Дело на 600 000 ₽: бумажный стаканчик с хохломой | Жиза
Дело на 600 000 рублей: бумажный стаканчик с хохломой

Дело на 600 000 рублей: бумажный стаканчик с хохломой

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Разбираемся в остросюжетных судебных делах. На этот раз наш герой — предприниматель, который создаёт поделки с хохломской росписью. Он случайно обнаруживает свой узор на чужих бумажных стаканчиках. Бизнесмен требует наказать производителя и продавца стаканчиков — подаёт в суд на обоих. Но всё оказалось не так однозначно.

Компания «Хохломская роспись» делает посуду, украшения, сувениры, игрушки и мебель с народной росписью. Художники, которые работают в компании, обновляют старые узоры и придумывают свои. Затем художественный совет утверждает и регистрирует узоры работников, и рисунки становятся собственностью компании. После этого только «Хохломская роспись» имеет право публиковать, продавать или дарить свои произведения.

В 2000 году работница компании Грибова придумала новый узор и нарисовала его на декоративном панно. Фотография произведения попала в книгу «Декоративная роспись по дереву Золотая Хохлома».

Иллюстрация № 65 «Декоративное панно», автор Грибова Л.Н.
Книга Емельяновой Т.И. «Декоративная роспись по дереву Золотая Хохлома», издательство «Евробук-бизнес», 2001

Авторское право: как безопасно использовать фото из интернета

Спустя 18 лет кто-то из сотрудников «Хохломской росписи» случайно увидел в магазине «Магнит» упаковку бумажных стаканчиков с хохломской росписью. Рисунок был очень похож на узор из книги. Наблюдательный сотрудник купил упаковку стаканчиков и показал владельцу компании — тот оказался настойчивым и решил разобраться в ситуации.

Сначала нужно было убедиться, что на посуде изображён тот самый узор. Владелец компании показал стаканчики специалисту Союза Художников России. Тот сравнил рисунки и выдал официальное заключение: на стаканчиках изображён тот самый узор

Фото спорных стаканчиков: Термокап

Затем нужно было решить, с кем судиться. На упаковке был указан производитель: компания «ТермоКап» — она без разрешения использовала чужой узор. Но торговал контрафактными стаканчиками магазин «Магнит». Владелец «Хохломской росписи» подал в суд на обоих: потребовал по 300 000 ₽ от каждого.

На суде представитель магазина «Магнит» заявил, что стаканчики не его. Он утверждал, что магазин торговал стаканчиками объёмом 200 мл, а представитель «Хохломской росписи» принёс в суд посуду объёмом 250 мл. Кассовый чек подтверждал слова представителя магазина: в нём значились 10 стаканчиков объемом 200 мл. Представитель компании не смог доказать, что посуду купили в «Магните».

Дальше выяснилось, что «ТермоКап» тоже не при делах. Оказалось, два года назад он присоединился к компании «Парма-Инвест» — она и должна отвечать за воровство узора. Суд заменил ответчика на «Парма-Инвест».

Решение суда: для тех, кому нужны юридические подробности

Новый ответчик попытался использовать аргументы «Магнита». Он утверждал, что поставлял в магазин стаканчики объемом 200 мл и не согласовывал рисунок с покупателем. Но это не сработало: хотя объём стаканчиков по документам не совпадал, на упаковке значился производитель: «ТермоКап». Спрыгнуть не удалось — суд решил, что производитель незаконно использовал узор «Хохломской росписи» и нарушил её авторские права.

Компания оценила свои убытки в 300 000 ₽, и суд с этой суммой согласился. Он обязал производителя «Парма-Инвест» уничтожить все стаканчики с хохломой, которые не успели продать, и выплатить компенсацию. Владелец магазина «Магнит» избежал наказания благодаря неразберихе с документами.

Ответчик Требования предпринимателя Решение суда
Производитель 300 000 ₽ 300 000 ₽ (компенсация)
15 000 ₽ (госпошлина)

Магазин 300 000 ₽ Не виновен
Оба 600 000 ₽ 315 000 ₽
Требования предпинимателя
Ответчик Производитель 300 000 ₽
Ответчик Магазин 300 000 ₽
Оба 600 000 ₽
Решение суда
Ответчик Производитель 300 000 ₽ (компенсация) 15 000 ₽ (госпошлина)
Ответчик Магазин Не виновен
Оба 315 000 ₽

По закону владелец произведения может потребовать компенсацию от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ — подтверждать сумму ущерба документами не нужно.

Владелец «Хохломской росписи» не согласился, что магазин ничего не должен за продажу стаканчиков с ворованным узором, и подал на апелляцию. Представитель компании утверждал, что стаканчики купили в «Магните». Он требовал, чтобы владелец магазина выплатил ему 300 000 ₽ и уничтожил оставшиеся стаканчики. Компания проиграла апелляцию по той же причине — разный объём стаканчиков по чеку и в реальности.

⌘⌘⌘

Хотите рассказать о своих судебных разбирательствах, пишите: zhiza@evotor.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 12 марта 2019

Как закрылся технологический стартап, который привлёк 350 000 долларов

В 2016 году ребята из Питера воодушевились успехом индийской гостиничной сети и открыли компанию Roomp. Они зажгли идеей инвесторов, и те вложили в компанию 350 000 долларов. Но за два года её так и не удалось раскрутить. Мы расспросили ребят, как так вышло.

Ирина два года дарила гостям каждый пятый кофе, а когда подсчитала затраты на акцию, — прослезилась. Она потратила полмиллиона рублей, но так и не поняла, приводит ли акция гостей. Разбираемся, как не разориться на программе лояльности.

Желание дать людям работу может довести до суда. Указал в объявлении, что нужен водитель со своим автомобилем — штраф. Не сообщил государству про вакансию — снова штраф. Рассказываем, за что ещё могут оштрафовать работодателя.

Когда рязанский парень согласился открыть кафе-кальянную, он не мог себе представить, что из-за бизнеса потеряет лучшего друга и пять лет будет выплачивать долги. Он рассказывает, как так вышло, и разбирает свои ошибки.

5303

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: