Одной идеи недостаточно

Джеймс Ритти изобрёл кассу, чтобы привести бизнес в порядок — идея сработала, его рестораны стали приносить прибыль. Тогда он решил продавать кассу другим бизнесменам и создал «Национальную производственную компанию». И тут он просчитался.

Бизнесмены в XIX веке искали способы избавиться от воровства кассиров, правильно считать выручку и увеличить прибыль.

Дэвид Браун изобрёл аппарат для транспортировки денег и мелких грузов, Уильям Берроуз — счётную машинку. А Джеймс Ритти придумал машину, которая навела порядок в финансах и избавила предпринимателя от воровства сотрудников.

Эти три изобретения стали прототипами современных касс.

Читайте первую часть истории касс

Сам Ритти был доволен кассой, но другие бизнесмены не рвались её покупать. Идея была полезная, но сырая: касса Ритти была неудобной. После первой модели он не делал существенной переработки, только добавлял функции и исправлял грубые ошибки. Механизм получился громоздкий и барахлил. Владельцы магазинов не хотели возиться с кассой и предпочитали подсчитывать деньги вручную. Ритти отчаялся и продал бизнес.

У нового владельца тоже не заладилось. Он пытался продавать кассу как есть — без доработок, и тоже не нашёл клиентов. Компания умерла бы, если бы кассой не заинтересовался Джон Паттерсон.

У Паттерсона были бакалея и универсальный магазин для шахтёров. Каждый год он продавал товаров на 50 000 $ с хорошими наценками. И всё же он оказался в долгах и не мог понять, почему. Судя по бухгалтерской книге, торговля шла бойко: все должники платили, сотрудники не воровали — но прибыли не было. Однажды он заметил, как клерк не записал должника в бухгалтерскую книгу. В другой раз увидел, как клерк делает скидки друзьям. Паттерсон понял, что продукты уходят из магазина, а он не получает денег.

В эти дни Паттерсон получил рекламу кассы. Он решил, что с ней осадит работников, и купил две штуки. Касса ему не понравилась: из недолговечного дерева, без ящика для денег, неудобная и заедает. И всё же через год он получил 6000 $ прибыли. Паттерсон сказал своим партнёрам: «Что хорошо для нашей маленькой лавки, будет полезно и всем магазинам. Если усовершенствовать конструкцию машинки, продажи у неё будут невероятные». В 1884 году он выкупил компанию.

Прежде чем купить компанию, Паттерсон не проверил, в каком она состоянии. Производственное помещение в трущобах, крыша протекает. За месяц работники собирают 30 касс, но и на них нет покупателей. Увидев производство и отчётность, Паттерсон подумал, что прогорит. Он предложил предыдущему владельцу купить компанию обратно, а тот ответил: «Не возьму её назад даже в подарок». И Паттерсону пришлось самому придумывать, как из голой идеи сделать работающий бизнес.

Паттерсон довёл кассу до ума

Чтобы касса понравилась предпринимателям, она должна была работать без сбоев. Поэтому Паттерсон засел в мастерской и внёс в механизм больше сотни исправлений.

Чтобы касса была долговечной и не барахлила, Паттерсон доработал механизм и сделал кассу из стали и меди.

Чтобы деньги трудно было украсть, он совместил саму кассу и денежный ящик. Теперь открыть ящик незаметно было невозможно: он открывался только когда пробивали покупку, да ещё и звенел.

С такой кассой Паттерсон вышел на рынок и получил первых покупателей.

Работа никогда не остановится

Как только кассу стали покупать, у Паттерсона завелись конкуренты. И чем популярнее становилась касса, тем больше. Даже консервная компания выпустила свою машинку. Все пытались заработать на растущей популярности кассы.

Паттерсон никому не давал закрепиться на рынке. Чтобы разорять конкурентов, он продавал некоторые модели касс ниже себестоимости. Конкуренты теряли клиентов и закрывали компании.

Паттерсон подрывал репутацию конкурентов: для этого он скупал их кассы, внимательно изучал и искал слабые места. А потом Паттерсон использовал их против конкурента. Вот к примеру: в 1892 году Simplex Cash Register выпустили кассу, которая работала без кнопок. Сумма покупки подсчитывалась почти как на счетах — с помощью шариков. Нужно было опустить шарики в специальные отверстия — для единиц, для десяток и так далее. После этого сумма покупки показывалась покупателю и открывался ящик, куда продавец должен был положить деньги. В конце дня сумма в денежном ящике и сумма шариков должны были совпасть.

Паттерсон придумал, как обмануть эту кассу: нужно было вместо шарика опустить в отверстие пульку на конском волосе. Касса засчитает пульку за шарик, выбьет сумму правильно — тогда пульку можно вытянуть обратно. И раз в кассе нет шарика, значит, и деньги в кассу можно не класть. Так Паттерсон нашёл слабость Simplex Cash Register.

Но Паттерсону было недостаточно просто сказать об этом клиентам. Он научил своих коммивояжеров трюку: они приходили в магазины и салуны, где пользовались кассами Simplex Cash Register и говорили, что смогут обмануть её. Они не показывали, как это делают: пульку опускали в отверстие незаметно, торчащий кончик конского волоса не был виден. Зато продавцы понимали, что из кассы Simplex у них вытащили деньги — и соглашались купить безопасную кассу Паттерсона.

Конкуренты тоже внимательно следили за изобретениями Паттерсона, но он умел защищать свои идеи. В 1894 году компания Heintz Cash Register выпустила кассу. Как и касса Паттерсона, она умела оповещать, когда продавец открывает денежный ящик, но в ней звенел не колокольчик, а кукушка. Паттерсон пошел в суд. Он напомнил, что у него есть патент, и выдан он не просто на колокольчик, а на «звуковое устройство для оповещения». Это значит, конкуренты не вправе использовать для денежных ящиков ничего, что издаёт звуки. И суд согласился с этой аргументацией. Так Паттерсон оттеснял конкурентов в судах.

Сотни патентов, выданные Паттерсону и его сотрудникам, показывают, как тщательно он прорабатывал каждую деталь. Через 20 лет кассы Паттерсона были по всему миру. В 1908 году первая из них появилась в России. И они стали такими популярными, что до сих пор снимаются в исторических и фэнтези фильмах — потому что они долговечные, красивые и выглядят, как символ начала XX века.

Но касса не стала бы такой популярной, если бы Паттерсон был только хорошим инженером. Ещё он был выдающимся бизнесменом и маркетологом. В следующей статье мы расскажем, как Паттерсон изобрёл современный маркетинг — его методами до сих пор пользуются рекламщики, эйчары и предприниматели.

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО «Эвотор»

Жиза советует