«Неподкупный кассир Ритти»: для чего придумали первую кассу | Жиза — онлайн-журнал Эвотора о малом бизнесе
«Неподкупный кассир Ритти»: для чего придумали первую кассу

«Неподкупный кассир Ритти»: для чего придумали первую кассу

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Ресторан Pony House в Дайтоне приносит прибыль с конца XIX века. Поначалу он не выходил из минусов, зато потом стал таким стабильным, что пережил две мировые войны и Великую Депрессию. И всё потому, что его первый владелец Джеймс Ритти изобрёл и поставил в ресторане первую кассу.

С середины XIX века изобретения появлялись одно за другим: аккумулятор, лампочка, светофор, печатная машинка, американские горки и пылесос. А в магазинах работали по старинке: продажи записывали в бухгалтерскую книгу, а деньги складывали в ящик.

Это было неудобно: чтобы правильно записывать сделки, клерки долго учились. И всё равно в спешке они писали неразборчиво и ошибались. Иной раз трудно было разобраться, откуда деньги пришли и куда делись. Деньги складывали в ящик. Его кто угодно мог открыть, поэтому часть выручки бесследно пропадала. Найти вора среди сотрудников было невозможно.

Сразу несколько изобретателей в Америке придумали механизмы, чтобы упростить работу с деньгами.

Собрать все деньги в одной корзине

Дэвид Браун хотел, чтобы продавцы обслуживали больше покупателей, а данные о всех продажах собирались в одном месте. В 1875 году он запатентовал аппарат для транспортировки денег и мелких грузов. В магазине работал один кассир, и от каждого продавца под потолком к нему протягивали канат. А по канату ездила корзинка. Продавец теперь не должен был оформлять сделки с покупателями: он только консультировал, а потом клал в корзину деньги покупателя и записку о покупке — и корзина ехала к кассиру. Так у продавца оставалось время на других покупателей.

В 1882 году Уильям Лэмсон купил права на использование механизма и усовершенствовал его.

Система была простая и надежная. В универмаге Лоунса в Нью-Йорке она прослужила сто лет. Служила бы и дольше, но универмаг закрыли.

Машина Брауна автоматизировала только передвижение денег по магазину. Его подход до сих пор используют в супермаркетах, но вместо корзинок на канатах деньги отправляют главному кассиру по пневматической трубе. Но и сто лет назад бизнесменам этого было мало — они искали машины, которые решат все проблемы разом. Фото: Loyverse
Посмотрите внимательно в больших супермаркетах — от каждой кассы может отходить труба пневмопочты. Фото: «Основы пневмоавтоматики»

Не ошибаться в подсчётах

Уильям Берроуз — прадед писателя Уильяма Берроуза — решил автоматизировать расчёты. Он изобрел счётную машинку, чтобы клерки не зверели на монотонной работе и реже ошибались. Счётная машинка Берроуза не была первой: Лейбниц ещё в семнадцатом веке изготовил первый арифмометр. Но машинка Берроуза позволяла быстро складывать: она сохраняла результат, и несколько клерков могли работать на ней параллельно. Поэтому на ней удобно было считать выручку.

Арифмометр Берроуза 1932 года выпуска. Фото: История ЭВМ

Берроуз основал Американскую компанию арифмометров, и после всех переименований и слияний компания существует и сейчас — в составе компьютерной корпорации Юнисис.

Приструнить воришек

Современная касса происходит от изобретения Джеймса Ритти. В 1871 году он открыл в Дайтоне салун: хорошее место рядом с железнодорожной станцией, сытные обеды — посетителей было много. А вот прибыли не было, и Ритти не мог понять, в чём проблема. Записи в бухгалтерской книге — как и у всех — были небрежными, путаными. Ритти подозревал, что продавцы приворовывают, но не мог за этим уследить.

Решение Ритти нашел в море. Во время тура по Европе он познакомился с корабельным механиком: они ходили по машинному отделению, обсуждали устройство приборов. Как только Ритти увидел счётчик оборотов гребного вала, у него появилась идея. Он немедленно сошёл на берег и купил обратный билет — ему не терпелось решить проблему с бизнесом.

Ритти задумал сделать машину, которая наведёт порядок в финансах. Она будет считать поступление денег так же, как машина на корабле считает повороты винта. Ритти вместе с братом-механиком засели в мастерской. Вскоре они сделали первый в мире кассовый аппарат.

Братья Ритти в мастерской. Фото: Хабр

Теперь работник салуна на клавишах вводил цену товара, а на циферблате отображалась итоговая сумма: одна стрелка для долларов, вторая — для центов. Фиксировать продажи стало быстрее и проще.

Машинка Ритти первой модели. Фото: Музей американской истории

Но Ритти всё ещё не получал прибыли. Похоже, работники обходили кассу: не вносили платежи и забирали деньги себе. Ритти снова засел в мастерской.

Он рассуждал так: чтобы работники не воровали, за ними придётся присматривать. Сам он не может следить за каждым, так пусть это делают покупатели. Ритти усовершенствовал кассу — добавил окошко, в котором видна введённая в кассу сумма покупки. Брат Ритти добавил бумажную ленту, на которой сумма покупки отмечалась дырочками — получился кассовый чек. Теперь покупатель видел, какую сумму пробивает продавец, и воровать стало сложнее.

Патент на эту модель Ритти продал фирме National Cash Register, а они запустили массовое производство и разослали кассы по всему миру. Её знают под именем «Неподкупный кассир Ритти».

С новой кассой бизнес Ритти пошёл в гору. В 1882 году он открыл второй салун — Pony House. Ритти ушёл из бизнеса в 1895 году, но его салун стал рестораном и работает до сих пор.

На месте салуна Pony House теперь рыбный ресторан, но многое осталось прежним. Например, эта деревянная стойка. Фото: Dayton Daily News

Чем закончилась борьба конкурентов

До десятых годов двадцатого века три изобретения соревновались: большие магазины выбирали систему Брауна, банки — арифмометры Берроуза, маленькие магазины и рестораны — кассу Ритти. Но касса совершенствовалась, подстраивалась под особенности разного бизнеса, училась решать все задачи бизнеса и за тридцать лет вытеснила конкурентов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 18 ноября 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: