Как бизнесмен порезал расходы и вышел в плюс
Если в бизнесе проблемы, стоит просто отрезать всё лишнее и сосредоточиться на главном. Этому меня научил Алексей Садков, владелец сервисных центров «Доктор Гаджет» в Сыктывкаре. В прошлом году он закрыл две точки из четырёх, отказался от крупных клиентов, уволил половину штата и вышел из минуса.
Сервисный центр «Доктор Гаджет», Сыктывкар
Бизнесу четыре года
Две точки
Оборот 550-750 000 ₽ в месяц
Чистая прибыль 70-150 000 ₽ в месяц
Пять наёмных сотрудников
Как Алексей нашёл своё дело
Я занимался компьютерами с детства, класса с 8-го. Как только у меня появился компьютер, я его сломал. Кто-то мне его починил за деньги, и мне это не понравилось. В следующий раз я уже чинил его сам — получилось со второй или третьей попытки. Ну а дальше ясно: чинил всё знакомым за шоколадки.
Когда стал студентом, начал на этом зарабатывать — тысяч по пять в месяц, а это довольно много для подростка. У нас в Сыктывкаре взрослые в среднем зарабатывают по 30 000 ₽ в месяц. К пятому курсу я решил, что могу открыть свой бизнес.
Я всегда хотел управлять бизнесом: нести ответственность, быть главным. Мне не очень нравятся начальники, но я устроился на работу торговым представителем — она занимала четыре часа в день. И потихонечку начал копать: сделал сайт — заплатил 3000 ₽ за шаблон, 500 ₽ за хостинг. Сайт висел себе, я не умел его продвигать. Но меня как-то нашёл чувак из Казани, из «Связного»: «Видел твой сайт. Ты реально можешь компы ремонтировать? Давай мы тебе будем платить 10 000 ₽ в месяц, а ты иногда будешь выезжать в “Связной” и что-то ремонтировать?». Вот с этого и начался мой бизнес.
Меня как-то нашёл чувак из “Связного”: “Давай мы тебе будем платить 10 000 ₽ в месяц, а ты иногда будешь выезжать к нам и что-то ремонтировать?”. Вот с этого и начался мой бизнес
Чересчур разошёлся и ушёл в минус
Я ушёл с наёмной работы и начал развивать бизнес. Сначала бизнес работал так: я рекламировал сайт в Яндекс.Директе, клиенты его находили и заказывали ремонт. Я сам выезжал к ним и чинил компьютеры.
Количество клиентов напрямую зависело от количества вложенных денег в рекламу: 10 000 ₽ влил в директ — получил 100-120 000 ₽ оборота. У нас специфика такая — цены на клики очень-очень небольшие: у меня это 10-12 ₽ за клик. Кто в этом разобрался, у того всё отлично!
Потом я открыл пункт приёма в торговом центре — точка на проходняке. Теперь клиенты начали приходить не из интернета, а просто сами. Появились два сотрудника, потому что я уже не мог сам сидеть на точке. Это было очень прикольно — я понял, что могу зарабатывать деньги.
Потом я удачно переехал. Раньше у нас была точка в ТЦ и «офис» в общаге. Люди сдавали девайсы в ТЦ, мы везли их в офис, там ремонтировали и везли обратно. Но в какой-то момент я перевёз офис на другую точку, тоже в торговом центре — и в неё тоже стали идти люди. В итоге вместо пункта приёма и мастерской у меня появились два пункта приёма и в одном из них мастерская. Количество клиентов увеличилось на 60%.
Мне стало интересно: что, значит, можно открывать ещё и ещё точки? И я начал открывать точки. Пробовал в одном торговом центре, во втором. У меня стало четыре точки, мы вели восемь крупных федеральных компаний, среди которых были «Связной», «МВидео» и «Пятёрочка». У меня работали 10 человек: продавцы, мастера, кладовщик и человек, который работал конкретно на выезд.
Мне стало интересно: что, значит, можно открывать ещё и ещё точки? И я начал открывать точки
У меня была такая идея, что каждый человек должен заниматься своим делом. Под каждое направление был отдельный человек: мобильниками занимается один, ноутами другой, выездами третий. Я занимаюсь развивалкой. Я даже умудрился нанять коммерческого директора. Ну а что? Возьму чувака, он будет вместо меня развивать. Он поработал у меня месяц, я заплатил ему 45 000 ₽ — для меня это было много. И он меня просто вымотал за этот месяц — я его ненавидел под конец. Он меня достал, и я его уволил. С этого началась политика сокращения.
Я тогда понял, что если сейчас не сокращу расходы, то через месяц мне будет нечем платить людям. Я очень гордился тем, что никогда не задерживаю зарплату. А тут у меня оборотки не хватает на зарплату, начались задержки по оплате аренды, по текущим платежам.
Я тогда понял, что если сейчас не сокращу расходы, то через месяц мне будет нечем платить людям
Знаешь, какой у меня был оборот на пике? 650 000 ₽ в месяц. И это в декабре, когда только дурак не зарабатывает. Сейчас у меня тот же оборот с двумя точками в любой месяц и фонд оплаты труда в три раза ниже.
Закрыл две точки, порезал расходы
Я увидел, что основные расходы — это фонд оплаты труда. Количество людей прямо зависит от числа точек. А точки имели разный вес:
- 50% давала самая первая, в ТЦ,
- 20% — та, что с мастерской,
- 30% — две новые точки вместе. Они явно работали в минус.
Если бизнес работает в минус, то какой в нём смысл? Я всё вывез и сказал: «Извините, до свидания». У меня стало две точки вместо четырёх, количество заказов сократилось на 30%. А фонд оплаты труда сократился на 150 000 ₽ — это очень прикольно!
Если бизнес работает в минус, то какой в нём смысл? Я всё вывез и сказал: “Извините, до свидания”
Естественно, я всех предупреждал: у кого-то две недели на поиск работы, у кого-то — неделя. Не было такого, что «извини, чувак, завтра ты на работу не выходишь». Я старался всё это максимально лояльно делать, хотя до сих пор не уверен, что так надо было. Я люблю людей, поэтому вот так.
Отказался от лишних клиентов
Внезапно после Нового года у нас отвалился один корпоративный клиент. Просто позвонили и сказали: «Извините, с завтрашнего дня мы с вами не работаем, это федеральный приказ из Москвы, мы ничего сделать не можем». Текущие работы доделывайте, оставшиеся счета оплатим, но на этом всё. Я такой: «Опа. Вот это прикольно». Это было ещё одним ударом.
Это был клиент, который давал примерно 30% оборота, и с ним было очень мало проблем. И я понимаю, что остальные семь корпоративных клиентов приносят мне примерно 50 000 ₽ в месяц. Причём с ними много возни и они платят с задержкой в 1,5 месяца. Это же суб и суб-суб подряды, деньги идут через вторые и третьи руки. Текущий месяц закрыт, месяц дают на проверки, потом жду, когда им заплатит подрядчик или субподрядчик. И только потом они заплатят. В общем, всё сложно: деньги за декабрь я получал в конце февраля. И я понял, что оно мне не надо.
Я уволил чувака, который всем этим занимался. Позвонил клиентам и говорю: «Всё, хорош. Хватит. Отстаньте». И, сделав это, я совершил ещё одно открытие. Оказывается, можно жить, когда тебе никто не звонит. А эти люди звонили постоянно, потому что я ответственный и шарю лучше всех. И тут бах — и они мне просто перестают звонить. И у меня жизнь наполняется радостью.
И тут бах — и они мне просто перестают звонить. И у меня жизнь наполняется радостью
Они давали 50 000 ₽, и это были практически чистые деньги, без себестоимости. Ну разве что зарплата выездного чувака. Но с другой стороны, они реально занимали абсолютно всё моё свободное время, с учётом того, что я руководил организацией. И я их слил всех.
Уволил мастера
Дальше я смотрю — оборот уменьшается и как раз наступил апрель. А в апреле нужно платить налоги за весь прошлый год. И там такая сумма вылезает, начинают блокировать счета, наступает дичь полнейшая. Остатки с корпоративных заказов приходят, но тут же уничтожаются налоговой — просто исчезают.
Когда нет корпоративных заказов, когда нет кого-то, кому можно позвонить и подолбить: «Эй, давай мои деньги». Когда этого нет, ты работаешь как обычный предприниматель — на горячую задницу. И вот здесь я понял, что так уже горячо, уже интересно — надо с этим что-то делать.
Когда нет корпоративных заказов, ты работаешь как обычный предприниматель — на горячую задницу
Я дальше сокращал расходы. Я оставил одного мастера, который занимался телефонами, и уволил второго. Он был опытный и получал примерно столько же, сколько и я — 37 000 ₽. И он мне тоже выносил мозг: прикольно работал, но у него был постоянный бардак на столе, бардак в документах, бардак во всём остальном. И как-то я потихонечку себя морально уговорил, что его надо уволить.
Когда отвалились корпоративные заказы, у меня появилось много свободного времени. Чтобы не грустить и не депрессировать, я решил завалить себя работой. Я взял на себя 40% всего ремонта и работу с клиентами на приёмке. Работал, как все: с 9:00 до 18:00 — потом мне нужно ребёнка забирать из садика. Я взял на себя работу, которую раньше делали другие — медленно и некачественно. К тому же их всё время нужно было дёргать, спрашивать. А теперь я просто многое делал сам — быстрее, качественнее, эффективнее и условно бесплатно.
И я оставил только двух человек на приёмке и одного мастера. Фонд оплаты труда с 280 000 ₽ сократился до 80 000 ₽.
Вышел из минуса
Появились свободные деньги, и вот их я начал вкладывать в директ. Из директа приходили люди, работы потихонечку становилось больше, и деньги начали появляться. Для меня это такая галочка: если всё плохо, попробуй работать сам.
Наступила конечная точка, когда я всех уволил, максимально оптимизировался, закрыл все долги, закрыл налоги. С этого момента я начал работать в плюс. И сейчас мне уже не страшно нифига. Вообще ничего не страшно.
Хотите рассказать историю своего бизнеса, пишите: zhiza@evotor.ru
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных