- Подготовьтесь к подаче документов
- Сделать копию или сканы паспорта
- Выберите ОКВЭДы
- Выберите систему
- Как подать заявление о переходе на упрощёнку
- Оплатите госпошлину
- Выберите банк, в котором откроется расчетный счет
- Если живете в городе прописки — подайте документы лично
- Если прописаны в другом городе — подайте документы удаленно
- Сделать электронную подпись
- Вывод
Как зарегистрировать ИП
Я и мой друг зарегистрировали ИП. Я живу и прописано в Тюмени, поэтому отдаю документы в налоговую лично. Кирилл тоже живет в Тюмени, но прописан в Ханты-Мансийске. Чтобы не отпрашиваться с работы и не мотаться домой, он открыл ИП удаленно через «Госуслуги». Рассказываем об обоих телефонах: как открыться, какие документы нужны, сколько времени и денег потратите.
Сделать копию или сканы паспорта
Для регистрации ИП нужен паспорт РФ или национальный паспорт вашей страны, если вы иностранец.
Если подаете документы лично, сделайте копии двух страниц — с фотографией и с пропиской. Их вы сдадите в налоговую. Оригинал тоже взял с собой — сотрудник налоговой заверил его по его копии и вернет его вам. Если подаете заявление через интернет, отсканируйте все страницы.
Выберите ОКВЭДы
ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Ему нужно, чтобы государство увидело, чем вы занимаетесь. Каждый код обозначает текущий вид деятельности. Например, 70.10.2 — управление холдингами-компаниями, 74.30 — письменный и устный перевод, а 15.11.1 — выделка и крашение меха. Если вы открыли интернет-магазин без ОКВЭДа 52.61.2, вам нужно сделать предупреждение или оштрафовать на 5000 ₽.
Выбрать ОКВЭДы лучше заранее: они пригодятся, когда будут выполнять заявление Р21001. Вы можете выбрать сколько угодно кодов, но всегда один будет основным, а остальные — сторонними. Все коды есть в классификаторе .
Дополнительные коды лучше выбрать побольше. Чтобы добавить новый код после регистрации, ответственность подает заявление в налоговую и пять дней ожидания. Если вы заранее напишете дополнительный код, не упустите интересный заказ из-за того, что у вас нет нужного кода.
У ИП есть несколько систем. Самые распространенные — ОСНО и УСН.
ОСНО — общая система, включенная. По ней ИП обязан платить НДС — 18%, НДФЛ — 13%, налог на имущество — до 2,2%.
УСН — упрощенная система обслуживания. По ней предприниматель платит только один налог: 6% от доходов или от 5 до 15% от разницы между доходами и расходами.
Если при регистрации вы не указали другую систему, то налоговая поставит вас на ОСНО. Ее можно обменять в течение 30 дней с момента регистрации. Отчитываться по ОСНО в этот период не нужно: налоги будут называться по УСН, как будто вы работали на ней с самого начала.
Проконсультируйтесь с бухгалтером и определитесь с системой присоединения к регистрации ИП. Если для вас выгоднее упрощение, лучше подать заявление о переходе сразу.
- Скачайте форму 26.2-1 в формате PDF и заполните изображение.
- В полях ИНН и КПП поставьте прочерки (дефисы).
- Укажите код вашей налоговой ставки на сайте — он состоит из четырех цифр.
- В поле «Признак налогоплательщика» поставьте цифру «1».
- Укажите фамилию, имя и отчество. Во все пустые клетки поставьте прочерки (дефисы).
- Напротив пункта «переходит на упрощенную систему», поставьте цифру «2». В следующей строке во всех полях поставьте проверки, так как вы переходите к УСН с датами внесения в учет.
- Напротив пункта «в таком виде выбраны» поставьте цифру: «1» — доход, «2» — «доходы минус расходы».
- Укажите год подачи заявления.
- Поставьте цифру «1», если подаете заявление самостоятельно, и цифру «2», если через представителя.
- Снова указывается фамилия, имя, отчество. В пустые клетки поставьте прочерки.
- Укажите номер телефона и укажите место подачи заявления. Подпись не ставьте, лучше сделать это в налоговой перед подачей.
- Поля в маленьком кабинете оставьте пустыми.
Если вы перейдете на упрощенку после того, как зарегистрировали ИП, некоторые моменты в заполнении будут соблюдены. Внимательно прочитайте сноски внизу формы. Подробные правила оформления читайте в статье Regberry или посмотрите видео .
Оплатите госпошлину
Для регистрации ИП необходимо заплатить пошлину 800 ₽. Это можно сделать в любом банке или на налоговом сайте.
В банке потребуются реквизиты местной налоговой. Найти их можно на сайте ИФНС с помощью предварительных форм. Для этого кликните на верхнее поле «Адрес».
Если вы оплачиваете пошлину через интернет, оплатите на сайте налоговой :
- Заполните форму и обязательно укажите ИНН — без него не получится оплатить онлайн.
- В качестве способа оплаты выберите «Безналичный расчет». Откроется окно с банками и денежными сервисами.
- Выберите оплату через «Госуслуги».
- После оплаты на почте вам придет электронная квитанция с печатью. Распечатайте ее и сохраните.
Выберите банк, в котором откроется расчетный счет
По закону ИП может работать без расчетного счета, но по факту без него не обойтись. Расчетный счет нужен для безналичных операций более 100 000 ₽, подключение онлайн-кассы, создание интернет-магазина.
Есть несколько банков, в рамках которых направление — работа с предпринимателями: Альфа-Банк, Модульбанк, Тинькофф и Точка. Чтобы выбрать банк, сравните тарифы по основным параметрам.
- Стоимость обслуживания в месяц. Обычно для новых ИП в банках есть специальные предложения и специальные тарифы. Например, Тинькофф дает молодому ИП полгода бесплатного обслуживания, а Точка — три месяца. За это время вы можете оценить работу банка, понять, что вам точно определены условия тарифа.
- Количество или количество снятий в месяц. Изучите свои привычки и поймите, как вы чаще рассчитываете: деньги или карту. Обычно на эконом-тарифах банки предусматривают до 5 сен в месяц бесплатно — этого вполне достаточно для начинающего предпринимателя.
- Количество переводов другим ИП и юрлицам. Обычно для денежного перевода клиенту той же самой банковской комиссии нет. Но если вы планируете оплачивать услуги предпринимателей, которые обслуживаются в других банках, изучите условия комиссии по переводам.
- Процент на средства для ухода. Некоторые банки берут комиссию не за вывод средств, а за поступления. В таком случае оцените, сколько примерно денег будет поступать на ваш счет и какой процент пандемии отдать банку.
- Комиссия по эквайрингу. Если планируете принимать платежи по картам, ознакомьтесь с комиссией по эквайрингу. Для розничной торговли нужен торговый эквайринг: в этом случае выгоднее выбрать пакет обслуживания с фиксированным платежом. Для интернет-магазинов фиксированные тарифы с комиссией за каждую операцию. Размер комиссии зависит от вида и источника операции.
- Комиссия по валютным операциям. Если вы работаете с зарубежными компаниями и осуществляете переводы из-за границы, изучите условия валютных переводов.
- Документы в электронном виде. Это для тех, кто регистрировал ИП удаленно. Не все банки принимают документы в электронном виде. Например, Тинькофф и Точка принимают, а остальные — не факт. Уточните, в каком виде банк принимает документы для открытия расчетного счета.
Так как я почти никогда не перевожу деньги другим физлицам и предпочитаю расплачиваться картой, для меня было важно, чтобы поступления на счет были без комиссии. Эквайринг, валютные операции меня не волновали, пять объявлений снятий при обороте в 100 000 ₽ в месяц вполне достаточно.
Самый быстрый способ открыть ИП — подать документы в налоговую лично. Для этого вам необходимо заполнить форму Р21001 и записаться в налоговую. Можно подать заявку и по интернету, но тогда вы потратите дополнительно 1000 ₽ на электронную подпись. Распечатать заявление и перевести его в налоговую — дешевле и быстрее.
Заполните заявление Р21001
Подать заявление о регистрации ИП можно на «Госуслугах» или самостоятельно на компьютере. Можно заполнить форму и от рук, но лучше этого не делать. Заявление будет читать компьютер, и если он не поймет хотя бы одну букву — жертвы подадут всё заново.
Для подачи заявления через «Госуслуги»:
- Зарегистрируйтесь на «Госуслугах» или войдите в свой аккаунт;
- Перейдите в раздел «Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» ;
- Выберите «Зарегистрироваться онлайн» и заполните анкету — сервис сам формирует заявление Р21001;
Лист № 1
Укажите фамилию, имя, отчество и место рождения так же, как в паспорте. Если в паспорте стоит буква «ё», напишите «ё» в заявлении, если слово «город» написано целиком, напишите его в форме руководства, не заключайте. Все точки и запятые клетки находятся в эмбриональной клетке, а между словами оставляют одну пустую клетку.
Лист № 2
Укажите настоящий адрес регистрации. Четыре цифры серии паспорта разделите пробелами по две. Номер паспорта также отделите пустой клеткой.
Лист № 3
Укажите выбранные ОКВЭДы. Пишите номер каждого ОКВЭДа с первой клеткой.
Лист № 4
Укажите почту и контактный номер телефона.
Запишитесь в налоговую
Записаться на личную подачу документов можно на «Госуслугах» или на сайте налоговой.
