Шесть причин не открывать салон красоты
С салонами красоты в России парадокс: каждый год почти четверть салонов разоряется, но одновременно открывается столько же новых. Наталья, собственница Vnail Studio, считает: «Бизнес в красоте — это вакханалия, новички не всегда понимают, с чем связались». Мы спросили Наталью и ещё двоих собственниц бьюти-салонов — Ольгу из Keep Looking и Екатерину из «Территории Амазонки», — почему на стрижке и маникюре сложно сделать бизнес.
1. Без мастеров нет клиентов, а хороших мастеров мало
«Невозможно набрать хороших мастеров, если в вашем салоне нет клиентов. И наоборот: невозможно привлечь клиентов, если нет мастеров. Это замкнутый круг! Поэтому салоны растут постепенно: нанимают одного сотрудника, ищут для него клиентов, затем нанимают других», — Екатерина, «Территория Амазонки».
Профессиональных мастеров трудно найти и ещё труднее заманить в свой салон. Их очень мало, и они уже заняты в других проектах: в больших салонах с хорошими условиями или в собственных бизнесах. Опытному мастеру невыгодно приходить в новое место: старые клиенты вряд ли поедут в другой район ради стрижки или маникюра, так что базу придётся нарабатывать заново.
Можно набрать мастеров по объявлению, но Екатерина уверена: у таких часто большое самомнение, мало знаний и навыков. Они проходят быстрые курсы, не умеют общаться с клиентами, не готовы к критике. Подбор и обучение мастеров — вечная боль в каждом салоне.
2. Учить мастеров необходимо, но рискованно
«Мастеров обязательно доучиваем: и внутри, и на курсы отправляем. Есть обучающие мастера, которые получают деньги за то, что учат. Но юридически работодатель плохо защищён от того, что сотрудник научится, а потом уйдёт. Работаем на доверии, на свой страх и риск», — Ольга, Keep Looking.
Мастеров придётся доучивать, даже если у них есть опыт работы. Не верьте сертификатам и грамотам: их несложно подделать или скачать из интернета. Даже если сертификат настоящий, он может быть от школы-однодневки.
Обучение в салоне красоты — риск, но без него никак. Будьте готовы, что мастер, которого вы научили, может исчезнуть. У Ольги пять лет проработала мастер по бровям, в неё много вкладывались: переучили на визажиста, затем на мастера перманентного макияжа. В какой-то момент она без объяснения причин ушла в другой салон и начала писать своим клиентам, чтобы приходили в новое место.
3. Клиент непредсказуем
«Спрос очень непредсказуем: это женщины. Иногда после рекламы блогера у нас пустые полки, а иногда хорошие товары не покупают месяцами. Ты можешь либо сильно прогореть, либо взлететь. Нужно осознать непредсказуемость и работать с ней», — Ольга, Keep Looking.
«Будьте готовы, что клиенты меняют планы. К вам могут записаться на услугу, забыть и не прийти. Или записаться несколько раз на разное время, чтобы прийти, когда будет удобно. Если администратор этого не заметит, у мастеров будет меньше клиентов, чем стоит в журнале записи, салон будет терять деньги», — Наталья из Vnail Studio.
Клиенты уверены, что они знают, как лучше: занимаются самолечением, верят в ложные идеи или просто спорят с мастерами. Гости могут использовать неподходящие уходовые средства или годами жить с мыслью о том, что у них ломкие волосы. Даже если опыт мастера подсказывает, что проблем нет, клиента тяжело переспорить.
Общение с гостем может закончиться скандалом. Например, оттенок волос понравился клиенту в каталоге, но разочаровал в жизни. Гость начнёт убеждать мастера, что тот перепутал цвет или неправильно провёл окрашивание, хотя мастер не допускал ошибок. В итоге салон может получить негативный отзыв и потерять клиента без объективных причин.
Если у вас Эвотор, попробуйте вести расписание с приложением «Услуги PRO». В нём удобно следить за загрузкой салона, легко переносить записи и избегать дублей. Там же можно вести историю посещений и записывать предпочтения каждого клиента. Первый месяц — бесплатно.
4. Доверие клиента легко потерять
«У нас была мастер, которая ушла и начала писать по нашей базе, мол, приходите ко мне, я теперь в другом салоне. Я об этом быстро узнала, естественно. Клиенты недовольны, что им просто кто-то начинает писать, хотя они этого не позволяли», — Ольга, Keep Looking.
Вы потеряете доверие клиентов, если их контакты окажутся у конкурентов. Вашим клиентам будет приходить спам, они начнут беситься и могут спросить у вас, почему к ним полилась реклама других салонов.
5. Ремонт, который устроит СЭС, стоит дорого
«У нас два салона, везде был очень трудный и дорогой ремонт. В первом мы сами сделали всю вентиляцию, пустили вытяжку над всеми рабочими зонами. Во втором — сделали отдельный кабинет для стерилизации инструментов. Зато когда СЭС приходят — удивляются: редко кто выполняет все нормы», — Наталья из Vnail Studio.
Из-за требований СЭС ремонт под бьюти-салон всегда обходится дорого. Например, есть нормативы по вентиляции и по количеству квадратных метров на рабочее место парикмахера. В салоне, где работает косметолог, нужно оборудовать зону для очистки и стерилизации инструментов. Если это ваш первый бизнес, затраты на ремонт вас неприятно удивят.
6. Рынок захватывают любители
«После однодневных курсов не идут в нормальные салоны, а начинают принимать клиентов дома или арендуют место в салоне попроще. Они не трогали никогда живых людей, у них мало опыта. Такой человек может испортить всё и сказать клиенту, что это ему в прошлый раз в салоне так накрутили, что теперь не получится сделать хорошо», — Наталья из Vnail Studio.
Мастера, которые прошли однодневные курсы или учились онлайн, работают в одиночку и берут ниже рыночной цены. Самоучки оказывают услуги низкого качества, работают на дешёвом оборудовании и с доступными расходниками, не соблюдают санитарные нормы. Это негативно влияет на бизнес профессионалов: клиент может подумать, что в салоне то же самое, только стоит дороже.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных