
«Дядя Ваня» и «Икея». Можно ли зарегистрировать товарные знаки известных брендов на себя
Вместе с новостями об уходе с российского рынка иностранных компаний сразу появились новости, что российские бизнесмены хотят зарегистрировать на себя их товарные знаки. Разобрались, можно ли сейчас стать владельцем собственного «Макдоналдса» или «Икеи».
Товарный знак — это обозначение, которое отличает одни товары от других. Право на товарный знак подтверждается свидетельством. Получить право на товарный знак может юридическое лицо или ИП.
Товарные знаки могут быть:
- словесными — слова, словосочетания, предложения: например, название компании;
- изобразительными — изображения, композиции линий, пятен, любых фигур на плоскости: например, логотип компании;
- объёмными — трёхмерные объекты и фигуры;
- комбинированными — любые сочетания изобразительных, объёмных и словесных обозначений;
- звуковыми, световыми, голографическими и другими.
Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно подать заявку в Роспатент. Там проведут экспертизу и примут решение. Когда товарный знак зарегистрируют, выдадут свидетельство.
Можно ли зарегистрировать на себя товарный знак иностранной компании
Если компания ушла с российского рынка, это не значит, что товарный знак ей больше не принадлежит. Права на товарный знак выдаются на десять лет, и их можно продлевать сколько угодно раз. Предположим, что условный Макдоналдс продлил права на свой товарный знак в России в 2019 году, значит, до 2029 года товарный знак точно будет принадлежать компании.
Важно, что охрана товарных знаков действует только на территории той страны, где они зарегистрированы. Если у вас есть права на бренд «Вкусно, как у мамы» в России, то конкуренты могут свободно открыть кафе под таким же названием в другой стране и не нарушить ваши права.
Можно ли зарегистрировать товарный знак, похожий на название иностранного бренда
Когда в Роспатенте получают заявку на товарный знак, то проводят экспертизу. Одна из задач проверки — выяснить, не похож ли товарный знак, который хотят зарегистрировать, на другие, уже известные.
Сходство до степени смешения — это одно из оснований для отказа в регистрации товарного знака. Это означает, что товарный знак так похож на какой-то другой, уже существующий, что их можно перепутать.
Сходство может быть смысловым, визуальным или звуковым. Его оценивают на основе общего впечатления. Роспатент в своих рекомендациях по проверке приводит такие примеры похожих товарных знаков:
- звуковое сходство: «Лонгевит» — «Лонговит»,
- графическое сходство будет сильнее, если написать похожие названия одинаковым шрифтом или цветом,
- смысловым сходством посчитают совпадение значения на разных языках: «Ароматная мелодия» — «Aromatic Melody».

Как узнать, кому принадлежат права на товарный знак и сколько они будут действовать
Если предположить, что крупная компания уйдёт с рынка и не будет продлевать исключительные права на свой товарный знак, то можно узнать дату, когда права перестанут действовать.
Кому принадлежит товарный знак, можно узнать в реестре Роспатента. Правда, для поиска по базе нужен номер регистрации товарного знака, но это открытая информация и её можно найти в интернете.

Подытожим
- Товарный знак — это обозначение, которое отличает одни товары от других. Получить право на товарный знак могут ИП и юрлица. Оно подтверждается свидетельством.
- Право на товарный знак действует десять лет, потом его можно продлевать сколько угодно.
- Если иностранный бренд уходит с российского рынка, его права на товарные знаки всё равно сохраняются.
- Товарный знак, похожий на другой, не зарегистрируют, если они схожи до степени смешения.
- Чётких критериев оценки схожести нет. Основной — общее впечатление с точки зрения потребителя: может ли он перепутать товарные знаки.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?