Поэтапное введение маркировки шин и покрышек

Согласно документам, регулирующим маркировку колёс, всё происходило постепенно.

  • Регистрация всех участников оборота шин (производителей, импортёров, продавцов) началась с 1.12.2019.
  • Уже через год, с 1.11.2020, основные участники (производители и импортёры) обязаны были маркировать свою продукцию. На оптовиков возложена обязанность передачи сведений в систему «Честный знак». Это делается при приёмке шин и реализации товара следующему звену — рознице. На розничных продавцов (как ИП, так и ООО) возложена не менее важная обязанность — фиксировать продажи, чтобы товар, отгруженный покупателю, был вовремя выведен из оборота. 
  • До 15.12.2020 необходима была маркировка автомобильных шин, которые ввезены в страну после 1.11.2020, но приобретены были до 1.11.2020, а уже после 15.12.2020 был введён строгий запрет на реализацию немаркированной продукции.
  • До 1.03.2021 проводилась маркировка тех нераспроданных остатков, которые оптовики и другие продавцы не успели реализовать за период до 15.12.2020.

В данный момент действует правило: участник оборота шин обязуется пройти регистрацию в системе и открыть личный кабинет в установленный срок. Это семь дней, а отсчёт ведётся с того момента, когда возникла необходимость в реализации покрышек. Маркировка легковых шин идентична нанесению кодов на грузовые и любые другие.

Схема действий при маркировке

Изначально производитель должен получить коды в системе «Честный знак», чтобы сразу же разместить их на шинах. Дальше схема работы такая:

  1. В процессе отгрузки дистрибьютору производитель обязан отправить УПД (универсальный передаточный документ), в котором уже содержатся все коды.
  2. В процессе приёмки товара дистрибьютор должен произвести сверку кодов (нанесённых на шины и содержащихся в УПД). Если всё совпадает, он утверждает УПД и заносит данные в систему маркировки посредством ЭДО (электронного документооборота).
  3. Дистрибьютор в процессе отгрузки товара розничному продавцу снова формирует УПД, а продавец сверяет, просканировав сразу всю партию полученного товара. Если все коды совпали, можно проводить приёмку товара.

Выбывает продукция из оборота в момент продажи: кассир в магазине сканирует код, после этого оператор фискальных данных отправляет данные в систему маркировки. Всё, шина прошла весь путь от производства до передачи в руки конечного потребителя легально. 

Маркировка шин: какие шины подлежат ей, а какие можно не маркировать

Маркировке подлежат новые шины, а также покрышки для:

  • легковых автомобилей всех классов;
  • автобусов и троллейбусов;
  • грузового автотранспорта;
  • мотоциклов всех типов;
  • сельхоз- и лесохозяйственного транспорта всех типов;
  • строительного транспорта (т/с и машин, которые используются в строительстве, горном деле).

Какие коды присваиваются товару, видно в таблице: 

Не маркируется на данный момент несколько групп покрышек: велосипедные, авиационные, а также восстановленные или бывшие в употреблении шины. Также не наносится код на резиновые камеры, взаимозаменяемые протекторы, различные ободные ленты. 

Расшифровка кода на шине

Цифровой криптокод, нанесённый на каждую покрышку, содержит все сведения о товаре, включая размерность, другие характеристики и значения, которые важны для монтажа шин на диски. Формат кода определён Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) — это оператор системы «Честный знак». По сути, код представляет собой последовательность букв и цифр, которая преобразовывается в двухмерный штрихкод DataMatrix. В код «зашиты» такие сведения, как непосредственный код товара, индивидуальный серийный номер продукции, ключ и код для проверки.

Как формируется код:

  • идентификатор применения отображается в первых двух цифрах кода, а дальше — в 17–18-м символах, 33–34-м символах, 40–41-м символах (всего идентификаторов применения четыре);
  • дальше идут 14 символов (цифр), которые отображают код товара (GTIN);
  • 13 символов, начиная с 19-го, представляют собой уникальный серийный номер (состоит из латинских букв и цифр, причём буквы используются как строчные, так и прописные);
  • символ «» считается как один знак — это так называемый Group separator, по счёту он 31-й;
  • после очередного идентификатора применения (две цифры на 33-й и 34-й позициях) следует четырёхзначный ключ проверки, состоящий из букв и цифр;
  • ещё один Group separator и идентификатор применения занимают позиции в коде с 39-й по 41-ую;
  • завершает всё 44-значный код (индекс), состоящий из латинских букв, цифр и символов.

Код DataMatrix наносится на этикетку, которую наклеивают или на боковину шины, или непосредственно на протектор.

Производитель обязан заказать коды в системе «Честный знак», а получив их, самостоятельно распечатать и наклеить на резину. После этого останется только отчитаться, что маркировка выпуска шин завершена, а сами они введены в оборот. Отчёт отправляется в систему «Честный знак».

У импортёра немного другой путь: он так же заказывает коды в «Честном знаке», но может передать экспортёру или уже распечатанные этикетки, или файл с ними. Ответственность за наклеивание этикеток лежит на экспортёре, а вот отчёт в систему отправляет импортёр — без него покрышки не будут считаться введёнными в оборот. Сам отчёт отправляется лишь после того, как товар проведён по таможне (фактически находится на территории РФ).

Штрафы за отсутствие маркировки на шинах и покрышках

Нарушение действующего законодательства приводит к ответственности. Так, штраф может быть выписан:

  • производителю за отсутствие маркировки шины автомобиля или другой — от 50 до 100 тысяч рублей юрлицу и от 5 до 10 тысяч рублей должностному лицу;
  • продавцу, который осуществляет реализацию товара (сюда также входят перевозка и хранение) без маркировки (передачи сведений о товаре в систему «Честный знак») — от 50 до 300 тысяч рублей юрлицу, от 5 до 10 тысяч рублей — должностному и от 2 до 4 тысяч рублей физическому лицу.

Административная ответственность за производство, перевозку или хранение, продажу шин без обязательной маркировки в системе «Честный знак» прописана в статье 15.12 КоАП РФ, а уголовная — в ст. 171.1 УК РФ.

Денежное взыскание может быть применено и в случае нарушений в маркировке (неправильно проставлена, содержит не всю информацию). В таком случае ИП заплатит от 5 до 10 тысяч рублей, а юрлицо — от 50 до 100 тысяч рублей. Для усиления наказания может быть применена и конфискация всей партии неверно маркированного товара, поскольку, по сути, это считается отсутствием маркировки шин легковых и других автомобилей, транспортных средств в принципе.

Есть штраф и за нарушенную маркировку (к примеру, надорванную этикетку), несоблюдение сроков реализации. В таком случае ИП заплатит от 5 до 10 тысяч рублей, а юрлицо — от 50 до 300 тысяч рублей.

Важно: если в процессе проверки будет доказан нанесённый конечному покупателю вред, которые появился от отсутствия полной информации о товаре, сумма штрафов может быть утроена.

Подытожим

Маркировка шин обязательна, она позволяет уменьшить количество серого товара, подделок и других ухищрений, к которым прибегают недобросовестные производители и продавцы. Важно, чтобы все покрышки, которые продаются на территории Российской Федерации, отвечали установленным стандартам качества, и система «Честный знак» призвана подтверждать его.