приобретённого товара. Если при этом код на этикетке сохранился, возврат проводится через онлайн-кассу: данные попадут в систему автоматически. При отсутствии или повреждении кода маркировки, потребуется перемаркировка.

Принимать, продавать, списывать маркированные товары удобно с сервисом «Маркировка» от Эвотора. Сервис поддерживает всю цепочку, от работы с электронными накладными до отправки сведений в «Честный Знак» и ОФД.

Подытожим

Маркировка товаров осуществляется поэтапно:

  1. Руководитель должен зарегистрировать компанию в Государственной системе мониторинга «Честный знак».
  2. После регистрации организация добавляет в сервис товары, производитель или импортёр заказывает цифровые коды и наносит их на продукцию.
  3. По цифровому коду маркировки фиксируется логистическая цепочка, по которой движется объект маркировки: от ввода в оборот до выбытия.
  4. Код сканируют при реализации на кассе: сведения об этом автоматически поступают в систему.
  5. Применив мобильное приложение, потребитель может самостоятельно оценить качество и подлинность продукции.