Для подачи документов снова зайдите на страницу услуги «Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» и выберите «Личное посещение налогового органа». Нажмите «Записаться на прием».
Выберите свой регион и налоговый отдел, который определит вашу адресную прописку. Это то же самое отделение, куда вы оплатили госпошлину.
Чтобы записаться на сайт налоговой, просмотрите раздел «Онлайн-запись на прием в инспекцию» и заполните форму.
В обоих случаях на почте вам придет подтверждение — распечатайте его и возьмите с собой. В подтверждении будет указана дата, время и адрес отделения.
День назначения приходит в налоговую. Возьмите с собой заявление Р21001, копию паспорта, квитанцию об удивительных госпошлинах. Если вы планируете осуществить упрощенный переход, возьмите с собой заявление о переходе . Приходите заранее. Если опоздаете хотя бы на 10 минут, запись сгорит. Придется или займет живую очередь, или запишется снова.
Получите выписку из ЕГРИП
Приняв документы, специальный налоговой назначит день, когда вы получите выписку из ЕГРИП — единого государственного реестра соответствующих предпринимателей. Это лист формы А4, где перечисляется вся информация о вашем ИП: фамилия, имя, отчество, основной государственный номер управления (ОГРНИП), дата регистрации, адрес прописки, налоговое отделение для Грузии, виды деятельности.
До 1 января 2017 года еще выдали свидетельство о постановке на налоговый учет. Вместо этого вам дадут о постановке на учет в налоговом органе.
Если прописаны в другом городе — подайте документы удаленно
Мой друг Кирилл живет в Тюмени, а прописан в Ханты-Мансийске. Пять лет назад он вернулся бы на пять дней, чтобы приехать в Ханты-Мансийск и зарегистрироваться там. Сегодня открыть ИП можно удаленно. Это займет пять-шесть дней, но его вывозят из поездок, походов в налоговую, экономят деньги и нервы.
Сделать электронную подпись
Электронную подпись для физических лиц можно заказать в СКБ Контур за 1000 ₽ на 1 год. Она пригодится не только для подачи документов, но и для подписания счетов, договоров и актов.
Чтобы получить электронную подпись, необходимо отправить заявку. Вам пришлют бланк заявления. Заполните его, подпишите и отсканируйте. Вышлите сканы заявлений, паспорта, СНИЛС и ИНН в ответном письме. После этого придите в ближайший пункт подтверждение электронной подписки. Список пунктов есть на сайте СКБ Контур . Через 2-3 дня нанесите электронную подпись. Уточните пин-код своей приставки, он понадобится для отправки документов в налоговую.
Заказать электронную подпись вы также можете в одном из авторизованных центров, которые указаны на специальном сайте Госуслуг . Уточните, что вам именно нужна усиленная квалифицированная электронная подпись — УКЭП.
Заполните анкету на сайте «Госуслуги»
Если у вас еще нет аккаунта на «Госуслугах» , зарегистрируйтесь, заполните профиль и повысьте учетную запись до требования «Подтвержденная».
Вставьте в ноутбук флешку с электронной подписью и нажмите кнопку «Подписать документы». После этого оплатите госпошлину тут же на сайте «Госуслуг» и отправьте документы в налоговую.
Получить электронную версию документов
В течение нескольких часов вам на почте приходили подтверждения о том, что налоговая получила ваши документы. А через три рабочих дня на почте и в личном кабинете «Госуслуги» пришел архив с документами о регистрации ИП. В архиве вы найдете .о постановке на учет в налоговой и выписке из ЕГРИПа, подписанной цифровой подписью.
Вывод
Зарегистрировать ИП можно двумя способами: лично и удаленно.
Если проживаете в городе прописки , подайте документы в налоговую лично.
- Документы можно подготовить за два-три часа.
- Придется потратить 800 ₽ на госпошлину и 20 ₽ на ксерокопию паспорта.
- Запишитесь в налоговую в обычное время. Можно даже в субботу. Придите время и дайте документы — это займет 10–15 минут.
- Заберите документы о регистрации из налоговой через 3 дня. Дату и время сообщают в день подачи.
- Откройте расчетный счет и начните работать.
Если прописаны в другом городе , удобно и выгоднее предлагать документы онлайн.
- Вам не стоит отказываться от работы и тратить деньги на поезд или самолет.
- Потратьте 560 ₽ на госпошлину и 1000 ₽ на электронную подпись.
- Отсканируйте все документы, переведите их в формат .tiff и соедините в многостраничный документ.
- Сформируйте архив с документами, запишите его электронной подписью и отправьте в налоговую.
- Подождите 3 дня и получите на электронную почту документы о регистрации ИП.
- Откройте расчетный счет и начните работать.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных