Как самостоятельно заполнить декларацию по УСН 15% | Жиза — онлайн-журнал Эвотора о малом бизнесе
Как самостоятельно заполнить декларацию по УСН 15%

Как самостоятельно заполнить декларацию по УСН 15%

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Предприниматели платят бухгалтеру по 5-10 тысяч рублей, чтобы заполнить и сдать декларацию в налоговую. Катя ведёт бухгалтерию нескольких фирм и ИП — она составила пошаговую инструкцию. С её помощью вы сможете сами посчитать доходы, расходы, налог и заполнить декларацию, чтобы сэкономить на бухгалтере.

Компания ИП
Когда сдавать декларацию Не позднее 31 марта (в 2019 году — не позднее 1 апреля, потому что 31 марта выходной) Не позднее 30 апреля
Куда сдавать В налоговую инспекцию по месту нахождения — юридическому адресу В налоговую инспекцию по месту регистрации ИП
В каком виде На бумаге или по интернету через оператора: Сбис, Такском, Контур и других.
Какие разделы заполнять Титульный лист, разделы 1.2 и 2.2
Что будет, если не сдать Штраф 5% от суммы налога за каждый месяц опоздания: минимум 1 000 ₽, максимум 30% от суммы налога (п.1 ст.119 НК РФ)
Когда сдавать
Компания Не позднее 31 марта (в 2019 году — не позднее 1 апреля, потому что 31 марта выходной)
ИП Не позднее 30 апреля
Куда сдавать
Компания В налоговую инспекцию по месту нахождения — юридическому адресу
ИП В налоговую инспекцию по месту регистрации ИП
В каком виде
На бумаге или по интернету через оператора: Сбис, Такском, Контур и других.
Какие разделы заполнять
Титульный лист, разделы 1.2 и 2.2
Тем, кто в прошлом году платил торговый сбор — дополнительно раздел 2.1.2
Что будет, если не сдать
Штраф 5% от суммы налога за каждый месяц опоздания: минимум 1 000 ₽, максимум 30% от суммы налога (п.1 ст.119 НК РФ)

На готовом бланке: вручную или на компьютере

Шаг 1. Возьмите пустой бланк декларации

Бланк можно получить в налоговой инспекции или скачать в интернете: в Экселе или в ПДФ. Его можно заполнить прямо на компьютере или распечатать и заполнить вручную синей ручкой. Титульный лист и каждый раздел декларации нужно распечатать на отдельных листах — печатать с двух сторон листа нельзя.

Если не знаете код своей налоговой инспекции, узнайте на сайте налоговой
Если не помните свой ОКВЭД, посмотрите в выписке из реестра юрлиц — её можно получить на сайте налоговой. Достаточно ввести свой ИНН и проверочный код. Выписку можно скачать в формате ПДФ
Если сдаёте декларацию самостоятельно, в нижней части титульного листа поставьте код 1 — «налогоплательщик» и укажите свои ФИО. Ниже поставьте дату и распишитесь.
Если декларацию по доверенности сдаёт курьер или бухгалтер, поставьте код 2 — «представитель налогоплательщика» и укажите ФИО доверителя. Ниже представитель ставит дату и расписывается. Ещё ниже укажите реквизиты доверенности. Например, доверенность № 1 от 15 апреля 2019 года. Если у вас ИП, подойдет только нотариальная доверенность

Шаг 3. Посчитайте свои доходы, расходы и налог — заполните раздел 2.2

Как считать доходы

При упрощенной системе налогообложения доходы считают кассовым методом. Это значит, датой получения дохода считается день, когда деньги пришли:

  • в кассу — если клиент платит через кассу;
  • на расчётный счёт в банке — если клиент платит по безналу напрямую.

Нужно платить налог:

  • с доходов от продажи товаров, работ;
  • с доходов от реализации услуг, имущественных прав;
  • с доходов не по основной деятельности;
  • с процентов на остаток счёта.

Не нужно платить налог:

  • с перечислений на счёт ИП со своей карты;
  • с поступлений от других контрагентов по договору займа.

Посчитайте доходы. Предположим, за 1 квартал бизнесмен заработал 974 300 ₽, во 2 квартале ничего не заработал, в 3 квартале — 1 346 400 ₽, в 4 квартале  1 224 400 ₽.

Доходы за каждый период считают нарастающим итогом. Это значит, нужно складывать доход за текущий квартал с доходом за предыдущий период.

Как считать расходы

При расчёте налога можно включить в расходы (ст. 346.16 НК РФ):

  • стоимость товаров и расходников, затраты на их перевозку и хранение;
  • оплату труда и налоги с зарплаты;
  • аренду, вывоз мусора и коммуналку;
  • рекламу;
  • покупку, ремонт и обновление оборудования;
  • лицензии и другие интеллектуальные права: изобретения, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных и ноу-хау;
  • услуги банков и проценты за кредиты;
  • нотариальное оформление документов;
  • затраты на обслуживание онлайн-касс;
  • бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
  • канцелярские товары;
  • телефон и интернет;
  • налоги и сборы, кроме налога на УСН 15%.

Точно нельзя включать в расходы:

  • маркетинговые исследования;
  • добровольное страхование;
  • представительские расходы;
  • корпоративы для сотрудников и клиентов;
  • стоимость электронной подписи для участия торгов по госзакупкам;
  • услуги кадровых агентств.

Если не знаете, можно ли отнести к расходам конкретные затраты, погуглите. Поищите ответ в письмах Минфина — их сотни по разным видам расходов.

Все расходы должны быть:

  1. Оплачены. На упрощёнке используют кассовый метод: затраты становятся расходами только после оплаты . Пока деньги не ушли со счёта или из кассы, расходов нет.
  2. Подтверждены документами. Это значит, что на все расходы должны быть правильно оформленные документы: договоры с основными поставщиками, счета, накладные, счёт-фактуры (если поставщик на ОСНО), УПД, акты об оказании услуг. Нет документов — нет расходов.
  3. Экономически обоснованы. Расходами считают только затраты на бизнес. Нельзя включить в расходы покупку стиралки для дома или оплату за квартиру. Если вы покупаете деревообрабатывающий станок и хотите провести расходы через свою кофейню, придётся доказать, что это нужно для бизнеса. Всё, что вы тратите не для заработка — не расходы.
  4. Использованы для бизнеса. В расходах учитывают проданный товар, использованные материалы, переработанное сырьё, использованные услуги и принятые работы. Нельзя отнести на расходы товар, который лежит на складе или на полках магазина, или затраты на незаконченный ремонт в торговом зале. Всё, чем вы не успели воспользоваться, продать или переработать — не расходы.

Посчитайте расходы. Предположим, в 1 квартале бизнесмен потратил 744 250 ₽, во 2 квартале расходов не было, в 3 квартале — 979 850 ₽, в 4 квартале — 1 213 800 ₽.

Расходы тоже считают нарастающим итогом.

Рассчитайте налоговую базу. Налоговая база = Доходы — Расходы

Посчитайте убыток. Если за отчётный период вы получили убыток, укажите его — поквартально нарастающим итогом. Если убытка не было, во всех ячейках поставьте прочерк.

Стандартная ставка 15%. Действует на всей территории России.

Региональная ставка от 5% до 15%. Местные власти могут снизить налоговую ставку до 5%. Зайдите на сайт местного министерства финансов и в документах поищите решение местных властей про снижение ставки налога.

Льготная ставка 0%. Местные власти могут установить налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрировались впервые и работают в производственной, социальной, научной сфере или оказывают населению бытовые услуги (п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Зайдите на сайт местного министерства финансов и в документах поищите решение местных властей про налоговые каникулы. Налоговые каникулы действуют до 2020 года.

Пример поиска льгот для Калининградской области

Укажите ставки налога за каждый период

Сумма налога = налоговая база × ставка налога

Всё, что меньше 50 копеек, отбрасывается, а 50 копеек и больше — округляется до рубля

Рассчитайте налог. Налог считают нарастающим итогом, как доходы и расходы.

Минимальный налог = доходы × 1%

Если сумма налога получается меньше минимального размера, нужно заплатить 1% от доходов.

Рассчитайте минимальный налог. Доходы за год × 1% = 3 545 100 ₽ × 1% = 35 451 ₽ < 91 080 ₽

Шаг 4. Узнайте свой код ОКТМО и заполните раздел 2.1

Код ОКТМО можно узнать на сайте налоговой. Выберите свой регион и район регистрации, нажмите «Найти». Сервис выдаст ваш код ОКТМО.

Поставьте свой код ОКТМО в строке 010. Строки 030,060,090 оставьте пустыми. Их нужно заполнять, только если вы меняли адрес регистрации

Положите распечатанную декларацию в файл или скрепите скрепкой — прокалывать дыроколом или степлером нельзя.

Декларация готова! Можно сдавать.

В бесплатной программе налоговой

Проще заполнить декларацию с помощью бесплатной программы от налоговой инспекции «Налогоплательщик ЮЛ». Скачать программу можно на сайте налоговой.

После установки запустите программу и добавьте нового налогоплательщика — ИП
Укажите свои данные
В меню выберите «Налоговая отчётность» → «Создать». Из списка документов выберите декларацию по УСН
Выберите год, за который сдаёте декларацию
Заполните титульный лист. В поле «Налоговый период» выберите 34 — код годового отчёта. Укажите код по месту нахождения 120 — место жительства предпринимателя, одинаковый для всех ИП. Укажите свой номер телефона
Если сдаёте декларацию сами, поставьте цифру 1 и укажите своё ФИО. Если за вас декларацию сдаёт курьер или бухгалтер по доверенности, поставьте цифру 2 и укажите его ФИО
Добавьте раздел для расчёта налога 2.2: щелчком правой кнопки мыши нажмите «Добавить раздел»
Укажите свои доходы и расходы, ставку налога за квартал, полугодие, девять месяцев и год. Внести налоговую базу вручную не получится, эти поля заблокированы — программа посчитает налог сама, когда вы заполните все поля декларации.
Нажмите в меню сверху значок с буквой «Р»
Программа рассчитает налоговую базу суммы налога к уплате
Добавьте раздел 1.2.: щелчком правой кнопки мыши нажмите «Добавить раздел»
Программа сама заполнит раздел 1.2. Распечатайте декларацию: нажмите значок принтера в верхнем меню

Положите распечатанную декларацию в файл или скрепите скрепкой — прокалывать дыроколом или степлером нельзя.

Декларация готова! Можно сдавать

Опубликовано 21 марта 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.