Шаурма на пляже: жители Казани против аквапарка | Жиза
Шаурма на пляже: жители Казани против аквапарка

Шаурма на пляже: жители Казани против аквапарка

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе
Иллюстратор

Разбираемся в остросюжетных судебных делах. Аквапарк два года доказывал в судах, что его правила для посетителей законны. С ними спорили сами посетители и Роспотребнадзор. Дело дошло до Верховного суда, но и на этом не закончилось. Мы выяснили, можно ли запрещать гостям приносить еду и напитки с собой, и кто отвечает за вещи посетителей в шкафчиках.

Аквапарк не для всех

Аквапарк «Ривьера» в Казани. Источник: Яндекс.Карты

В октябре 2016 года в казанский аквапарк «Ривьера» приходит плановая проверка Роспотребнадзора. Тогда инспекторы впервые обнаружили нарушения, из-за которых суды затянутся на несколько лет.

Проверяющие изучают правила для гостей аквапарка и находят три проблемы:

  1. Из еды гости могут принести с собой только детское питание.
  2. Администрация может не пустить тех, кто не согласен с правилами или не понимает их.
  3. В аквапарке есть шкафчики для одежды, но за вещи в них никто не отвечает.

Это нарушает права потребителей. Роспотребнадзор даёт владельцу аквапарка время до конца месяца, чтобы изменить правила.

Первый заход. Провал по всем статьям

Юристы аквапарка не согласны с Роспотребнадзором. Они идут в суд.

Судья рассуждает так: все посетители равны. Нельзя делать исключения для тех, кто голоден или плохо понимает по-русски. Единственное условие для посетителей аквапарка — купить билет. Остальные ограничения незаконны.

А ещё судья считает, что все посетители и их вещи должны быть в безопасности.

Постановление апелляционного суда

Суд соглашается с Роспотребнадзором. Аквапарк должен изменить незаконные правила. Юристы пытаются обжаловать это решение, но у них не получается.

Правила посещения — это публичный договор. По закону, когда предприниматель заключает с клиентом публичный договор, нельзя (ст. 426 ГК РФ):

  • относиться к посетителям избирательно;
  • называть клиентам разную цену;
  • отказываться заключать с посетителем договор.

Бизнесмен, который оказывает услугу, обязан обеспечить безопасность клиентам и их вещам (ч. 1 ст. 7 закона «О защите прав потребителей»).

Второй заход. Штраф по наводке

История расходится по городу, и в апреле 2017 года житель Казани Широбоков жалуется в Роспотребнадзор. Широбоков тоже недоволен, что в аквапарк «Ривьера» нельзя приходить со своей едой и никто не отвечает за его вещи в шкафчике. Роспотребнадзор снова изучает правила на сайте аквапарка и соглашается с Широбоковым. На этот раз Роспотребнадзор штрафует руководство парка на 10 000 ₽.

Аквапарк не хочет платить. В суде его представитель утверждает:

  1. В правилах сказано, что они не являются публичным договором или публичной офертой.
  2. Штраф выписал чиновник, который не имел на это права.
  3. Роспотребнадзор неправильно процитировал пункт правил про напитки с собой, он был другим.
  4. Роспотребнадзор неправильно понимает пункт про ответственность за ценные вещи в шкафчиках.

Юристы аквапарка «Ривьера» приносят в суд правила пользования услугами.

Судья считает:

Решение арбитражного суда

  1. Раз в правилах написано, что они регулируют отношения между посетителями и компанией «Аквапарк-Сувар», это и есть договор. И он публичный, потому что правила действуют для всех посетителей аквапарка.
  2. Штраф аквапарку выписал начальник юридического отдела Роспотребнадзора, это в его компетенции. Он действовал по закону.
  3. По поводу еды с собой и хранения вещей в шкафчиках суд уже всё сказал в прошлом году. Судья подтверждает решение и ссылается на те же статьи закона.

Аквапарк должен заплатить штраф 10 000 ₽.

В договор нельзя включать условия, которые нарушают права потребителей (ст. 16 закона «О защите прав потребителей»):

  • противоречат закону;
  • заставляют покупателя купить товар в нагрузку к тому, который ему нужен;
  • заставляют покупателя платить за дополнительные услуги без его согласия.

За это грозит штраф (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ):

  • должностным лицам 1 000–2 000 ₽,
  • индивидуальным предпринимателям 1 000–2 000 ₽,
  • юридическим лицам 10 000–20 000 ₽.

Попытка реванша. Верховный суд

В сентябре 2017 года первое судебное решение доходит до Верховного суда. Аквапарк подаёт кассационную жалобу.

Определние Верховного суда

Верховный суд считает, что первый судья всё сделал правильно, и не принимает кассационную жалобу. Получается, Верховный суд подтвердил: посетители могут приходить со своей едой и напитками, а за их вещи в шкафчиках отвечает администрация.

Третий заход. Шаурма раздора

В 2018 году посетитель аквапарка «Ривьера» Кабиров покупает билет в кассе, чтобы сходить на пляж и в бассейн. С собой у него шаурма и лимонад. Сотрудники аквапарка не пускают Кабирова, ссылаются на внутренние правила. Он идёт в кассу, чтобы вернуть деньги за билет, но кассир ему отказывает. Тогда Кабиров пишет претензию в книгу жалоб: он заплатил, а услугу не получил. В претензии он указывает свой электронный адрес и ждёт. Но ответа нет, и он идёт в суд.

В суде он требует с аквапарка деньги за билет, услуги юриста, моральный вред и неустойку 7,5 ₽ за каждый день с момента подачи претензии — это 3% цены входного билета.

Юрист аквапарка уверяет судей в том, что ответил Кабирову на почту. Ему написали, чтобы тот пришёл в «Ривьеру» за деньгами или выслал реквизиты, по которым можно вернуть деньги. Но Кабиров не отреагировал.

Судья принимает решение: удовлетворить требования Кабирова частично.

Компенсация Требования Кабирова Решение суда
Билет 250 ₽ 250 ₽
Моральный вред 40 000 ₽ 300 ₽
Услуги юриста 10 000 ₽ 3000 ₽
Игнорирование требований посетителя 275 ₽
Всего 50 250 ₽ 3825 ₽
Билет
Требования Кабирова: 250 ₽
Решение суда: 250 ₽
Моральный вред
Требования Кабирова: 40 000 ₽
Решение суда: 300 ₽
Услуги юриста
Требования Кабирова: 10 000 ₽
Решение суда: 3000 ₽
Игнорирование требований посетителя
Решение суда: 275 ₽
Всего
Требования Кабирова: 50 250 ₽
Решение суда: 3825 ₽

Вторая попытка реванша. Новые правила

Аквапарк не хочет платить. Несмотря на то, что суд назначил компенсацию Кабирову заметно меньше того, что тот просил, и уже есть решение Верховного суда. Аквапарк не сдаётся и подаёт на апелляцию.

Правила для посетителей на сайте аквапарка

В суде юристы аквапарка ссылаются на то, что они уже изменили правила. Они отправили новую версию в Роспотребнадзор и не получили ответ. Значит, новые правила законны:

Было Стало
Не разрешается приносить в Аквапарк продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару. В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм запрещается проносить в водно-развлекательную зону Аквапарка продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару.
Было
Не разрешается приносить в Аквапарк продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару.
Стало
В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм запрещается проносить в водно-развлекательную зону Аквапарка продукты питания и напитки, кроме детского специального питания, упакованного в пластиковую тару.

В суде администраторы аквапарка утверждают, что не раз предлагали Кабирову вернуть деньги, но он отказывался.

Единственный контакт, который он оставил, — электронная почта. На неё сотрудники аквапарка отправили письмо с просьбой прийти за деньгами. Распечатка этого ответа есть. Протокол осмотра электронной почты, заверенный нотариусом, тоже есть. Только самого письма в протоколе нет, потому что сотрудник регулярно чистит почту и корзину, чтобы компьютер не тормозил. Начальник ИТ-отдела подтверждает: удалённые письма восстановить невозможно.

Определение апелляционного суда

На все эти аргументы суд отвечает, что нарушать права потребителей всё равно нельзя. А именно это делает аквапарк, когда запрещает клиентам приходить со своей едой и напитками. Значит, аквапарк должен возместить Кабирову моральный вред: 300 ₽ это справедливая цена. Суд оставляет решение без изменений. За испорченный отдых Кабиров получит 3825 ₽.

⌘⌘⌘

Хотите рассказать о своих судебных разбирательствах, пишите: zhiza@evotor.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 15 августа 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: