- Что за реформа?
- Это теперь для всех?
- А сроки?
- Чем старая касса отличается от новой? Что за фискальный накопитель?
- Как выбрать фискальный накопитель?
- А если у меня две системы налогообложения?
- Можно просто вынуть ЭКЛЗ и поменять на ФН?
- ФН — это навсегда или надо менять?
- Где взять комплект модернизации?
- Что за ОФД?
- А если у меня проблемы с интернетом?
- Что сделать, чтобы все работало по закону?
- Как зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой?
- Получать электронную подпись обязательно?
- Старую кассу надо снимать с учета?
- Чем старые чеки отличаются от новых?
- Что за электронные чеки?
- Как узнать, что мой чек передан в налоговую?
- Это все так дорого! Можно мне не покупать кассу?
- А если нет, что мне будет?
Главные вопросы о ФЗ-54
Скоро «закон об онлайн-кассах» коснется всех — даже тех, кто раньше не работал с кассой. Мы собрали ответы на главные вопросы: перенесут ли сроки, как быть в нетипичных ситуациях. А ещё мы приложили ссылки на документы и статьи, чтобы вам было легче разобраться в ситуации.
С 1 июля 2017 года начали действовать новые правила использования кассовых аппаратов. Теперь все кассы должны подключаться к интернету, уметь отправлять электронные чеки покупателям, а все данные об операциях — налоговой. Чеки стали длиннее и содержательнее, а бизнес — прозрачнее для государства.
Это теперь для всех?
Почти. Новая касса нужна всем, кто раньше имел кассу, продает алкоголь, лотерейные билеты, торгует через вендинговые автоматы или интернет. А еще тем, кто оказывает услуги и выполняет работы: если готовите школьников к ЕГЭ или консультируете по скайпу, придется купить кассу.
Не нужна касса тем, кто торгует на рынках и ярмарках, продает газеты, ценные бумаги (да, в законе они указаны подряд), талончики на проезд и квас в розлив. Не касается закон и тех, кто оказывает бытовые услуги населению: ремонтирует обувь, присматривает за больными и сдает жилье в аренду. Полный список везунчиков в 54-ФЗ, статья 2.
А сроки?
Зависят от системы налогообложения. Первыми под новый закон попали предприниматели с общей системой и упрощенкой — они должны были установить новые кассы до 1 июля 2017 года.
Если у вас ЕНВД или патент, ваш крайний срок — 1 июля 2018 года. Ищите себя в 290-ФЗ, статья 7.
Прямо сейчас ФНС рассматривает поправки к закону об онлайн-кассах. Если их примут, организации и ИП, которые оказывают услуги и работают на ЕНВД или патенте, получат отсрочку еще на год.
Чем старая касса отличается от новой? Что за фискальный накопитель?
Внутри кассы старого образца стоит ЭКЛЗ — специальная лента, которая хранила и защищала информацию обо всех операциях для налоговой. Теперь вместо ЭКЛЗ в кассе должен быть фискальный накопитель — ФН. Он тоже записывает и шифрует информацию, но еще передает данные оператору фискальных данных — ОФД.
Раньше чтобы подтвердить, что вы — добросовестный бизнесмен, нужно было вскрыть кассу, вынуть ЭКЛЗ и отвезти ее в налоговую. Теперь ФН отправляет всю информацию через интернет. Благодаря фискальному накопителю обычная касса становится онлайн-кассой.
Как выбрать фискальный накопитель?
Фискальные накопители отличаются сроком действия: 13 и 36 месяцев. Сейчас в реестре ФНС четыре модели фискальных накопителей: три на 13 месяцев и один — на 36 месяцев. Все они подходят для всех онлайн-касс.
Выбор ФН зависит от вашей системы налогообложения: для ОСН нужен накопитель на 13 месяцев, спецрежимникам (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН) — на 36 месяцев.
А если у меня две системы налогообложения?
Если вы совмещаете два спецрежима и эта деятельность — по одному адресу, можно использовать одну кассу в двухсекционном режиме. Фискальный накопитель нужен на 36 месяцев. А если адреса разные — нужны две кассы и два фискальных накопителя.
Можно просто вынуть ЭКЛЗ и поменять на ФН?
Нет, нельзя. ЭКЛЗ и ФН работают по-разному, поэтому чтобы ваша старая касса подружилась с фискальным накопителем, надо ее обновить: купить и установить комплект модернизации.
Не все кассы можно модернизировать. Ищите свою кассу в списке на сайте налоговой, если не нашли — покупайте новую, из официального реестра.
ФН — это навсегда или надо менять?
У фискального накопителя ограниченный срок действия: 13 или 36 месяцев в зависимости от модели. Хорошая новость в том, что отвозить старый ФН в налоговую не надо, а заменить его можно самому. Фискальный накопитель с информацией нужно хранить пять лет.
Что за ОФД?
Фискальный накопитель в вашей кассе через интернет передает информацию оператору фискальных данных. Это посредник между кассами и налоговой: он получает, обрабатывает, шифрует все ваши данные и гарантирует их доставку в налоговую.
По закону вы обязаны заключить договор с ОФД и передавать данные через него.
Плохо, но не критично. Покупайте такую кассу, которая запоминает все данные о платежах и передает их, когда связь наладилась. Второй вариант — купить симку с интернетом стабильнее, чем ваш вай-фай. Подробно об этом мы писали.
Если в вашем городе меньше 10 тысяч человек, возможно, ваш район относится к труднодоступной местности. Если так, вы можете работать автономно.
Чтобы ваша касса легально работала по новому 54-ФЗ, выполните 8 шагов:
- Подключите интернет.
- Получите электронную подпись для налоговой и ОФД.
- Заключите договор с оператором.
- Решите, покупать ли кассу.
- Купите фискальный накопитель.
- Купите комплект модернизации, вызовите технарей и обновите кассу.
- Поставьте кассу на учет и настройте.
- Проверьте, что все работает.
Список кажется простым, но иногда все идет не по плану. Начинайте готовиться заранее.
- В личном кабинете на сайте налоговой откройте раздел «Учет контрольно-кассовой техники».
- Выберите «Зарегистрировать ККТ».
- Заполните форму на сайте. Вам потребуются данные ОФД, название моделей кассы и фискального накопителя и их номера — держите под рукой договор с ОФД и паспорта кассы и ФН. Если все сделаете правильно, налоговая присвоит кассе РНМ — регистрационный номер.
- Настройте кассу. На кассовом аппарате укажите сервер, порт и ИНН вашего ОФД. Ищите эту информацию на сайте ОФД.
- Заполните регистрационный номер кассы, который присвоила налоговая, и распечатайте «Отчет о регистрации».
- В личном кабинете нажмите «Завершить регистрацию» и введите данные из «Отчета о регистрации».
Если что-то пошло не так, воспользуйтесь подробной инструкцией на сайте Эвотора.
Получать электронную подпись обязательно?
Нет, если у вас нет электронной подписи, вы можете продолжать общаться с налоговой на бумаге. Покупать подпись стоит тем, кому важно сэкономить время. У налоговой отличный личный кабинет: через интернет можно сделать почти все то же, что с личным присутствием, но без очереди.
Нет, не надо. Если бы вы обновляли кассу до 1 июля 2017 года, ее нужно было сперва снять с учета, затем модернизировать и поставить на учет заново. С 1 июля 2017 года все кассы с ЭКЛЗ объявлены вне закона, и налоговая сама в одностороннем порядке сняла их с учета. Для владельцев касс это значит, что теперь писать заявление о снятии с учета старой кассы и нести ее в налоговую не нужно.
Нет, не надо. Если бы вы обновляли кассу до 1 июля 2017 года, ее нужно было сперва снять с учета, затем модернизировать и поставить на учет заново. С 1 июля 2017 года все кассы с ЭКЛЗ объявлены вне закона, и налоговая сама в одностороннем порядке сняла их с учета. Для владельцев касс это значит, что теперь писать заявление о снятии с учета старой кассы и нести ее в налоговую не нужно.
Чем старые чеки отличаются от новых?
Новый чек подробнее: в нем есть название каждого товара, цена, НДС, информация о продавце и кассе и QR-код, чтобы проверить, дошел ли чек до налоговой. Полный список реквизитов в 54-ФЗ, статья 4.
Что за электронные чеки?
Онлайн-кассы умеют не только печатать бумажные чеки, но и отправлять покупателям электронные.
Электронные чеки удобнее обычных: они не выцветают, не собирают пыль в комоде, их легко хранить на компьютере и легко проверить в налоговой. А еще ради них не рубят деревья. Электронный чек имеет такую же силу, как и бумажный.
Кассир обязан выдать чек о покупке, а в каком именно виде — решает покупатель. По умолчанию, печатается бумажный чек. Покупатель может попросить отправить ему электронный, а может попросить оба. Тут покупатель правит бал, а вы следуете за ним.
Как узнать, что мой чек передан в налоговую?
Чтобы узнать статус чека, зайдите в личный кабинет своего ОФД: напротив каждого документа будет стоять пометка. Не паникуйте, если видите чек со статусом «Не передано в ФНС». Вы как налогоплательщик обязаны передать данные в ОФД, а доставить их в налоговую — забота и ответственность оператора.
Покупатель тоже может проверить чек: для этого налоговая создала мобильное приложение. По реквизитам можно узнать, передан ли чек в налоговую, и сверить реквизиты. В случае чего — пожаловаться.
Это все так дорого! Можно мне не покупать кассу?
Можно. По закону вы обязаны использовать кассу, а откуда вы ее взяли — купили, арендовали, получили в наследство — налоговой не интересно.
Важно соблюдать два правила. 1. Касса должна быть зарегистрирована на того налогоплательщика, который ей пользуется. Если вы взяли кассу в аренду, перерегистрируйте ее на себя. 2. Вам придется купить фискальный накопитель. ФН можно активировать только один раз. После того, как срок действия ФН закончился, вы должны хранить его еще пять лет. Так что взять его в аренду или передать другому не получится.
А если нет, что мне будет?
Если по закону предприниматель должен выдавать чеки, но кассу не использует, его оштрафуют: не менее 10 000 рублей для должностных лиц и 30 000 рублей для юридических. Индивидуальным предпринимателям сперва выписывают предупреждение, а если поймают дважды — приостановят деятельность на срок до 3 месяцев. В Липецкой области штрафовать уже начали, не пополняйте статистику.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных