Мы уже рассказывали, что грамотный мерчандайзинг иногда творит чудеса и может спасти небольшой бизнес от краха. Но речь тогда шла о продуктовой лавке. Работают ли стандартные схемы выкладки в строительных магазинах? Спойлер: да, но есть нюансы.

Строительный магазин обычно представляется в виде гипермаркета размером с небольшой микрорайон, но вовсе не они занимают большую часть рынка. Большинство торговых точек формата DIY («сделай сам») — небольшие магазины возле дома в зоне активной застройки, оставшиеся с советских времен «Хозтовары» или отделы в торговом центре.

Мы обратились с вопросами к Юрию Фёдорову, руководителю сектора из пяти розничных магазинов ГК «Строительный двор». Он занимается оптимизацией рабочих процессов магазина, обучает персонал, следит за показателями продаж каждого магазина и сотрудника. Юрий помог нам разобраться в особенностях продажи стройматериалов.

Проблем у небольших строительных магазинов как минимум две:

1. Маленькая площадь, на которой надо разместить сотни наименований товара, а ещё держать склад и комнату для сотрудников.
2. Разногабаритный товар: от мелких крючков на стену до длинных плинтусов, от небольших банок краски до тяжёлых мешков с цементом.

Проблема  №1: маленькая площадь и много товаров

Как представить тысячи наименований товара в магазине площадью до 100 квадратных метров?

Работа с ассортиментом: котлеты отдельно, мухи отдельно

Первое, что стоит сделать, — разбить ассортимент на группы и сократить в каждой количество товарных позиций, оставив самые популярные в разных ценовых категориях. Каждая группа должна выкладываться обособленно и не смешиваться с другими группами. Максимум можно продублировать мелкие и популярные товары в прикассовой зоне.

В этом может помочь сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора. Отсортируйте список товаров по маржинальности и оборотам и отберите те, что быстрее продаются и/или приносят вам больше прибыли.

Хранение товара: всё в зале или зал+склад

Есть два способа хранения и выкладки товара, они зависят от размера и планировки торгового помещения.

Первый — когда в зале представлены демонстрационные образцы товара, а основная его часть лежит на складе, который может быть и удалённым.

Второй — когда все ваши запасы хранятся в зале.

Есть ещё и комбинированный вариант, когда самые ходовые товары всегда есть в достаточном количестве на точке, а габаритные и менее популярные доставляются под запрос со склада. В идеале всё, что неудобно хранить, должно быть в виде образцов и храниться в другом месте.

Юрий Фёдоров, ГК «Строительный двор»:

«На складе самого магазина есть ходовой товар и всякая мелочёвка. У нас, например, пользуются популярностью электрика и инженерная сантехника, поэтому эти товары всегда можно купить здесь и сейчас. Ещё есть отдельный склад, что-то небольшое или крупное оттуда можем привезти. Также работаем от поставщика, если, допустим, кирпича надо полную машину, то напрямую от него и везём. Либо мы приезжаем после согласования, либо отправляем туда клиента».

Расстановка стеллажей и товара

От системы хранения товара зависит и расстановка торгового оборудования. Стеллажи могут стоять только возле стен и демонстрировать товар либо устанавливаться ещё и поперёк зала. Второй вариант позволит представить больше продукции, а заодно удлинит маршрут покупателя. Возможно, взяв то, за чем пришёл, он вспомнит, что заканчивается обойный клей, а к старым кистям намертво присохла краска.

Юрий Фёдоров:

«При расстановке товара можно руководствоваться общими правилами: тяжёлый товар внизу, легкий — наверху, самый востребованный товар и тот, который надо быстро продать, — на уровне глаз. Плюс смежный товар располагается рядом, например, у стенда с ламинатом и линолеумом расположены стенды с плинтусами, порожками. Тут же сопутствующие товары — подложки, клей для линолеума».

Зона кассы

В зоне кассы лучше расположить мелочёвку, которая часто требуется: изоленту, маркеры, батарейки. За кассой можно расположить товар, на котором вы хотите сделать фокус: новинки, акционные товары.

Зона возле входа

Сразу возле входа лучше поставить сезонный товар. Хорошо, если он будет просматриваться с улицы. Руководствуйтесь погодой и временем года. Зимой это лопаты, мётлы, летом — лейки, шланги, грабли. Рядом с входом же можно разместить крупногабаритный товар, который так будет проще вынести из магазина после оплаты, и акционный товар.

Уличная витрина

Позаботьтесь о том, чтобы ваш магазин выглядел привлекательно даже с улицы. Лучше не злоупотреблять яркими баннерами и плакатами. Гораздо приятнее, когда витрина хорошо подсвечена, а через неё просматривается торговый зал.

Проблема №2: разногабаритный товар

Строительные товары могут быть самых разных размеров и форм, некоторые из них невозможно даже штабелировать. Поэтому просто закупить одинаковое торговое оборудование не получится. Рассказываем, как лучше всего хранить разные группы товаров.

Материалы, которые требуют демонстрации: декоративка

К ним относятся обои, керамическая плитка, ламинат, линолеум, декоративная штукатурка, краска. Чтобы продемонстрировать декоративные свойства краски, лака или морилки, достаточно небольшой панели с выкрасками или палитры производителя. С другими товарами сложнее: часто надо показать фактуру, цвет и другие свойства материала.

Обои желательно демонстрировать на специальных стойках, позволяющих развернуть любой рулон. Выкладку можно делать по производителю, цветовой гамме или цене, а можно по материалу основы: на виниле, флизелине, бумажные.

Если площадь позволяет, можно рассортировать по назначению: для детской, кухни, гостиной. Как правило, в небольших магазинах не поддерживают большой ассортимент обоев, отдавая предпочтения нейтральным оттенкам и универсальности. Это же касается и плитки.

 

«Когда закупается большой объём таких декоративных материалов, как обои и плитка, то получается большой процент брака и повреждённого товара, и под разный вкус везти тоже накладно, — объясняет Юрий. —  У нас, например, обои есть только под покраску, причём одного вида. Да и вообще спрос на обои сильно упал в последнее время. Плитка тоже представлена скромно: только какие-то базовые и нейтральные модели. Плюс что у плитки, что у обоев должен совпадать номер партии — это тоже накладывает определённые ограничения на количество товара в наличии».

Одинаковый номер партии на упаковках плитки или рулонах обоев — гарантия того, что они не будут даже незначительно различаться по цвету или размеру, как это бывает у материалов из разных партий. За этим нужно следить.

Сухие смеси

Продукция хранится вертикально, упаковка под упаковкой. Каждый такой вертикальный блок соответствует виду и расфасовке. Если продукция выкладывается на стеллажи, то самые тяжёлые упаковки лежат внизу. Чем товар легче, тем выше он может лежать, но не стоит выкладывать его выше головы.

Если проходы магазина не предназначены для тележки, разумнее и гуманнее расположить большие упаковки с сухими смесями рядом с выходом, даже если это будет противоречить правилу «чем популярнее товар, тем дальше от входа он должен лежать».

Товары небольшого размера

Для мелких товаров вроде болтов и гаек важна чёткая классификация. Группировать можно по назначению: дверная, оконная и мебельная фурнитура, крепёж, — главное, чтобы покупателю была понятна логика расположения. Товары одной категории сортируются по разным признакам, чаще всего по размеру.

Длинномерные товары

Всё, что длиннее двух метров, — доски, плинтуса, уголки, брус, профиль и прочее — укладывается горизонтально на специальных стеллажах. Более короткие товары удобнее хранить вертикально под небольшим углом на стенде с разделителями. Важно рассчитать минимально комфортную ширину проходов и учесть, как покупатели будут доставать крупногабаритный или очень длинный товар: им должно хватать места для этого.

Юрий Фёдоров: «Всегда лучше руководствоваться удобством извлечения товара с полки и выноса его из магазина — как для покупателей, так и для самих продавцов».

Рулоны и бухты

Материалы, которые поступают в рулонах и продаются на отрез: подложка ламината, кабель, утеплитель, — можно поставить вертикально на пол. Провода, канаты можно намотать на катушки, лучше всего вращающиеся.

Инструменты и оборудование

Выкладку делают с учётом назначения и применения инструментов, на уровне пояса человека, немного выше или ниже. Габаритный и дорогой электроинструмент лучше располагать ближе к кассе.

Юрий Фёдоров: «Ручной инструмент (отвёртки, плоскогубцы) — часто самый ходовой товар, поэтому его всегда должно быть много в наличии. Единственный нюанс: его часто воруют, поэтому размещать стеллажи с ним лучше там, где они будут хорошо видны продавцу».

Если бюджет позволяет, можно установить антикражную систему: специальные стойки у выхода из магазина будут реагировать на датчики, наклеенные на неоплаченный товар.

Ещё немного советов по мерчандайзингу и не только

  • Не бойтесь быть гибкими.

Меняйте ассортимент, подстраивайтесь под ваших покупателей, разговаривайте с ними, регулярно анализируйте продажи, вычисляя самые ходовые позиции.

Помогает анализировать динамику выручки и прибыли дашборд в Личном кабинете от Эвотора. Если у вас Эвотор, вы всегда будете видеть, как идут продажи на одной или нескольких ваших точках.

  • Предоставляйте дополнительные услуги: резку материалов, доставку, прокат инструмента или грузовых тележек.

Это поможет конкурировать с гипермаркетами строительных товаров и получать постоянных клиентов. Особенно актуально, если рядом много новостроек.

  • Дайте повод зайти.

Строительный магазин — не то место, куда заходят просто так или потому что по пути. Дайте прохожим лишний повод заглянуть к вам. Например, можно повесить контейнер для сбора батареек, поставить кофемат или автомат с недорогими снеками.

Подытожим:

  • Определитесь с хранением товара: всё в зале или зал+склад.
  • Расставьте стеллажи так, чтобы товар было удобно снимать с полок.
  • Тяжёлые товары кладите вниз, лёгкие — выше.
  • Выкладывайте тяжёлые мешки там, откуда их будет удобно унести из магазина.
  • Совмещайте сопутствующие товары: ламинат и подложки, обои и клей, плинтусы и фурнитуру к ним.
  • Выставьте у входа сезонный и акционный товар.
  • В прикассовой зоне должна лежать необходимая мелочь.
  • Позаботьтесь, чтобы витрина магазина привлекала внимание.
  • Следите за раскладкой мелочёвки, чтобы шурупы разного типа не смешивались между собой.
  • Стенд с популярными рабочими инструментами разместите так, чтобы он был у вас на глазах.
  • Если продаёте канаты, цепи, кабели в нарезку, повесьте бобины так, чтобы они вращались, не забудьте прикрепить рядом резак и рулетку.
  • Поставьте упаковочный стол на выходе.
  • Предоставляйте дополнительные услуги: раскрой материалов, доставку, колорирование.

Сервисы Эвотора для строительного магазина:

Личный кабинет Эвотора

Вы сможете проверять выручку, топ позиций и чеков по продажам, контролировать сотрудников. Сервис мониторинга уведомляет о важных показателях терминалов и всего бизнеса.

Управление ассортиментом

Полный контроль: можно управлять ассортиментом товаров или услуг, печатать ценники, вести учёт продаж, планировать закупки, передавать данные в 1С, следить за остатками без помощи товароведа и бухгалтера.

КУДиР

Автоматически заполняет книгу учёта доходов и расходов (КУДиР) с помощью данных с терминалов. Сервис подойдёт предпринимателям, которые работают на упрощённой и патентной системе налогообложения — УСН и ПСН.

Кассовые сервисы

Обеспечивает соединение с интернетом, которое позволяет отправлять чеки в ОФД, принимать безналичные платежи, обмениваться данными с ЕГАИС и Честным знаком, обновлять ПО и собирать статистику продаж.

Плати QR

Дополняет 1С кнопкой «Плати QR», при нажатии на которую отображается QR на Эвотор Power. Оплата происходит после сканирования этого кода камерой телефона — через приложение Сбера. После успешной оплаты печатается чек.

Мобильный кассир

Превратит смартфоны в кассы: сотрудники смогут оформить продажу в любой точке магазина или на выезде, принять оплату смартфоном и фискализировать чек.

Бонусная система kilbil

Бонусная система на Эвотор. Все виды карт, электронные карты или привязка к номеру телефона. Бонусы, скидки, сочетание бонусов и скидок, приветственные и сгорающие бонусы, реферальная схема и другие.