Как оптимизировать расходы в бизнесе и выйти в плюс — рассказывает владелец сервисных центров «Доктор Гаджет»| Жиза
Как бизнесмен порезал расходы и вышел в плюс

Как бизнесмен порезал расходы и вышел в плюс

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Если в бизнесе проблемы, стоит просто отрезать всё лишнее и сосредоточиться на главном. Этому меня научил Алексей Садков, владелец сервисных центров «Доктор Гаджет» в Сыктывкаре. В прошлом году он закрыл две точки из четырёх, отказался от крупных клиентов, уволил половину штата и вышел из минуса.

Как Алексей нашёл своё дело

Я занимался компьютерами с детства, класса с 8-го. Как только у меня появился компьютер, я его сломал. Кто-то мне его починил за деньги, и мне это не понравилось. В следующий раз я уже чинил его сам — получилось со второй или третьей попытки. Ну а дальше ясно: чинил всё знакомым за шоколадки.

Когда стал студентом, начал на этом зарабатывать — тысяч по пять в месяц, а это довольно много для подростка. У нас в Сыктывкаре взрослые в среднем зарабатывают по 30 000 ₽ в месяц. К пятому курсу я решил, что могу открыть свой бизнес.

Как найти идею для бизнеса

Я всегда хотел управлять бизнесом: нести ответственность, быть главным. Мне не очень нравятся начальники, но я устроился на работу торговым представителем — она занимала четыре часа в день. И потихонечку начал копать: сделал сайт — заплатил 3000 ₽ за шаблон, 500 ₽ за хостинг. Сайт висел себе, я не умел его продвигать. Но меня как-то нашёл чувак из Казани, из «Связного»: «Видел твой сайт. Ты реально можешь компы ремонтировать? Давай мы тебе будем платить 10 000 ₽ в месяц, а ты иногда будешь выезжать в “Связной” и что-то ремонтировать?». Вот с этого и начался мой бизнес.

«Меня как-то нашёл чувак из “Связного”: “Давай мы тебе будем платить 10 000 ₽ в месяц, а ты иногда будешь выезжать к нам и что-то ремонтировать?”. Вот с этого и начался мой бизнес»

Чересчур разошёлся и ушёл в минус

Я ушёл с наёмной работы и начал развивать бизнес. Сначала бизнес работал так: я рекламировал сайт в Яндекс.Директе, клиенты его находили и заказывали ремонт. Я сам выезжал к ним и чинил компьютеры.

Количество клиентов напрямую зависело от количества вложенных денег в рекламу: 10 000 ₽ влил в директ — получил 100-120 000 ₽ оборота. У нас специфика такая — цены на клики очень-очень небольшие: у меня это 10-12 ₽ за клик. Кто в этом разобрался, у того всё отлично!

Потом я открыл пункт приёма в торговом центре — точка на проходняке. Теперь клиенты начали приходить не из интернета, а просто сами. Появились два сотрудника, потому что я уже не мог сам сидеть на точке. Это было очень прикольно — я понял, что могу зарабатывать деньги.

Потом я удачно переехал. Раньше у нас была точка в ТЦ и «офис» в общаге. Люди сдавали девайсы в ТЦ, мы везли их в офис, там ремонтировали и везли обратно. Но в какой-то момент я перевёз офис на другую точку, тоже в торговом центре — и в неё тоже стали идти люди. В итоге вместо пункта приёма и мастерской у меня появились два пункта приёма и в одном из них мастерская. Количество клиентов увеличилось на 60%.

Мне стало интересно: что, значит, можно открывать ещё и ещё точки? И я начал открывать точки. Пробовал в одном торговом центре, во втором. У меня стало четыре точки, мы вели восемь крупных федеральных компаний, среди которых были «Связной», «МВидео» и «Пятёрочка». У меня работали 10 человек: продавцы, мастера, кладовщик и человек, который работал конкретно на выезд.

«Мне стало интересно: что, значит, можно открывать ещё и ещё точки? И я начал открывать точки»

У меня была такая идея, что каждый человек должен заниматься своим делом. Под каждое направление был отдельный человек: мобильниками занимается один, ноутами другой, выездами третий. Я занимаюсь развивалкой. Я даже умудрился нанять коммерческого директора. Ну а что? Возьму чувака, он будет вместо меня развивать. Он поработал у меня месяц, я заплатил ему 45 000 ₽ — для меня это было много. И он меня просто вымотал за этот месяц — я его ненавидел под конец. Он меня достал, и я его уволил. С этого началась политика сокращения.

Как избежать уголовной ответственности за невыплату зарплаты

Я тогда понял, что если сейчас не сокращу расходы, то через месяц мне будет нечем платить людям. Я очень гордился тем, что никогда не задерживаю зарплату. А тут у меня оборотки не хватает на зарплату, начались задержки по оплате аренды, по текущим платежам.

«Я тогда понял, что если сейчас не сокращу расходы, то через месяц мне будет нечем платить людям»

Знаешь, какой у меня был оборот на пике? 650 000 ₽ в месяц. И это в декабре, когда только дурак не зарабатывает. Сейчас у меня тот же оборот с двумя точками в любой месяц и фонд оплаты труда в три раза ниже.

Закрыл две точки, порезал расходы

Я увидел, что основные расходы — это фонд оплаты труда. Количество людей прямо зависит от числа точек. А точки имели разный вес:

  • 50% давала самая первая, в ТЦ,
  • 20% — та, что с мастерской,
  • 30% — две новые точки вместе. Они явно работали в минус.

Если бизнес работает в минус, то какой в нём смысл? Я всё вывез и сказал: «Извините, до свидания». У меня стало две точки вместо четырёх, количество заказов сократилось на 30%. А фонд оплаты труда сократился на 150 000 ₽ — это очень прикольно!

