Как запустить интернет-магазин самостоятельно
Мы с подругой не собирались делать бизнес. Мы просто покупали вегетарианские продукты для себя, потом — для друзей, потом — для друзей друзей. Прошло полгода, и мы поняли, что владеем маленьким бизнесом. Тогда мы решили его развивать: открыли интернет-магазин Sense и потратили на это всего 2 000₽. Он приносит нам, в среднем, 50 000₽ в месяц.
Я расскажу, как открыть интернет-магазин самому, с нуля, без агентства и разработчика.
Почему мы открыли интернет-магазин
Я вегетарианка, моя подруга Саша — веган. Отказ от мяса, молока и яиц изменил наш рацион. Организм на растительной диете должен получать белок, аминокислоты и микроэлементы, для этого нужно разнообразить питание.
Чтобы один раз закупиться на неделю, мы тратили 4 часа. Вегетарианские продукты найти сложнее: батончики без сахара мы покупали в «Перекрестке», бобы — в «Пятерочке», тофу и орехи — в гипермаркете «Окей», соевое молоко, творог и сыр — в небольших фермерских магазинах, свежие овощи и фрукты — в сети киосков «Грядка». Быть вегетарианцем в Воронеже сложно и дорого.
Однажды мы поехали на маркет вегетарианской продукции ВегМарт, познакомились с поставщиками и попросили их цены. Оказалось, если покупать продукты оптом, сразу на 10-80 000₽, то получается дешевле и быстрее, чем ходить по магазинам в Воронеже. Тогда мы решили заказывать продукты с доставкой у поставщиков, которых нашли на ВегМарте.
Закупаться оптом оказалось здорово, но продукты оставались. Часть мы стали перепродавать друзьям — они тоже захотели закупать всё в одном месте и по оптовым ценам. Так мы нашли первых клиентов. Потом клиентов стало больше — у нас скупали всё. Мы продавали только воронежским веганам и вегетарианцам через Инстаграм, но получали 10 000₽ прибыли каждый месяц.
Однажды девушка-веган из Казани заказала сразу на 20 000₽. Мы решили, что найдём ещё больше клиентов, если откроем онлайн-магазин с доставкой. Узнали, что агентства за разработку онлайн-магазина берут от 300 000₽, а фрилансеры — от 100 000₽. Для нас это было слишком дорого, поэтому решили открыть интернет-магазин сами.
В этой статье расскажу, как это сделать — без опыта, с нуля.
Найдите площадку
Мы выбирали из 6 площадок с готовыми решениями для интернет-магазина. Они все работают примерно одинаково: регистрируешься, выбираешь шаблон, оплачиваешь и получаешь доступ в систему управления сайтом. Потом загружаешь товары, добавляешь страницы «О нас», «Блог», «Доставка», настраиваешь допродажи — блок «Похожие товары» или «Вместе с этим товаром покупают». Потом следишь за поступающими заказами.
Удобно, если есть:
— адаптивный дизайн — сайт будет корректно отображаться в мобильной версии.
— мобильное приложение — вы сможете управлять заказами из любой точки мира.
— интеграция с российскими платежными системами — покупатели выберут привычный способ оплаты.
Сколько стоит | от 123₽/мес. |
Тестовый период | нет |
Кому подходит | небольшим брендам: есть макеты для интернет-магазинов одежды, украшений, косметики и предметов интерьера — можно создать сайт по готовому шаблону |
Плюсы | — мобильная оптимизация: заказывать товары удобно и с компьютера, и с планшета, и со смартфона; — единая панель управления: следить за заказами и платежами можно в одном месте. |
Минусы | — админка перегружена функциями — это неудобно для новичка; — техподдержка не говорит на русском языке. |
Сколько стоит | от 399₽/мес. |
Тестовый период | 30 дней |
Кому подходит | для тех, кто не хочет подключать CRM отдельно: есть личный кабинет, где можно контролировать заказы, вести учет товаров и делать рассылки |
Плюсы | — есть мобильное приложение — оно позволяет следить за продажами и управлять заказами удаленно; — доступна установка плагинов, дополнительных модулей — с их помощью удобно настраивать доставку и оплату заказов; — тем, кто хочет управлять продажами в личном кабинете: здесь есть информация о заказах, оплатах, количестве товара. |
Минусы | — нужно время, чтобы разобраться в админке — не самый привычный интерфейс; — у бесплатных шаблонов примитивный дизайн. |
Сколько стоит | 750₽/мес. |
Тестовый период | 2 недели |
Кому подходит | небольшим брендам: есть макеты интернет-магазинов одежды, фурнитуры, канцелярии — можно создать сайт по шаблону. |
Плюсы | — блочный механизм редактирования — из 400+ блоков возможно создать уникальный дизайн; — гармоничные пропорции, интерлиньяж, много «воздуха» — всё выглядит красиво; — индексируется поисковиками. |
Минусы | — скорее всего, ваш сайт получится типовым: чтобы создать уникальный дизайн, нужно это уметь; — не подходит, если у вас больше ста товаров. |
Сколько стоит | от 840₽/мес. |
Тестовый период | нет |
Кому подходит | тем, кто знает английский и хочет выходить на зарубежный рынок. |
Плюсы | — огромный выбор шаблонов — более 1 000; — в стоимость входит доменное имя и базовые сео-инструменты. |
Минусы | — чтобы получить самый выгодный тариф, надо оплатить сервис сразу на 3 года; — весь интерфейс на английском языке. |
Сколько стоит | 999₽/мес. |
Тестовый период | 14 дней |
Кому подходит | для тех, кто не хочет подключать CRM отдельно: личный кабинет, где можно контролировать заказы, вести учет товаров и делать рассылки. |
Плюсы | — статистика посещаемости и продаж на главной странице меню; — можно управлять продажами в личном кабинете: здесь есть информация о заказах, оплатах, количестве товара. |
Минусы | шаблонов мало, все они одинаковые. |
Сколько стоит | 7 900₽/год |
Тестовый период | нет |
Кому подходит | малому и среднему бизнесу: тем, кто уже давно на рынке, и тем, кто хочет получить удобный сайт недорого |
Плюсы | — интуитивно понятный интерфейс; — отзывчивая техподдержка; — выбранный шаблон можно поменять в любой момент: разработчики предлагают новые варианты дизайна, в среднем, раз в 2-3 месяца. |
Минусы | нельзя оплачивать каждый месяц — нужно сразу на год. |
Мы выбирали между Shop-script, Tilda и Vigbo. Tilda не подошла, так как у нас больше ста товаров; Vigbo тоже отпал — пока мы тестируем формат интернет-магазина, и не хотим платить сразу на год. В итоге мы выбрали Shop-script.
У нас ушло 600₽ на оплату домена, 1 400₽ — на оплату аккаунта.
Главный минус Shop-script — слишком простой дизайн, не как на Tilda и Vigbo. Мы решили протестировать его на фокус-группе — отправили ссылку 20 постоянным покупателям. Негативных отзывов не было.
Я советую не делать ставку на дизайн: для покупателя важно сделать заказ, а не насладиться эксклюзивным шрифтом. Визуальная составляющая важна, но не настолько, насколько функционал.
Продумайте разделы
Посмотрите, что делают конкуренты, и сделайте также — на провалах учитесь, удачные решения внедряете себе.
Товары разделите на простые категории. Помогите покупателю быстрее найти нужный. У нас все просто: перекусы, уход за волосами, уход за лицом и уход за телом.
Предлагайте купить что-то еще. Разместите блок «Рекомендуем» под каждым из продуктов. Покупатель сможет выбрать что-то дополнительное к основной покупке.
Предложите разные способы оплаты. Наличные, карта и электронные деньги. Клиент выберет вариант, который для него удобнее.
Напишите несколько статей о продукте. Поисковики индексируют статьи по ключевым словам: так вас быстрее найдет потенциальный покупатель. Начните с четырех простых тем:
- Гайды и инструкции о продукте
Покажите ваш товар «в деле»: продаете косметику — снимайте видео о том, как ей пользоваться; шьете платья — продемонстрируйте новую коллекцию на моделях. Часто покупатели не знают, как пользоваться товаром или услугой, и думают, им это не нужно. - Интервью с покупателями
Берите интервью у постоянных покупателей: они лояльны к вашему бренду и смогут рассказать, чем их заинтересовал товар. Их опыт поможет принять решение будущим клиентам. - FAQ
Торгуете телефонами — расскажите, как не купить подделку; продаете кухонную утварь — рассказывайте, какие покрытия безопасны, а какие вредны для здоровья. FAQ пишите на основе реальных вопросов — так вы предугадаете большинство сомнений потенциальных покупателей. - Тематические подборки
Хиты продаж, новинки или подборки продуктов по темам — со ссылками на соответствующие товары в магазине. Списки и чек-листы помогают выбрать полезный подарок и мотивируют на покупку.
Запустите продажи
Если вы только что создали сайт, нужна реклама.
Попросите друзей разместить пост о вас в соцсетях. Наша подруга разместила отзыв о перекусе у себя в Инстаграме — она худеет на правильном питании и ведет аккаунт об этом. На нее подписаны более 6 500 человек. Посты друзей сработали: их знакомые — не только веганы и вегетарианцы — делают заказы примерно раз в 2 месяца.
Разместите рекламу в тематических пабликах. Стоимость зависит от того, удаляют ли пост через сутки, или же он остается. Мы разместили три пробных объявления в аккаунтах воронежских девушек с 5-7К подписчиков за 1 000 рублей каждое — их удаляли через сутки. Пришли пять покупателей, заказы окупили рекламу, трое заказывают постоянно.
Сотрудничайте с другими бизнесами. Мы нашли три частных детских сада и предложили поставлять детские батончики из сухофруктов. Двое владельцев отказались, один согласился. Он закупает 100 батончиков в месяц — это немного, но наша цель — понять, как на этом бизнесе заработать.
Главное — найти постоянных клиентов. 20-30 человек с ежемесячными заказами на 2—3 000₽ дадут стабильный доход.
Мы не ушли с основных мест работы: я — журналист, Саша — бухгалтер. Сейчас мы всё тестируем: варианты продвижения интернет-магазина, возможности для сотрудничества с другими бизнесами, посты в соцсетях. Для себя поставили срок в полгода-год — по результатам этого периода будет видно, стоит ли продолжать.
На первом этапе важно понять спрос, проанализировать конкурентов, найти поставщиков, создать тестовую версию сайта. Тестируйте идею с минимальными вложениями. Так узнаете, есть ли спрос на ваш товар.
Основные шаги:
- Найдите площадку
Выбирайте самую простую и удобную - Продумайте разделы
Подсмотрите у конкурентов - Запустите продажи
Попросите друзей написать посты в соцсетях и разместите рекламу в тематических пабликах - Найдите постоянных клиентов
Их заказы дают стабильный доход - Тестируйте спрос на товар
Поставьте срок в полгода-год: будет видно, стоит ли продолжать бизнес
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных