- Проблема №1: маленькая площадь и много товаров
- Работа с ассортиментом: котлеты отдельно, мухи отдельно
- Хранение товара: всё в зале или зал+склад
- Расстановка стеллажей и товара
- Зона кассы
- Зона возле входа
- Уличная витрина
- Проблема №2: разногабаритный товар
- Материалы, которые требуют демонстрации: декоративка
- Сухие смеси
- Товары небольшого размера
- Длинномерные товары
- Рулоны и бухты
- Инструменты и оборудование
- Ещё немного советов по мерчандайзингу и не только
- Подытожим:
- Сервисы Эвотора для строительного магазина:
Подробный гайд для магазина товаров для стройки и ремонта: как продавать больше на той же площади
Как расположить товары, чтобы их удобно было выбирать и покупать: руководство по организации торгового зала в магазине товаров для стройки и ремонта.
Мы уже рассказывали, что грамотный мерчандайзинг иногда творит чудеса и может спасти небольшой бизнес от краха. Но речь тогда шла о продуктовой лавке. Работают ли стандартные схемы выкладки в строительных магазинах? Спойлер: да, но есть нюансы.
Строительный магазин обычно представляется в виде гипермаркета размером с небольшой микрорайон, но вовсе не они занимают большую часть рынка. Большинство торговых точек формата DIY («сделай сам») — небольшие магазины возле дома в зоне активной застройки, оставшиеся с советских времен «Хозтовары» или отделы в торговом центре.
Мы обратились с вопросами к Юрию Фёдорову, руководителю сектора из пяти розничных магазинов ГК «Строительный двор». Он занимается оптимизацией рабочих процессов магазина, обучает персонал, следит за показателями продаж каждого магазина и сотрудника. Юрий помог нам разобраться в особенностях продажи стройматериалов.
Проблем у небольших строительных магазинов как минимум две:
1. Маленькая площадь, на которой надо разместить сотни наименований товара, а ещё держать склад и комнату для сотрудников.
2. Разногабаритный товар: от мелких крючков на стену до длинных плинтусов, от небольших банок краски до тяжёлых мешков с цементом.
Работа с ассортиментом: котлеты отдельно, мухи отдельно
Первое, что стоит сделать, — разбить ассортимент на группы и сократить в каждой количество товарных позиций, оставив самые популярные в разных ценовых категориях. Каждая группа должна выкладываться обособленно и не смешиваться с другими группами. Максимум можно продублировать мелкие и популярные товары в прикассовой зоне.
В этом может помочь сервис «Управление ассортиментом» от Эвотора. Отсортируйте список товаров по маржинальности и оборотам и отберите те, что быстрее продаются и/или приносят вам больше прибыли.
Хранение товара: всё в зале или зал+склад
Есть два способа хранения и выкладки товара, они зависят от размера и планировки торгового помещения.
Первый — когда в зале представлены демонстрационные образцы товара, а основная его часть лежит на складе, который может быть и удалённым.
Второй — когда все ваши запасы хранятся в зале.
Есть ещё и комбинированный вариант, когда самые ходовые товары всегда есть в достаточном количестве на точке, а габаритные и менее популярные доставляются под запрос со склада. В идеале всё, что неудобно хранить, должно быть в виде образцов и храниться в другом месте.
Юрий Фёдоров, ГК «Строительный двор»:
«На складе самого магазина есть ходовой товар и всякая мелочёвка. У нас, например, пользуются популярностью электрика и инженерная сантехника, поэтому эти товары всегда можно купить здесь и сейчас. Ещё есть отдельный склад, что-то небольшое или крупное оттуда можем привезти. Также работаем от поставщика, если, допустим, кирпича надо полную машину, то напрямую от него и везём. Либо мы приезжаем после согласования, либо отправляем туда клиента».
Расстановка стеллажей и товара
От системы хранения товара зависит и расстановка торгового оборудования. Стеллажи могут стоять только возле стен и демонстрировать товар либо устанавливаться ещё и поперёк зала. Второй вариант позволит представить больше продукции, а заодно удлинит маршрут покупателя. Возможно, взяв то, за чем пришёл, он вспомнит, что заканчивается обойный клей, а к старым кистям намертво присохла краска.
Юрий Фёдоров:
«При расстановке товара можно руководствоваться общими правилами: тяжёлый товар внизу, легкий — наверху, самый востребованный товар и тот, который надо быстро продать, — на уровне глаз. Плюс смежный товар располагается рядом, например, у стенда с ламинатом и линолеумом расположены стенды с плинтусами, порожками. Тут же сопутствующие товары — подложки, клей для линолеума».
Зона возле входа
Сразу возле входа лучше поставить сезонный товар. Хорошо, если он будет просматриваться с улицы. Руководствуйтесь погодой и временем года. Зимой это лопаты, мётлы, летом — лейки, шланги, грабли. Рядом с входом же можно разместить крупногабаритный товар, который так будет проще вынести из магазина после оплаты, и акционный товар.
Материалы, которые требуют демонстрации: декоративка
К ним относятся обои, керамическая плитка, ламинат, линолеум, декоративная штукатурка, краска. Чтобы продемонстрировать декоративные свойства краски, лака или морилки, достаточно небольшой панели с выкрасками или палитры производителя. С другими товарами сложнее: часто надо показать фактуру, цвет и другие свойства материала.
Обои желательно демонстрировать на специальных стойках, позволяющих развернуть любой рулон. Выкладку можно делать по производителю, цветовой гамме или цене, а можно по материалу основы: на виниле, флизелине, бумажные.
Если площадь позволяет, можно рассортировать по назначению: для детской, кухни, гостиной. Как правило, в небольших магазинах не поддерживают большой ассортимент обоев, отдавая предпочтения нейтральным оттенкам и универсальности. Это же касается и плитки.
«Когда закупается большой объём таких декоративных материалов, как обои и плитка, то получается большой процент брака и повреждённого товара, и под разный вкус везти тоже накладно, — объясняет Юрий. — У нас, например, обои есть только под покраску, причём одного вида. Да и вообще спрос на обои сильно упал в последнее время. Плитка тоже представлена скромно: только какие-то базовые и нейтральные модели. Плюс что у плитки, что у обоев должен совпадать номер партии — это тоже накладывает определённые ограничения на количество товара в наличии».
Одинаковый номер партии на упаковках плитки или рулонах обоев — гарантия того, что они не будут даже незначительно различаться по цвету или размеру, как это бывает у материалов из разных партий. За этим нужно следить.
Если проходы магазина не предназначены для тележки, разумнее и гуманнее расположить большие упаковки с сухими смесями рядом с выходом, даже если это будет противоречить правилу «чем популярнее товар, тем дальше от входа он должен лежать».
Товары небольшого размера
Для мелких товаров вроде болтов и гаек важна чёткая классификация. Группировать можно по назначению: дверная, оконная и мебельная фурнитура, крепёж, — главное, чтобы покупателю была понятна логика расположения. Товары одной категории сортируются по разным признакам, чаще всего по размеру.
Длинномерные товары
Всё, что длиннее двух метров, — доски, плинтуса, уголки, брус, профиль и прочее — укладывается горизонтально на специальных стеллажах. Более короткие товары удобнее хранить вертикально под небольшим углом на стенде с разделителями. Важно рассчитать минимально комфортную ширину проходов и учесть, как покупатели будут доставать крупногабаритный или очень длинный товар: им должно хватать места для этого.
Юрий Фёдоров: «Всегда лучше руководствоваться удобством извлечения товара с полки и выноса его из магазина — как для покупателей, так и для самих продавцов».
Юрий Фёдоров: «Ручной инструмент (отвёртки, плоскогубцы) — часто самый ходовой товар, поэтому его всегда должно быть много в наличии. Единственный нюанс: его часто воруют, поэтому размещать стеллажи с ним лучше там, где они будут хорошо видны продавцу».
Помогает анализировать динамику выручки и прибыли дашборд в Личном кабинете от Эвотора. Если у вас Эвотор, вы всегда будете видеть, как идут продажи на одной или нескольких ваших точках.
- Предоставляйте дополнительные услуги: резку материалов, доставку, прокат инструмента или грузовых тележек.
Это поможет конкурировать с гипермаркетами строительных товаров и получать постоянных клиентов. Особенно актуально, если рядом много новостроек.
- Дайте повод зайти.
Строительный магазин — не то место, куда заходят просто так или потому что по пути. Дайте прохожим лишний повод заглянуть к вам. Например, можно повесить контейнер для сбора батареек, поставить кофемат или автомат с недорогими снеками.
Подытожим:
- Определитесь с хранением товара: всё в зале или зал+склад.
- Расставьте стеллажи так, чтобы товар было удобно снимать с полок.
- Тяжёлые товары кладите вниз, лёгкие — выше.
- Выкладывайте тяжёлые мешки там, откуда их будет удобно унести из магазина.
- Совмещайте сопутствующие товары: ламинат и подложки, обои и клей, плинтусы и фурнитуру к ним.
- Выставьте у входа сезонный и акционный товар.
- В прикассовой зоне должна лежать необходимая мелочь.
- Позаботьтесь, чтобы витрина магазина привлекала внимание.
- Следите за раскладкой мелочёвки, чтобы шурупы разного типа не смешивались между собой.
- Стенд с популярными рабочими инструментами разместите так, чтобы он был у вас на глазах.
- Если продаёте канаты, цепи, кабели в нарезку, повесьте бобины так, чтобы они вращались, не забудьте прикрепить рядом резак и рулетку.
- Поставьте упаковочный стол на выходе.
- Предоставляйте дополнительные услуги: раскрой материалов, доставку, колорирование.
Сервисы Эвотора для строительного магазина:
Вы сможете проверять выручку, топ позиций и чеков по продажам, контролировать сотрудников. Сервис мониторинга уведомляет о важных показателях терминалов и всего бизнеса.
Полный контроль: можно управлять ассортиментом товаров или услуг, печатать ценники, вести учёт продаж, планировать закупки, передавать данные в 1С, следить за остатками без помощи товароведа и бухгалтера.
Автоматически заполняет книгу учёта доходов и расходов (КУДиР) с помощью данных с терминалов. Сервис подойдёт предпринимателям, которые работают на упрощённой и патентной системе налогообложения — УСН и ПСН.
Обеспечивает соединение с интернетом, которое позволяет отправлять чеки в ОФД, принимать безналичные платежи, обмениваться данными с ЕГАИС и Честным знаком, обновлять ПО и собирать статистику продаж.
Дополняет 1С кнопкой «Плати QR», при нажатии на которую отображается QR на Эвотор Power. Оплата происходит после сканирования этого кода камерой телефона — через приложение Сбера. После успешной оплаты печатается чек.
Превратит смартфоны в кассы: сотрудники смогут оформить продажу в любой точке магазина или на выезде, принять оплату смартфоном и фискализировать чек.
Бонусная система на Эвотор. Все виды карт, электронные карты или привязка к номеру телефона. Бонусы, скидки, сочетание бонусов и скидок, приветственные и сгорающие бонусы, реферальная схема и другие.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?