Павел Молянов, сооснователь digital-агентства «Сделаем» зарегистрировал ИП и открыл счёт в банке. Ему не понравился интернет-банкинг и работа техподдержки, поэтому при первой возможности он перешёл в другой банк. Но счёт в первом банке закрывать не стал — оставил на всякий случай. Он забыл, что за каждый месяц банк берёт абонплату.

Спустя полгода выяснилось, что банк насчитал Павлу долг — около 4000 ₽. Тогда предприниматель пошёл в отделение банка, чтобы закрыть счёт. Там выяснилось, что банк закрывает счёт в несколько этапов: сначала привязанную к счёту карту, и только через месяц — сам расчётный счёт.

Чтобы закончить процедуру закрытия, Павлу нужно подойти в отделение банка через месяц. В это время ему нужно было находиться в другом городе: пришлось покупать авиабилеты и срочно менять планы.

Во время второго визита в банк выяснилось, что по правилам банка, перед тем, как закрыть счёт пластиковой карты, ему нужно было снять с неё все деньги. Павел забыл, что на карточке остались 77 ₽. Банк перевел эти деньги на расчётный счёт, насчитал оплату и комиссию за движение средств. Во время второго визита в банк выяснилось, что предприниматель должен заплатить еще 700 ₽ за перевод средств с карточного счёта на расчётный.

Чтобы не потерять время и деньги, прежде чем закрывать счёт внимательно прочитайте свой договор с банком: правила расторжения договора и сроки начисления арендной платы. Если сомневаетесь, попросите сотрудника банка объяснить вам непонятные пункты договора.

Если счёт вам больше не нужен, его лучше закрыть

Предприниматель может закрыть свой счёт в банке в любое время (ст. 859 ГК РФ). Обычно бизнесмены закрывают расчётные счета в двух случаях:

  1. ИП переходит на обслуживание в другой банк. Если вы не собираетесь пользоваться старым счётом, его лучше закрыть, чтобы зря не платить за обслуживание.
  2. Бизнесмен ликвидирует ИП. При ликвидации ИП расчётный счёт больше не нужен. Клиент банка имеет право его оставить, но это может привести к проблемам с налоговой.

Наталья Горячая, предприниматель, консультант по налогам:

— При закрытии ИП расчётный счёт лучше закрыть: если вдруг на него поступят денежные средства от забывчивого клиента, включится механизм обязательного декларирования доходов по общей схеме. В этом случае бывшему ИП придется уплатить НДФЛ и подать декларацию о доходах. Кроме того, если плательщик — юрлицо или ИП, то ему придется начислить и удержать страховые взносы и самостоятельно уплатить НДФЛ с дохода физлица. В общем, проблем будет больше, чем возни с закрытием счёта при ликвидации статуса.

Шаг 1. Погасите долги

Прежде чем расторгнуть договор с банком, нужно заплатить все налоги, штрафы и пени. Если у предпринимателя останутся долги, банк не закроет счёт. Проверить, есть ли у вас задолженность и на какую сумму, можно двумя способами: в личном кабинете ИП или на сайте Госуслуг.

В личном кабинете ИП. В личный кабинет можно зайти с помощью квалифицированной электронной подписи. Если её нет, сходите в свою налоговую инспекцию и получите логин и пароль от личного кабинета. С собой нужно взять паспорт, свидетельства о регистрации ИП и свидетельство о постановке на налоговый учёт.

На сайте Госуслуг. Если вы зарегистрированы на госуслугах как физлицо, создайте вторую учётную запись для ИП.

Наталья Горячая, предприниматель, консультант по налогам:

У предпринимателя могут быть три вида долгов:

1. Перед банком — сумма, которую предприниматель должен заплатить банку за обслуживание расчётного счёта. Она зависит от тарифа, который предприниматель выбрал, когда заключал договор на расчётно-кассовое обслуживание. Этот долг нужно гасить в том банке, где открыт расчётный счёт.

2. Перед бюджетом — долги по налогам и взносам, которые предприниматель платит за себя и своих сотрудников. Их можно заплатить в любом банке.

3. По исполнительным листам — сумма, которую предприниматель должен заплатить по решению суда, если он с кем-то судился и проиграл. Эти долги можно заплатить в любом банке.

Шаг 2. Подготовьте документы

Чтобы закрыть расчётный счёт, предпринимателю нужны два документа:

  1. Паспорт.
  2. Выписка из ЕГРИП, полученная не больше 30 дней назад. Её можно получить в своей налоговой инспекции, МФЦ или на сайте налоговой.

Разные банки могут требовать дополнительные документы — заранее уточните у сотрудника банка, нужны ли ещё какие-то справки или выписки. Например, Альфа Банк потребует выписку об остатках на счёте и привязанную пластиковую карту. Совкомбанку нужно предоставить квитанцию об оплате задолженностей. А Тинькофф и Модульбанк принимают заявления о закрытии счёта онлайн — в этом случае готовить документы не нужно.

Документы, которые нужны для закрытия счёта: Альфа БанкСовкомбанкБанк ТинькоффМодульбанк.

Шаг 3. Снимите остаток средств со счёта

Некоторые банки берут комиссию за выведение остатка средств при закрытии расчётного счёта. Уточните у сотрудника банка, есть ли у них такое правило. Если да, заранее снимите деньги со счёта, чтобы потом не платить комиссию.

Если на счету останутся деньги, банк вернёт их в течение 7 дней после закрытия счёта. Их можно будет получить лично или на другой банковский счёт. Это зависит от того, какой вариант вы выберете в заявлении о закрытии счёта. Если вы решили забрать деньги наличными, у вас будет на это 60 дней после закрытия счёта. Если не успеете, ваши деньги перейдут Центробанк РФ.

Шаг 4. Закройте привязанную к счёту карту и чековую книжку

Некоторые бизнесмены привязывают к расчётному счёту пластиковую карту или чековую книжку, чтобы оплачивать расходы. Чтобы закрыть расчётный счёт, от них тоже придётся избавиться.

Пластиковая карта. В некоторых банках уничтожение карточного счёта — целая процедура. Предпринимателю нужно заполнить отдельное заявление и подождать. Заранее уточните у сотрудника банка, как по правилам банка закрыть карточный счёт.

Чековая книжка. Её вместе с корешками нужно отдать сотруднику банка.

Шаг 5. Подайте заявление о закрытии счёта

Есть два варианта подать заявление: сходить в банк или отправить по интернету.

Сходить в банк. Возьмите документы, которые подготовили, и сходите в отделение банка, в котором вы заключали договор об открытии расчётного счёта. Сотрудник банка предложит вам заполнить заявление о закрытии. У каждого банка своя форма. Если вы хотите детально её изучить или заполнить заявление дома, заранее попросите бланк у сотрудника банка или скачайте его на сайте банка.

В заявлении о закрытии расчётного счёта обычно указывают:

  • сумму остатка — деньги, которые остались на счёте на момент заполнения заявления;
  • кредитный лимит — сумма, которую предприниматель может взять в кредит;
  • способ выведения средств — наличными или на счёт по реквизитам.

Заявление может заполнить и подписать сам предприниматель или его представитель по нотариальной доверенности.

Подать заявление по интернету. Некоторые банки позволяют принимают заявления о закрытии счёта по интернету. Если у вашего банка есть такая услуга, ехать в банк не придётся. Все документы вы оформите по интернету.

Наталья Горячая, предприниматель, консультант по налогам:

Заявление можно подать через чат банка, если ИП заключил с ним договор о присоединении к процедуре обмена данными через электронную цифровую подпись.

Шаг 6. Убедитесь, что банк закрыл счёт

Когда банк примет заявление, он проверит, нет ли у предпринимателя задолженностей, и закроет расчётный счёт. После этого предприниматель больше не сможет получить деньги на счёт и заплатить с него за товары, работы или услуги. Обычно банк сообщает, что счёт закрыт, по почте или электронным письмом. Если вы ничего не получили, позвоните на горячую линию или в своё отделение банка.

Нужно ли сообщать госорганам

Предприниматель не обязан никому сообщать о том, что закрыл счёт. Банк сам отправит информацию в налоговую, Пенсионный фонд и другие организации (Закон № 52-ФЗ).

Если вы планируете и дальше вести бизнес, не забудьте сообщить контрагентам, что ваши банковские реквизиты изменились, чтобы они отправляли деньги на новый счёт.

Памятка

Чтобы закрыть расчётный счёт:

1. Расплатитесь со всеми долгами перед бюджетом, банком и по исполнительным листам.

2. Заранее уточните у сотрудника банка:

  • какие документы нужны;
  • нужно ли отдельно избавляться от пластиковой карты и чековой книжки, если они у вас есть;
  • есть ли комиссия за выведение остатка средств.

3. Снимите остаток средств и закройте счет карты, если это необходимо.

4. Подготовьте документы и подайте заявление — лично, через представителя с нотариальной доверенностью или по интернету.

5. Убедитесь, что банк закрыл расчётный счёт.

6. Если собираетесь и дальше вести бизнес, сообщите контрагентам реквизиты нового счёта.

Автору помогала Наталья Горячая, предприниматель, консультант по налогам, основатель «Делаем бизнес вместе».

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО “Эвотор”

Жиза советует