Судебная обломовщина: как два московских ресторана название делили | Жиза — онлайн-журнал Эвотора о малом бизнесе
Судебная обломовщина: как два московских ресторана название делили

Судебная обломовщина: как два московских ресторана название делили

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Рассказываем об остросюжетных судебных делах. В Москве открылись два ресторана «Обломов». Владельцы одного из них зарегистрировали название как товарный знак и подали в суд на конкурентов. Казалось бы, дело простое и понятно, кто выиграет: использовать товарный знак без разрешения его владельцев нельзя. Но в историю вмешиваются влиятельные люди, и суды начинают вести себя непредсказуемо.

Два «Обломовых»

Кому нужен товарный знак

В начале 2000-х в Москве открываются два ресторана, владельцы которых используют название романа Ивана Гончарова. Компания «ИБГ Компани» открывает ресторан «Обломов» на Пятницкой и регистрирует название как товарный знак. Пока идёт регистрация, компания «Позитив» открывает ресторан «Обломовъ на Пресне». «ИБГ Компани» подаёт в суд на «Позитив» за нарушение прав на товарный знак.

Тот, кто зарегистрировал товарный знак, имеет исключительное право на него. Это значит, никто не может использовать товарный знак без разрешения владельца. Он может продавать лицензии всем желающим (ст. 1484 ГК РФ, ст. 1489 ГК РФ).

Ресторан «Обломов» открывался на Пятницкой, но позже переехал в 1-й Монетчиковский переулок, где работает до сих пор. Источник: izi.travel
Ресторан «Обломовъ на Пресне». Источник: zoon.ru

Акт первый. Вывеска как художественное произведение

В суде «Позитив» уверяет, что не претендует на товарный знак «Обломов». Вывеска ресторана «Обломовъ на Пресне» — это графическое произведение Александра Адабашьяна, сценариста и художника-постановщика фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Главную роль в фильме сыграл Олег Табаков. Несколько лет назад художник подарил росчерк и все права на него сыну артиста — владельцу ресторана Антону Табакову. Тот уверен, что ресторан имеет право использовать вывеску. Доводы «Позитива» убедили суд, и он отказал в иске «ИБГ Компани».

Та самая вывеска с росчерком художника Александра Адабашьяна у входа в ресторан «Обломовъ на Пресне». Источник: карты Гугл

Акт второй. Роман как общественное достояние

Пока идут судебные разбирательства, владелец «Обломова на Пресне» Антон Табаков подаёт заявление в Апелляционную палату Роспатента. Он просит Роспатент отозвать свидетельство на товарный знак «Обломов». Аргумент такой: роман Гончарова — это общественное достояние, и никто не имеет права его приватизировать.

К делу подключаются крупные чиновники и культурные деятели. Министр культуры Михаил Швыдкой, режиссёры Станислав Говорухин и Никита Михалков пишут руководителю Роспатента письма, в которых просят признать роман Гончарова общественным достоянием.

Апелляционная палата Роспатента отменяет регистрацию товарного знака. Роспатент признаёт название «Обломов» общественным достоянием. Кто угодно может использовать его в коммерческих целях.

Исключительное авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и ещё 70 лет после его смерти (ст. 1281 ГК РФ). Потом произведение становится общественным достоянием и любой человек может его свободно использовать (ст. 1282 ГК РФ).

Акт третий. Обломов как товарный знак

Решение суда

«ИБГ Компани» продолжает бороться за товарный знак «Обломов» и подаёт жалобу на Роспатент в арбитражный суд. В 2003 году она наконец добивается своего: суд признаёт решение Апелляционной палаты неверным и возобновляет охрану товарного знака «Обломов». Теперь, чтобы законно использовать название романа для общепита, нужно получить лицензию у владельца товарного знака.

Несмотря на решение суда, Антон Табаков не оформляет лицензию на использование товарного знака, но про судебные иски больше не слышно. Оба ресторана продолжают работать, пока «Обломовъ на Пресне» не закрывается. В СМИ пишут, что в 2017 году Антон Табаков продал все российские рестораны и уехал жить во Францию к своей семье. А ресторан с Пятницкой переезжает на 1-й Монетчиковский переулок — сейчас это единственный в Москве ресторан «Обломов».

В январе 2019 года срок действия товарного знака «Обломов» закончился. Теперь его снова могут использовать все желающие.

Если хотите использовать в качестве товарного знака что-то из общественного достояния, учитывайте, что иногда за него приходится бороться в судах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 4 декабря 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: