Но были и минусы. Мы вначале рассчитывали на детей от пяти лет и старше, на практике же выяснилось, что у них зачастую есть младшие братья и сестры. А к магазину вела лестница, и добираться до него с коляской приходилось в обход — пандус находился довольно далеко от входа в «Гаврош». Иногда клиенты проходили мимо, потому что не могли подняться в магазин с колясками.
Как развивался бизнес?
На мой взгляд, первая задача любого бизнеса — выйти на самоокупаемость. Из имевшихся 400 000 ₽ я где-то половину сразу потратила на аренду помещения на полгода. Мебель купили в рассрочку, а большая часть остальной суммы ушла на покупку товара.
В первые два месяца оборот был порядка 600 000 ₽. Деньги, которые мы получали за товар, тут же тратили на закупку следующего. Цены в магазине старались держать на уровне тех, что в интернете, чтобы клиенты не уходили туда. Мы выигрывали за счёт ассортимента — в Геленджике тех товаров, что я привозила, на тот момент не было.
Нередко родители отправляли в магазин одних детей, посмотреть. Через двадцать минут они не выдерживали — что там можно столько смотреть, вроде, маленький магазинчик? В итоге родители поднимались и сами зависали ещё на час, рассматривая игрушки.
Мы открылись 1 июля, и к сентябрю вышли в ноль. Но потом начался спад, и если первые два месяца были удачными, то начиная с октября мы стали уходить глубоко в минус. 25 000 ₽ уходило на аренду, 10 000 ₽ — на зарплату продавщице.
Начался спад сезона, и с октября мы стали уходить глубоко в минус
В тот момент мужу пришла в голову идея. Чтобы привлечь людей, он решил открыть в магазине пункт приёма экспресс-почты DHL. Скоростной отправкой пользуются, когда надо переслать документы или что-то срочное. Самая частая летняя отправка — это «ключи от кошки». Люди оставляют ключи соседям, чтобы те кормили кошку. Соседи кошку покормили и ушли, захлопнув дверь, а ключи остались в квартире. И хозяевам приходится искать пункт DHL.
Чтобы привлечь людей, муж решил открыть в магазине пункт приёма экспресс-почты DHL. Самая частая летняя отправка — это “ключи от кошки”
DHL сработал, и если в четвёртом квартале оборот был 120 000 ₽ — продажи упали чуть ли не до нуля — то в первом квартале следующего года мы вышли на 300 000 ₽. Мы снова начали выползать в плюс. Накладные расходы каждый месяц составляли 45 000 ₽ — бухгалтеру, продавцу и за аренду.
К новогоднему сезону мы открыли второй магазин. Поскольку в Геленджике зарплату выдают под самый Новый год, 30 и 31 декабря мы сделали кассу за месяц. И, раз такое дело, решили 1 января не валяться на диване, а пойти работать. И продажи в этот день были очень неплохие!
Вторая точка была в центре города, где проходимость выше. Расходы на неё были невелики, и накопленных за лето запасов тогда хватило. Но восемь из десяти человек, зашедших в наш второй магазинчик, уже про нас знали. Прирост новых покупателей был невелик, и мы решили, что это того не стоит. Второй магазин просуществовал два месяца — декабрь и январь. Он немного добавил нам узнаваемости, но аренда в центре города оказалась слишком высока по отношению к притоку новых покупателей.
А когда начались сложности?
Мы почувствовали кризис летом 2014 года — в магазинах типа «Магнита» или «Пятёрочки» порой было не купить яиц и овсянки. Курортники рассчитывали деньги только на жильё и билеты и скупали самые дешёвые продукты.
В то лето нашей задачей было удержаться на плаву, на самоокупаемости, и подготовить запас денег на зимние месяцы. Мы понимали, что продажи упадут — и упадут сильно. Летом 2014 года мы ещё были в плюсе, но на грани. Я понимала, что зима съест все заработанные деньги. Они уйдут на банальные накладные расходы. И меня очень расстраивало, что мы ничего не вложим в развитие.
До Нового года мы продержались, а вот с января потихоньку снова стали уходить в минус. К середине лета 2015 года стало ясно, что экономический кризис в стране бьёт по нам сильно. Договориться с арендодателем, чтобы он снизил цену хотя бы в зимние месяцы, не удалось.
Мы расстались с продавцом — повышать девушке зарплату мы не могли, а ей казалось, что мы просто жадничаем. Это позволило чуть-чуть сэкономить, но денег на товар всё равно оставалось мало — это была самая больная точка.
Мы расстались с продавцом — повышать девушке зарплату мы не могли, а ей казалось, что мы просто жадничаем