Мы побывали в гостях у Surprise me — это маленькая сеть упаковки: продают бумагу, открытки и шарики, заворачивают подарки. Они уже подготовились к реформе торговли. Мы расспросили арт-директора компании Полину Бывших, как развивается их бизнес.

Как все начиналось?

Я училась на дизайнера в Пятигорске, а когда закончила — переехала в Москву. Чтобы хоть где-то работать, устроилась в палатку упаковки на Арбате. Никто тогда не думал, что это станет делом всей жизни.

Мне очень повезло: устроилась работать перед Новым годом, а это время волшебства и чудесных эмоций! Сразу втянулась и влюбилась в эту работу. Скоро решила, что нужно открывать свое дело.

В 2014 году открыла первую точку. Сейчас нас уже трое партнеров, я пригласила их в дело. Федора я называю кризис-менеджером: он умеет собраться и решить любую проблему, договориться с любым человеком. Дмитрий — аналитик по финансам: считает выручку, планирует закупки. А я теперь арт-директор — занимаюсь ассортиментом, придумываю всё новое.  Здорово, что я нашла партнеров: теперь могу заниматься тем, что нравится, а они организуют остальное.

Мы мечтаем о большой сети упаковки. Сейчас у нас две точки, а под Новый год откроем еще три.

Что особенного в бизнесе упаковки?

Мы дарим людям счастье, эмоции. Если человек получает подарок в упаковке, то становится немного ребенком — любопытным, азартным. Сюрпризы любят все люди, даже самые суровые, как мой папа.

Еще упаковка — это внимание. Человек выбрал бумагу, фактуру, цвет, подобрал все со вкусом в одном стиле — это внимание, оно делает подарок особенным.

В чем фишка вашей компании?

Для нас главное — клиент. Даже если вы покупаете дешевый китайский пакет, мы отнесемся внимательно: заменим потрепанный шнурок на красивую ленту, подберем в тон.

Мы создаем сервис, к которому хочется возвращаться. Каждый третий клиент приходит к нам снова, а есть и такие, кто 5-6 лет упаковывают подарки только у нас.

Как вы подготовились к реформе торговли?

Раньше у нас была обычная касса и бумажная отчетность. Продавец искал цену товаров в каталоге, складывал на калькуляторе, потом руками вбивал сумму на кассе. Помечал в тетрадочке каждый проданный товар, а в конце дня переносил эти записи в специальный бланк. В конце месяца отдавал бланки бухгалтеру, чтобы тот внес их в 1С.

Теперь мы купили новую кассу, и больше ничего не нужно вбивать руками: продавец считывает штрих-код — название товара появляется на кассе. Потом продавец указывает количество — касса сама считает сумму покупки. Когда продавец выбивает чек, вся информация о покупке отправляется бухгалтеру.

Мы работаем вбелую, и нам удобно, что отчеты будут сами отправляться в налоговую. Раньше нужно было нести отчетность каждый месяц, теперь все через интернет.

В бизнесе если не считать цифры — это провал: не знаешь, что закупил, что продал, а что осталось. Раньше мы пытались делать какую-то аналитику, но вручную это сложно. Теперь я могу в кассе посмотреть, сколько у меня осталось именно таких пакетов, таких лент. Например, раньше мы знать не знали, что больше всего покупают ленту именно в один сантиметр шириной. В терминале мы это увидели и теперь закупаем ее побольше.

Что было самым сложным?

Поверить, что все получится. Родные говорят: «Куда ты лезешь?» А если случаются проблемы, кричат «это не твое, уходи, сдавайся!» — вот это было самое сложное. Стоять до конца и верить, что все получится.