Зачин

Компания «Хохломская роспись» делает посуду, украшения, сувениры, игрушки и мебель с народной росписью. Художники, которые работают в компании, обновляют старые узоры и придумывают свои. Затем художественный совет утверждает и регистрирует узоры работников, и рисунки становятся собственностью компании. После этого только «Хохломская роспись» имеет право публиковать, продавать или дарить свои произведения.

В 2000 году работница компании Грибова придумала новый узор и нарисовала его на декоративном панно. Фотография произведения попала в книгу «Декоративная роспись по дереву Золотая Хохлома».

Завязка

Спустя 18 лет кто-то из сотрудников «Хохломской росписи» случайно увидел в магазине «Магнит» упаковку бумажных стаканчиков с хохломской росписью. Рисунок был очень похож на узор из книги. Наблюдательный сотрудник купил упаковку стаканчиков и показал владельцу компании — тот оказался настойчивым и решил разобраться в ситуации.

Сначала нужно было убедиться, что на посуде изображён тот самый узор. Владелец компании показал стаканчики специалисту Союза Художников России. Тот сравнил рисунки и выдал официальное заключение: на стаканчиках изображён тот самый узор

Кульминация

Затем нужно было решить, с кем судиться. На упаковке был указан производитель: компания «ТермоКап» — она без разрешения использовала чужой узор. Но торговал контрафактными стаканчиками магазин «Магнит». Владелец «Хохломской росписи» подал в суд на обоих: потребовал по 300 000 ₽ от каждого.

На суде представитель магазина «Магнит» заявил, что стаканчики не его. Он утверждал, что магазин торговал стаканчиками объёмом 200 мл, а представитель «Хохломской росписи» принёс в суд посуду объёмом 250 мл. Кассовый чек подтверждал слова представителя магазина: в нём значились 10 стаканчиков объемом 200 мл. Представитель компании не смог доказать, что посуду купили в «Магните».

Дальше выяснилось, что «ТермоКап» тоже не при делах. Оказалось, два года назад он присоединился к компании «Парма-Инвест» — она и должна отвечать за воровство узора. Суд заменил ответчика на «Парма-Инвест».

Новый ответчик попытался использовать аргументы «Магнита». Он утверждал, что поставлял в магазин стаканчики объемом 200 мл и не согласовывал рисунок с покупателем. Но это не сработало: хотя объём стаканчиков по документам не совпадал, на упаковке значился производитель: «ТермоКап». Спрыгнуть не удалось — суд решил, что производитель незаконно использовал узор «Хохломской росписи» и нарушил её авторские права.

Компания оценила свои убытки в 300 000 ₽, и суд с этой суммой согласился. Он обязал производителя «Парма-Инвест» уничтожить все стаканчики с хохломой, которые не успели продать, и выплатить компенсацию. Владелец магазина «Магнит» избежал наказания благодаря неразберихе с документами.

Ответчик Требования предпринимателя Решение суда
Производитель 300 000 ₽ 300 000 ₽ (компенсация)
15 000 ₽ (госпошлина)
Магазин 300 000 ₽ Не виновен
Оба 600 000 ₽ 315 000 ₽

Развязка

По закону владелец произведения может потребовать компенсацию от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ — подтверждать сумму ущерба документами не нужно.

Владелец «Хохломской росписи» не согласился, что магазин ничего не должен за продажу стаканчиков с ворованным узором, и подал на апелляцию. Представитель компании утверждал, что стаканчики купили в «Магните». Он требовал, чтобы владелец магазина выплатил ему 300 000 ₽ и уничтожил оставшиеся стаканчики. Компания проиграла апелляцию по той же причине — разный объём стаканчиков по чеку и в реальности.

Хотите рассказать о своих судебных разбирательствах, пишите: zhiza@evotor.ru

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО «Эвотор»

Жиза советует