Дело на 600 000 ₽: бумажный стаканчик с хохломой | Жиза
Дело на 600 000 рублей: бумажный стаканчик с хохломой

Дело на 600 000 рублей: бумажный стаканчик с хохломой

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Разбираемся в остросюжетных судебных делах. На этот раз наш герой — предприниматель, который создаёт поделки с хохломской росписью. Он случайно обнаруживает свой узор на чужих бумажных стаканчиках. Бизнесмен требует наказать производителя и продавца стаканчиков — подаёт в суд на обоих. Но всё оказалось не так однозначно.

Компания «Хохломская роспись» делает посуду, украшения, сувениры, игрушки и мебель с народной росписью. Художники, которые работают в компании, обновляют старые узоры и придумывают свои. Затем художественный совет утверждает и регистрирует узоры работников, и рисунки становятся собственностью компании. После этого только «Хохломская роспись» имеет право публиковать, продавать или дарить свои произведения.

В 2000 году работница компании Грибова придумала новый узор и нарисовала его на декоративном панно. Фотография произведения попала в книгу «Декоративная роспись по дереву Золотая Хохлома».

Иллюстрация № 65 «Декоративное панно», автор Грибова Л.Н.
Книга Емельяновой Т.И. «Декоративная роспись по дереву Золотая Хохлома», издательство «Евробук-бизнес», 2001

Авторское право: как безопасно использовать фото из интернета

Спустя 18 лет кто-то из сотрудников «Хохломской росписи» случайно увидел в магазине «Магнит» упаковку бумажных стаканчиков с хохломской росписью. Рисунок был очень похож на узор из книги. Наблюдательный сотрудник купил упаковку стаканчиков и показал владельцу компании — тот оказался настойчивым и решил разобраться в ситуации.

Сначала нужно было убедиться, что на посуде изображён тот самый узор. Владелец компании показал стаканчики специалисту Союза Художников России. Тот сравнил рисунки и выдал официальное заключение: на стаканчиках изображён тот самый узор

Фото спорных стаканчиков: Термокап

Затем нужно было решить, с кем судиться. На упаковке был указан производитель: компания «ТермоКап» — она без разрешения использовала чужой узор. Но торговал контрафактными стаканчиками магазин «Магнит». Владелец «Хохломской росписи» подал в суд на обоих: потребовал по 300 000 ₽ от каждого.

На суде представитель магазина «Магнит» заявил, что стаканчики не его. Он утверждал, что магазин торговал стаканчиками объёмом 200 мл, а представитель «Хохломской росписи» принёс в суд посуду объёмом 250 мл. Кассовый чек подтверждал слова представителя магазина: в нём значились 10 стаканчиков объемом 200 мл. Представитель компании не смог доказать, что посуду купили в «Магните».

Дальше выяснилось, что «ТермоКап» тоже не при делах. Оказалось, два года назад он присоединился к компании «Парма-Инвест» — она и должна отвечать за воровство узора. Суд заменил ответчика на «Парма-Инвест».

Решение суда: для тех, кому нужны юридические подробности

Новый ответчик попытался использовать аргументы «Магнита». Он утверждал, что поставлял в магазин стаканчики объемом 200 мл и не согласовывал рисунок с покупателем. Но это не сработало: хотя объём стаканчиков по документам не совпадал, на упаковке значился производитель: «ТермоКап». Спрыгнуть не удалось — суд решил, что производитель незаконно использовал узор «Хохломской росписи» и нарушил её авторские права.

Компания оценила свои убытки в 300 000 ₽, и суд с этой суммой согласился. Он обязал производителя «Парма-Инвест» уничтожить все стаканчики с хохломой, которые не успели продать, и выплатить компенсацию. Владелец магазина «Магнит» избежал наказания благодаря неразберихе с документами.

Ответчик Требования предпринимателя Решение суда
Производитель 300 000 ₽ 300 000 ₽ (компенсация)
15 000 ₽ (госпошлина)

Магазин 300 000 ₽ Не виновен
Оба 600 000 ₽ 315 000 ₽
Требования предпинимателя
Ответчик Производитель 300 000 ₽
Ответчик Магазин 300 000 ₽
Оба 600 000 ₽
Решение суда
Ответчик Производитель 300 000 ₽ (компенсация) 15 000 ₽ (госпошлина)
Ответчик Магазин Не виновен
Оба 315 000 ₽

По закону владелец произведения может потребовать компенсацию от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ — подтверждать сумму ущерба документами не нужно.

Владелец «Хохломской росписи» не согласился, что магазин ничего не должен за продажу стаканчиков с ворованным узором, и подал на апелляцию. Представитель компании утверждал, что стаканчики купили в «Магните». Он требовал, чтобы владелец магазина выплатил ему 300 000 ₽ и уничтожил оставшиеся стаканчики. Компания проиграла апелляцию по той же причине — разный объём стаканчиков по чеку и в реальности.

⌘⌘⌘

Хотите рассказать о своих судебных разбирательствах, пишите: zhiza@evotor.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 12 марта 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: