Как организовать доставку в общепите: свои курьеры или агрегатор
Доставка может решить, выживет ли бизнес сейчас — когда даже просто выйти за хлебом могут далеко не все. Но как определиться — заводить своих курьеров или подключиться к агрегаторам? В статье Марсель Зиганшин, владелец пиццерии «Бизон Пицца», рассказывает, как он нанимает и управляет курьерами, и почему организовал свою доставку, а не обратился в «Яндекс.Еду». В конце статьи — полный чек-лист для работы курьера.
Две собственные точки — в Долгопрудном и Лобне, Московская область. Две франшизы — в Железнодорожном и Белгороде
Бюджет на открытие первой точки: 4 300 000 ₽
Бизнес существует год и четыре месяца
Выручка в месяц: 1 500 000 ₽
Прибыль: 200 000 ₽
Наёмные сотрудники: 10
Доставку в общепите можно организовать двумя способами: через агрегатор или своими силами. В первом случае за доставку отвечает сторонняя компания, например, «Яндекс.Еда», ваша задача — просто отдавать заказы её курьерам и платить комиссию. Если решили запускать свою доставку, то весь процесс на вас: вы сами принимаете заказ, передаете на кухню, сами нанимаете и контролируете курьеров. Какой вариант выбрать, зависит от того, как часто ваш продукт заказывают с доставкой.
Правило #1: Если заказов мало, свои курьеры невыгодны
Если гости чаще едят в заведении или берут навынос, а доставку заказывают всего несколько раз в день — выгоднее обратиться к агрегатору. У агрегатора высокая комиссия — до 35%, но он берет её только когда клиент сделал заказ. А если у вас свои курьеры, то придётся платить, даже когда заказов нет. С небольшим оборотом платить агрегатору выгоднее, чем содержать своих курьеров.
Если у вас чаще заказывают доставку, а не едят на месте, то стоит запустить свою курьерскую службу. Это, например, касается тех, кто торгует пиццей, суши, пирогами. У них достаточно заказов, чтобы курьеры работали без простоев, поэтому своя доставка обходится дешевле, чем договор с агрегатором.
Правило #2: Вы не контролируете доставку агрегатора
Когда выбираете между агрегатором и своей доставкой, стоит учесть не только финансовые риски. Если доставку организует сторонняя компания, то вы не контролируете качество. А нюансов тут много: курьер неопрятно выглядит, плохо пахнет, хамит, у него нет сдачи или он опоздал, и заказ остыл — из-за этого вы можете потерять клиента. В агрегаторе вы не выбираете, кто и как доставляет ваш продукт — это еще одна причина работать со своими водителями.
Если вы выбираете свою доставку и ваш бизнес находится в Москве, то с июня 2021 года вы должны привить 80% работников от COVID-19 до 1 января 2022 года. А ещё обеспечить своих курьеров средствами индивидуальной защиты.
Следом за столицей такое требование ввели в других городах и регионах. Если вы работаете не в Москве, проверьте, нужно ли вам вакцинировать персонал.
Правило #3: Лояльность клиента достанется агрегатору
Если работаете с агрегатором, учтите, что он приводит гостей не вам, а себе. Человек устанавливает приложение, например, «Яндекс.Еды» или Delivery Club, и всё заказывает там — названия ресторанов он даже не запоминает. Агрегатор балует клиента акциями и спецпредложениями — клиент привязывается и знает бренд «Яндекс.Еды», а не вашей компании. Если вы решите уйти из агрегатора, клиенты останутся с ними, а не с вами.
Как работает доставка в «Бизон Пицце»
Доставка в «Бизон Пицце» работает просто и понятно. Марсель уверен, что чем меньше бизнес-процессов, тем проще в его бизнесе.
«У нас средний чек 917-1200₽, доставка одного заказа стоит 110-120 ₽. То есть delivery cost — процент расходов на службу доставки от всей выручки — составляет 10-12%. Это намного меньше, чем комиссия агрегатора. Даже если человек оформит минимальный заказ за 399 ₽, что бывает очень редко, мы останемся в плюсе. У нас большой поток, поэтому расходы на доставку распределяются на все заказы и оказываются ниже, чем с агрегаторами».
Клиент может оформить заказ двумя способами: через сайт и контакт-центр. В первом случае сам заказ и адрес он вбивает сам, во втором — диктует оператору. Оба ресурса подключены к собственной CRM-системе, которая отправляет заказ клиента на кухню. Повторно клиенту не звонят — сразу начинают готовить. Когда пицца готова, менеджер отдает заказ курьеру, а он отвозит клиенту.
Выбор зоны доставки влияет на прибыль
Если вы решили организовать свою доставку, вычислите территорию, которую сможете охватить. Кажется, что, чем больше территория, тем больше выручка и прибыль. Но это не так. Радиус зависит от двух факторов: специфики продукта и вашего delivery cost. Вот смотрите.