«Если бизнес работает в минус, то какой в нём смысл? Я всё вывез и сказал: “Извините, до свидания”»

Естественно, я всех предупреждал: у кого-то две недели на поиск работы, у кого-то — неделя. Не было такого, что «извини, чувак, завтра ты на работу не выходишь». Я старался всё это максимально лояльно делать, хотя до сих пор не уверен, что так надо было. Я люблю людей, поэтому вот так.

Отказался от лишних клиентов

Внезапно после Нового года у нас отвалился один корпоративный клиент. Просто позвонили и сказали: «Извините, с завтрашнего дня мы с вами не работаем, это федеральный приказ из Москвы, мы ничего сделать не можем». Текущие работы доделывайте, оставшиеся счета оплатим, но на этом всё. Я такой: «Опа. Вот это прикольно». Это было ещё одним ударом.

Это был клиент, который давал примерно 30% оборота, и с ним было очень мало проблем. И я понимаю, что остальные семь корпоративных клиентов приносят мне примерно 50 000 ₽ в месяц. Причём с ними много возни и они платят с задержкой в 1,5 месяца. Это же суб и суб-суб подряды, деньги идут через вторые и третьи руки. Текущий месяц закрыт, месяц дают на проверки, потом жду, когда им заплатит подрядчик или субподрядчик. И только потом они заплатят. В общем, всё сложно: деньги за декабрь я получал в конце февраля. И я понял, что оно мне не надо.

Я уволил чувака, который всем этим занимался. Позвонил клиентам и говорю: «Всё, хорош. Хватит. Отстаньте». И, сделав это, я совершил ещё одно открытие. Оказывается, можно жить, когда тебе никто не звонит. А эти люди звонили постоянно, потому что я ответственный и шарю лучше всех. И тут бах — и они мне просто перестают звонить. И у меня жизнь наполняется радостью.

«И тут бах — и они мне просто перестают звонить. И у меня жизнь наполняется радостью»

Они давали 50 000 ₽, и это были практически чистые деньги, без себестоимости. Ну разве что зарплата выездного чувака. Но с другой стороны, они реально занимали абсолютно всё моё свободное время, с учётом того, что я руководил организацией. И я их слил всех.

Уволил мастера

Дальше я смотрю — оборот уменьшается и как раз наступил апрель. А в апреле нужно платить налоги за весь прошлый год. И там такая сумма вылезает, начинают блокировать счета, наступает дичь полнейшая. Остатки с корпоративных заказов приходят, но тут же уничтожаются налоговой — просто исчезают.

Восемь причин блокировки счетов

Когда нет корпоративных заказов, когда нет кого-то, кому можно позвонить и подолбить: «Эй, давай мои деньги». Когда этого нет, ты работаешь как обычный предприниматель — на горячую задницу. И вот здесь я понял, что так уже горячо, уже интересно — надо с этим что-то делать.

«Когда нет корпоративных заказов, ты работаешь как обычный предприниматель — на горячую задницу»

Я дальше сокращал расходы. Я оставил одного мастера, который занимался телефонами, и уволил второго. Он был опытный и получал примерно столько же, сколько и я — 37 000 ₽. И он мне тоже выносил мозг: прикольно работал, но у него был постоянный бардак на столе, бардак в документах, бардак во всём остальном. И как-то я потихонечку себя морально уговорил, что его надо уволить.

Когда отвалились корпоративные заказы, у меня появилось много свободного времени. Чтобы не грустить и не депрессировать, я решил завалить себя работой. Я взял на себя 40% всего ремонта и работу с клиентами на приёмке. Работал, как все: с 9:00 до 18:00 — потом мне нужно ребёнка забирать из садика. Я взял на себя работу, которую раньше делали другие — медленно и некачественно. К тому же их всё время нужно было дёргать, спрашивать. А теперь я просто многое делал сам — быстрее, качественнее, эффективнее и условно бесплатно.

И я оставил только двух человек на приёмке и одного мастера. Фонд оплаты труда с 280 000 ₽ сократился до 80 000 ₽.

Вышел из минуса

Появились свободные деньги, и вот их я начал вкладывать в директ. Из директа приходили люди, работы потихонечку становилось больше, и деньги начали появляться. Для меня это такая галочка: если всё плохо, попробуй работать сам.

Наступила конечная точка, когда я всех уволил, максимально оптимизировался, закрыл все долги, закрыл налоги. С этого момента я начал работать в плюс. И сейчас мне уже не страшно нифига. Вообще ничего не страшно.

⌘⌘⌘

Хотите рассказать историю своего бизнеса, пишите: zhiza@evotor.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 7 марта 2019

Как закрылся технологический стартап, который привлёк 350 000 долларов

В 2016 году ребята из Питера воодушевились успехом индийской гостиничной сети и открыли компанию Roomp. Они зажгли идеей инвесторов, и те вложили в компанию 350 000 долларов. Но за два года её так и не удалось раскрутить. Мы расспросили ребят, как так вышло.

Ирина два года дарила гостям каждый пятый кофе, а когда подсчитала затраты на акцию, — прослезилась. Она потратила полмиллиона рублей, но так и не поняла, приводит ли акция гостей. Разбираемся, как не разориться на программе лояльности.

Желание дать людям работу может довести до суда. Указал в объявлении, что нужен водитель со своим автомобилем — штраф. Не сообщил государству про вакансию — снова штраф. Рассказываем, за что ещё могут оштрафовать работодателя.

Когда рязанский парень согласился открыть кафе-кальянную, он не мог себе представить, что из-за бизнеса потеряет лучшего друга и пять лет будет выплачивать долги. Он рассказывает, как так вышло, и разбирает свои ошибки.

5260

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: