Рассказывает Елена Алончикова, генеральный директор технологической конференции TECH WEEK

Что такое VR- и AR-технологии и как их использует бизнес

Сперва разберёмся в понятиях

VR, Virtual Reality — виртуальная реальность. Такую реальность полностью создаёт компьютер, а самый распространённый способ туда попасть — специальные очки или шлемы. Надевая очки, пользователь оказывается в другом измерении: он может прогуляться по джунглям, побывать на американских горках или посетить ваш виртуальный магазин.

AR, Augmented Reality — реальность дополненная. Тут графическая картинка накладывается на реальную и создаётся единая плоскость, которую видит пользователь на экране своего устройства. Так любое мобильное приложение можно дополнить полезными опциями — например, возможностью измерять размеры и расстояния с помощью камеры, без реальной рулетки.

Сейчас, когда обычным интернет-магазином уже никого не удивишь, на сцену выходят их виртуальные аналоги. Они предлагают не просто удобный интерфейс, а полное погружение. Крупные бренды уже активно экспериментируют с форматами, где технологии VR и AR помогают не только продемонстрировать товар, но и создать эмоциональную связь с клиентом.

Например, шведская IKEA предлагает пользователям примерить новую мебель в домашнем интерьере, а автомобильные бренды, как Abarth, проводят тест-драйвы в VR.

Виртуальная реальность позволяет создать пространство, где покупатель погружается в продукт. Например, в виртуальных шоурумах онлайн-платформы Amazon клиенты могут детально рассмотреть товар. А поклонник бренда одежды может попасть на презентацию новой коллекции, находясь в другом городе. 

В отличие от VR, технология AR интегрируется с реальным миром, добавляя к нему цифровые элементы. Это позволяет покупателю онлайн примерить одежду, протестировать косметику или оценить, как мебель впишется в интерьер дома. Интересный пример: если IKEA реализует технологию внутри вашего дома, то Zara пошла обратным путем — и пустила виртуальных моделей на экраны смартфонов в своих физических магазинах.

В чём преимущества для бизнеса и клиентов

С технологиями VR и AR покупатели могут:

Заранее проверить наличие нужного товара. Если товар есть в наличии, клиент может виртуально посетить магазин и убедиться, что продукт соответствует его ожиданиям.

Примерить продукт не выходя из дома. Клиенты магазина в реальном времени могут примерить на себя одежду или вписать предметы мебели в интерьер. Сначала компонуете всё в виртуальном пространстве, а затем добавляете понравившиеся товары в корзину.

В чём плюсы для бизнеса:

Снижает затраты на аренду и содержание точек. Виртуальные шоурумы демонстрируют товары клиенту онлайн — без необходимости идти в магазин.

Больше потенциальных клиентов. Бренды с виртуальными магазинами охватывают покупателей по всему миру. Многие клиенты предпочитают примерять вещи и выбирают офлайн-шопинг вместо онлайн-магазинов. Но когда можно никуда не ехать и примерить новые кроссовки по клику, устоять сложно.

Меньше возвратов. Треть онлайн-покупок возвращается продавцу из-за того, что клиенту не подошёл размер, фасон или цвет. AR-технология решает эту проблему: по данным Forbes, с AR-примеркой уровень возвратов снижается на 30%.

Как внедрить VR и AR в бизнес

Шаг 1. Проанализировать потребности бизнеса и понять, что лучше подойдёт для ваших целей, определить задачи и ожидания.

Шаг 2. Проанализировать аудиторию. Может быть, клиентам вашего предприятия подобные инновации ни к чему — если это так, то продажи не увеличатся, а нововведение не окупится.

Шаг 3. Выбрать технологию и решение. На рынке уже есть множество решений, на основе которых можно выстроить свою ритейл-вселенную. Выберите те, которые соответствуют вашим потребностям и бюджету. Например, для небольших магазинов могут подойти недорогие AR-приложения для смартфонов, тогда как крупные ритейлеры могут инвестировать в полноценные VR-шоурумы.

Шаг 4. Обучите персонал внутри офисов и на точках. Сотрудники должны понимать, как использовать инновации в повседневной работе, как рекомендовать их клиентам и как помочь в них разобраться.

Шаг 5. Тестируйте гипотезы — да побольше. Прежде чем внедрять VR и AR, выявите проблемы на альфа/бета-пользователях и скорректируйте стратегию применения. Это поможет понять соответствие технологии шопинга ожиданиям клиентов и вашим бизнес-задачам.

Минусы AR и VR: что может пойти не так

А теперь о причинах, почему замечательные передовые технологии есть пока не у каждого бизнеса.

Дорого и долго. Чтобы создать качественное виртуальное пространство, нужно сильно вложиться в разработку и закупку оборудования, ПО и обучение персонала.

Нужно совершенствовать IT-инфраструктуру. Обеспечение бесшовного взаимодействия новых цифровых решений с традиционными CRM- и ERP-системами — сложная задача.

Сложно защищать данные. Бренды с такими технологиями часто подвергаются кибератакам, поэтому нужно тщательно защищать личные данные клиентов. 

Нужно обучать сотрудников. Проведение тренингов и семинаров — обязательная мера для успешной интеграции VR- и AR-решений.