Сначала узнайте, сколько времени ваш продукт остается вкусным. Пиццу важно доставить горячей, поэтому у курьера есть не больше 20 минут. Суши можно везти час или дольше, при этом блюдо не потеряет во вкусе и не испортится. Решите, сколько времени ваш продукт может находиться в дороге — такой максимальный радиус у вашей зоны доставки.
Потом посчитайте, во сколько обходится доставка в этом радиусе. Если выбрать широкую зону, то курьер больше времени потратит на дорогу — будет слишком долго ехать до границы зоны и обратно. Так уменьшится количество заказов на курьера в час, увеличится delivery cost, уменьшится прибыль. Вам нужно найти баланс: зона должна быть достаточно широкой, чтобы хватало заказов, но достаточно узкой, чтобы курьеры быстро справлялись с работой.
С «Мобильным кассиром» курьеру будет достаточно только смартфона, чтобы принять у покупателя бесконтактную оплату.
Зона доставки «Бизон Пиццы» — отдельные улицы до 7 км от цеха. Сейчас у нас среднее количество заказов в час — два на одного курьера, и нам это подходит. Улицы выбирали вручную с помощью Яндекс.Навигатора и Яндекс.Пробок: нам важно, чтобы время в пути занимало не больше 18 минут с учетом пробок. Таким образом, клиент получает заказ меньше чем за 60 минут, а мы в прибыли.
Если взять слишком большую зону доставки, то клиенты останутся недовольны качеством продукта, а затраты вырастут. Если слишком сузить радиус, то покупатели быстро закончатся. Ищите баланс.
Список Марселя
- Курьер бодрый и выспавшийся, опрятно выглядит, от него не пахнет перегаром или потом.
- Его машина аккуратная: чистая, без серьезных внешних повреждений, в салоне нет мусора.
- Приехал на собеседование вовремя.
- Общается вежливо и без мата.
- О прошлых работодателях рассказывает аккуратно: не пытается их очернить или пожаловаться на плохие условия работы.
- О причине увольнения отвечает прямо и без уловок. Если курьер мнется — это тревожный знак, могли выгнать за воровство, пьянство или регулярные опоздания.
- Внимательно слушает рассказ об условиях работы, не просит меньше рабочих часов.
- Готов выйти на работу, когда это удобно точке.
Если при найме вас что-то смущает в курьере, скорее всего, работает ваша интуиция и лучше ей довериться. Стоит один раз потратить время на поиск порядочного человека, чем каждую неделю искать замену. Попробуйте оценивать претендентов по чек-листу и не стесняйтесь отказывать, если есть сомнения в кандидате.
Чек-лист для нового сотрудника
Многие проблемы с курьером можно предотвратить, если в первый рабочий день прописать все правила и особенности работы. Если не зафиксировать важные моменты на старте, может возникнуть конфликт с сотрудником или ещё хуже: клиенты будут недовольны сервисом, и точка потеряет лояльных покупателей.
У Марселя есть чек-лист, который выдают каждому новому курьеру. Вы можете взять его за основу, чтобы создать свой регламент. Также рекомендуем изучить и применять рекомендации Роспотребнадзора по безопасной доставке еды на дом в период пандемии коронавируса.
Подготовка к смене
- возьмите медицинскую маску или респиратор, перчатки, дезинфицирующие салфетки и кожные антисептики.
- при работе вам необходим навигатор и зарядное устройство для него.;
- обеспечьте себе в машине полный бак топлива;
- не опаздывайте, приходите за 10 минут до начала смены;
- аккуратный внешний вид: чистая одежда/униформа, чистые руки, волосы, подстрижены ногти, нет неприятных запахов;
- возьмите личную медицинскую книжку;
- получите от менеджера служебный телефон, разменные деньги, сертификат;
- ожидайте заказ в пиццерии.
Подготовка к заказу
- ознакомьтесь с деталями заказа до выдачи готовых продуктов;
- продезинфицируйте ёмкости для транспортировки готовых блюд;
- заранее вбейте адрес доставки в навигатор;
- заранее вбейте номер телефона клиента в свой телефон, чтобы потом было легче набрать клиента;
- заранее приготовьте сдачу, чтобы быстрее отдать её клиенту в момент оплаты;
- приготовьте чистую сухую сумку для нового заказа, при необходимости протрите сумку снаружи или внутри чистым продезинфицированным полотенцем;
- проверьте весь заказ: количество пицц, закусок, десертов, соусов, напитков.
Во время заказа
- несите термосумку быстро, но аккуратно: держите горизонтально, не переворачивайте;
- не курите по пути следования к клиенту;
- поставьте открытую термосумку с заказом у двери и отойдите на 1,5 метра;
- позвоните клиенту, поздоровайтесь и представьтесь: «Здравствуйте, это «Бизон Пицца», нахожусь на вашей лестничной клетке»;
- отдайте сдачу и чек, не забудьте про напитки и соусы;
- отдайте весь заказ и чек, не забудьте про напитки и соусы;
- дождитесь, пока клиент заберёт заказ, попрощайтесь с клиентом и пожелайте приятного аппетита;
- будьте всегда дружелюбными: довольный клиент — цель нашей работы;
- если клиент не отвечает на телефон, звоните ему в течение пяти минут трижды, после чего позвоните менеджеру.
После заказа
- поставьте термосумку в раскрытом состоянии на полку, чтобы проветрить;
- выполните поручения менеджера;
- если вы обнаружили в заказе ошибки: адрес, телефон, имя клиента, заполните эту информацию в соответствующий журнал;
- не проходите мимо проблем, сообщайте об этом менеджеру.
Если вы доставляете товары курьером, установите «Мобильный кассир». Вы сможете принимать любые платежи на месте у клиента, и эти продажи отразятся в вашем товарном учёте.
Порядок оплат и штрафов для курьера
Оплата должна быть понятной. В общепите существует много систем оплаты курьеру: плата за заказ и бензин, ставка и плата за километраж или более сложные комбинации. Но такие схемы дают возможность слукавить: километраж можно накрутить, чеки за бензин сохранить с личных поездок. К тому же, если схема сложная, курьеру трудно понять, сколько он получит за свой труд. Ему проще работать, когда он чётко понимает, от чего зависит его зарплата. В сети «Бизон Пицца» — почасовая оплата и доплата за каждый заказ, а бензин и техобслуживание машины за счёт курьера. Марсель уверен, что чем проще система оплаты, тем комфортнее и безопаснее чувствует себя курьер.
Оплата должна быть регулярной. В общепите часто задерживают зарплату — в результате может возникнуть ситуация, когда курьер не выйдет на работу, потому что у него нет денег на бензин. Чтобы этого избежать, Марсель платит сотрудникам каждый день. Это не всегда финансово выгодно точке, зато курьеры у «Бизон Пиццы» всегда с полными баками и исправными машинами. Доставка работает без сбоев, и клиенты довольны.
Отдельная история со штрафами — в российском общепите они есть всегда. Марсель считает такой подход ошибкой, потому что сотрудники начинают хитрить, чтобы не терять деньги. Представьте: вы назначили штраф за порчу продуктов, сотрудник случайно уронил голову сыра на пол. Он предпочтет поднять сыр с пола и использовать, чем платить из своей зарплаты. Но однажды клиент найдет в пицце мусор — устроит скандал, больше к вам не вернется. Репутация стоит дороже, чем штраф.
Еще один частый пример — иногда, если курьер опоздал, клиенту дают сертификат на бесплатный продукт, а курьера за это штрафуют. Чтобы избежать неприятностей, курьер будет прятать сертификаты или доказывать клиенту, что он не опоздал. Клиенту это точно не понравится. Поэтому в «Бизон Пицце» нет штрафов — эту систему Марсель подсмотрел в Макдональдсе, где за все ошибки сотрудников несет ответственность менеджер. При этом менеджера тоже не оштрафуют, но могут сделать выговор или урезать премию. Так что штрафы лучше не использовать, но после нескольких выговоров сотрудника придется уволить, иначе качество его работы будет только снижаться.
Человечность и работа с коллективом
В общепите к водителям не всегда относятся хорошо: менеджеры забывают их имена и относятся, как к слугам. Но вежливое и дружественное отношение мотивирует сотрудников работать лучше. Обязательно здоровайтесь с водителями за руку, запоминайте их имена, поддерживайте неформальные разговоры. Курьерам может быть интересно обсудить расход топлива и технические темы, связанные с машиной, но отталкивайтесь от конкретного человека. Например, в «Бизон Пицце» работают водителями бывший предприниматель и учитель истории — приятные пожилые люди, которые решили изменить сферу деятельности. Они переживают за работу пиццерии и предупреждают, если кто-то не вышел на смену или случилась неприятность. Простое дружелюбие может превратить водителей в ваших искренних союзников — обязательно помните об этом.
Коротко
- Если у вас несколько заказов в день, пользуйтесь агрегатором.
- Если у вас часто заказывают еду, организуйте свою доставку.
- Выбирайте зону доставки достаточно широкую, чтобы вам хватало заказов, но достаточно узкую, чтобы не увеличивать delivery cost.
- Нанимайте сотрудников придирчиво, проверяйте их работу по чек-листу.
- Не забывайте про требования Роспотребнадзора к доставке еды.
- Платите по понятной схеме и вовремя. Не штрафуйте.
- Помните, как зовут курьеров, не обижайте их.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных