Маркировка в Честном знаке
«Честный знак» — единая российская система маркировки товаров, позволяющая отслеживать весь путь — от производства до прилавка. Согласно статистике, за те годы, когда система работала, поток контрафакта снизился с 30 до 18 процентов. Главная задача (и это указано на официальном сайте системы маркировки) — обеспечить потребителю возможность покупки качественного товара.
С чего всё начиналось
Маркировка «Честный знак» в 2022 году является пропуском в мир цивилизованных продаж как для производителей товаров, так и для продавцов, включая и импортёров. А предшествовали этой системе самые разные попытки.
- В 90-х годах прошлого столетия в России стали использовать голографические и акцизные наклейки. Таким образом из общего перечня выделялся товар, качество которого подтверждено. К примеру, видеокассеты маркировались наклейками Российского авторского общества — и это означало, что они не пиратские.
- Уже в 1995 году были введены акцизные марки для табачных и алкогольных изделий, ввозимых в страну. А годом позже было решено отмечать акцизом и товары отечественных производителей.
2016 год стал переломным для производителей и импортёров товаров в Россию. И первой сферой, где маркировка была введена системно, стала торговля лекарственными препаратами и средствами. В Росздравнадзоре разработали концепцию — автоматизированную систему отслеживания оборота лекарств. ФГИС МДЛП (Федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов) была утверждена как концепция приказом Минздрава РФ № 866 от 30.11.2015 г. Полноценная работа системы мониторинга стала возможной только в 2017 году, а оператором ФГИС МДЛП стала Федеральная налоговая служба – это было закреплено в Постановлении Правительства РФ № 62.
В 2016 году в России запустили пилотный проект в лёгкой промышленности — это была обязательная маркировка «Честный знак» в сегменте изделий из меха. Был прописан перечень товаров, которые подпадают под маркировку, а также названы и другие, которые не нужно чипировать. Первые же месяцы показали, что таким путём можно заметно снизить количество контрафакта, «серых» импортеров, улучшить общий финансовый климат в отрасли.
Принимать, продавать, списывать маркированные товары удобно с сервисом «Маркировка» от Эвотора. Сервис поддерживает всю цепочку, от работы с электронными накладными до отправки сведений в «Честный знак» и ОФД.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynHvSGp
Первые шаги обязательной маркировки товаров в России
В 2017 году был дан старт госпроекту сплошной маркировки товаров российского производства. Согласно решению Правительства России, оператором стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Уже работающие в системе отрасли — лекарства и шубы — плавно «мигрировали» в общую систему честной маркировки и стали частью большого целого.
На начало 2022 года в перечне групп товаров системы «Честный знак» понятно, что подлежат маркировке:
- вода (упакованная);
- молочные продукты;
- лекарственные средства, препараты;
- обувь;
- шубы;
- шины и покрышки;
- табак и табачные изделия;
- духи, туалетная вода;
- фотоаппараты (группа включает и лампы-вспышки для фотографирования);
- товары лёгкой промышленности.
Ещё пять пунктов — это пилотные проекты, которые реализовываются в продолжение уже работающей системы маркировки «Честный знак». Речь идёт о нанесении особых кодов на БАДы, антисептики (на фоне пандемии коронавируса), пиво и другие слабоалкогольные напитки, велосипеды, кресла-коляски. Последние два «пилота» уже завершены — маркировка продукции «Честный знак» в сфере продаж велосипедов станет обязательной с 1.03.2023, а нанесение кодов на кресла-коляски пока находится на паузе.
Обязательная маркировка «Честный знак» — это путь к белому рынку, прозрачным правилам торговли, что положительно сказывается и на покупателях, и на продавцах. Суть маркировки — нанесение DataMatrix-кода на упаковку той или иной продукции из перечня, а главная цель – снизить количество контрафакта на рынке, улучшить качество товаров отечественного производителя, развить здоровую конкуренцию.
Коды маркировки «Честный знак»
Маркировка через «Честный знак» подразумевает нанесение на упаковку товара или на сам товар определённой комбинации букв и цифр, а в целом код состоит из четырёх частей.
- 14 цифр — комбинация, которая отображает код, присвоенный товару.
- 13-значный код, состоящий из латинских букв и цифр — номер товара (серийный), который присваивается оператором информационной cистемы маркировки товаров «Честный знак».
- 4 символа — проверочный ключ, генерируется оператором.
- 88 символов — проверочный код, комбинация, состоящая не только из букв и цифр, но также и из специальных знаков.
Структура кода зависит от нескольких организаций — она формируется разными сторонами процесса. Так, коды ТН ВЭД ЕАЭС и GTIN, а вместе с ними и серийный уникальный номер наносятся производителем товара или импортёром, который ввозит продукцию для продажи на территории РФ. От оператора маркировки зависят и проверочный ключ, и проверочный код. При помощи двух этих подписей можно убедиться в том, что товар подлинный.
Есть в системе цифровой маркировки «Честный знак» и КиЗ — это контрольные идентификационные знаки, в которых «зашиты» одновременно два кода — товара и проверки. В частности, прочитав КиЗ, можно узнать страну происхождения товара, его название, адрес и другие подробности о производителе, данные по бренду, продавцу.
Сервис Эвотора «КУДиР» автоматически ведёт вашу отчётность, без ошибок и пропусков. Все операции попадут в отчёт, вы никогда не попадёте на штраф за заполнение КУДиР.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynKQRZA
Где искать коды маркировки
Национальная система маркировки «Честный знак» подразумевает определённые правила нанесения кодов: их наносят и на общую товарную упаковку, и на каждый товар в отдельности. Простой пример — блок с пачками сигарет. При покупке блока можно просканировать только код на упаковке, но при покупке пачки или двух из него можно удостовериться в качестве каждой из них. Есть свои правила и в кодировании лекарств — как в таблетированной форме, так и в ампулах, а обувь можно кодировать двумя путями — нанести код непосредственно на пару или на коробку от неё.
Если на товаре нет кода маркировки, об этом следует сообщить, поскольку продажа немаркированного товара считается нарушением закона. За него предусмотрены штрафы (админответственность от 5 до 50 тысяч рублей с конфискацией предметов нарушения для должностных лиц, от 50 тысяч рублей до 300 тысяч рублей для юрлиц) и уголовная ответственность — такое наказание применяется за преступления в особо крупных размерах, а также при наличии явного сговора. Штраф может достигать миллиона рублей, а тюремный срок — пяти лет.
Сайт, мобильное приложение «Честный знак» и другие возможности
На сайте системы маркировки «Честный знак» есть вся необходимая информация. Помимо подробного описания самой системы, пошагового плана подключения к ней, подсказок для комфортной работы, тут есть и база нормативных документов. Правила системы «Честный знак» по маркировке продукции распространяются на определённый список товаров — он также есть на сайте.
Чтобы продавать маркированные товары, нужно войти на сайт «Честный знак», зарегистрировать свой личный кабинет и стать полноценным участником системы. Также есть возможность скачать приложение «Честный знак» – оно устанавливается на смартфон или планшет, что упрощает работу для продавца и позволяет покупателю просканировать товар в любом месте, чтобы удостовериться в его качестве. Из всего ряда кодов на сайте «Честный знак» нужно выделить маркировку шуб — она заключена в чип (КиЗ) с QR-кодом.
Подытожим
«Честный знак» — система цифровой маркировки, которая максимально прозрачна: она позволяет увидеть всю полезную информацию о произведённой в РФ или ввезённой из-за границы продукции. Также она гарантирует отсутствие подделок среди нанесённых на товары и упаковку кодов: это попросту невозможно. Перечень товаров будет расширяться, чтобы потребитель имел возможность видеть, за что платит. Для бизнеса эта система несёт свои преимущества: «Честный знак» РФ считается маркировкой качества, повышающей узнаваемость брендов, создающих на рынке здоровую конкуренцию из белых продавцов и производителей.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?