Открыть цветочный магазин: главные ошибки при организации цветочного бизнеса | Жиза
Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Как не надо открывать цветочный магазин

Марина Гредескул открыла цветочную лавку в бизнес-центре, где стала продавать небольшие букеты из элитных цветов. Сначала всё шло хорошо, и вслед за первой точкой девушка открыла ещё две. Но вывести их в плюс не получилось. За полгода Марина потратила 2,5 миллиона рублей, закрыла две точки и теперь думает, как раскрутить лавку, с которой начинался её цветочный бизнес.

— Я профессиональный продуктолог. Всю жизнь, сколько себя помню, работала в крупных корпорациях, запускала продукты. Мне казалось, что я знаю и умею очень многое, практически всё, и готова к выходу в самостоятельное плавание.

Как вышла в ноль за пару месяцев

— Магазин называется «Фрау Пеппер». У меня муж смеялся: «Почему?». Я говорю: «Слушай, у меня же бабушка немка по фамилии Пфайфер. И я решила найти такое имя в инстаграме, занято-не занято. Оказалось, занято. Ну, думаю, ладно. Фрау оставлю немецкое, Пеппер сделаю английское. Ну и так как-то осталось, «Фрау Пеппер»».

Я решила не открывать стрит-ритейл, а обосноваться в крупных бизнес-центрах. Планировала продавать цветы людям, которые там работают.

Сначала я открыла одну точку в бизнес-центре на 3500 человек. Там работают сотрудники компаний с определённым уровнем дохода. Я понимала, что им нужно, и подстраивались под них. Но я никогда не опускалась ниже того уровня, которым мне хотелось заниматься: это были цветы класса люкс, всегда трендовая упаковка, трендовое составление букетов. Средняя стоимость букета была 2500–2800 ₽.

Вот, делаешь человеку букет или композицию, он потом приходит и говорит: «Вау!» Вот ради этого я всё это и затевала. Вот это «Вау!» было самое главное. Но в день было по две-три продажи. Вообще ни о чём. Мне нужно было как минимум 10 продаж.

Самой главной рекламой был цветочный холодильник, где стояли цветы. Аромат сквозь стекла, наверное, проникал, потому что люди прям прилипали к этому холодильнику. Но пока меня никто не знал, они просто ходили, говорили: «Вау! Ох, ах!», — и я пачками выбрасывала цветы.

Я открыла эту точку очень удачно — осенью. Осень — это живой период. И перед Новым годом у меня были очень хорошие продажи, помимо цветов ещё всевозможные дизайнерские веночки на дверь, венки из ели. Такие красивые, прям ох, очень красивые.

В первые месяцы я практически вышла в ноль. Я открыла ещё две точки в бизнес-центрах уровня повыше. Соответственно, ценник там был тоже выше. Всё было достойно до… до марта.

Как прогорела за полгода

Меньше чем за семь месяцев я слила 2,5 миллиона рублей. Я думала, где моя ошибка. Я же всё продумала, сделала ролл-апы для каждого бизнес-центра. Продумала, какие предложения к каким праздникам готовлю. Я познакомилась с людьми, которые в этом бизнесе очень и очень давно. Они занимаются оптовыми поставками и ритейлом. Я спрашивала у них совета и не стеснялась просить помощи. Я шла чётко по науке. Не взлетело.

Из трёх точек работает одна, самая первая. Несмотря на то, что это бизнес-центр более низкого уровня, там сейчас хотя бы есть небольшой плюс. Точки, которые были открыты в бизнес-центрах выше классом, работали в минус.

Почему не получилось

Ошибка № 1. Отсутствие рекламы

Как продвигать услуги в интернете: «50% прибыли я сразу отдаю на рекламу»

Я совершенно, вот просто ужасно ошибалась, когда замкнулась только внутри бизнес-центров и не выходила наружу.

Мне нужно было сразу давать рекламу по интернету, как угодно, и принимать заказы. Я этого не делала. Мне казалось, что если я сижу в бизнес-центре, моя лучшая реклама — это мои работы. Люди видят, что мы делаем, и рекламироваться нигде не нужно.

Собственник этого бизнес-центра — эстет. В бизнес-центре висят картины, очень красиво всё, современно, всё супер-супер. Но он не разрешает на фасаде здания вешать никакие вывески, никому. Даже название этого бизнес-центра не висит на здании. Он мне не разрешает ставить никакие штендеры во дворе. То есть никакой рекламы. Но зато такая невысокая цена.

Ошибка № 2. Отсутствие типовых букетов

Мы вели инстаграм, но он был имиджевый. Там не было никакого каталога. чисто авторские букеты. Невозможно было прийти и сказать: мы хотим букет номер 25, который у вас в каталоге. Всегда были разные цветы. Вот у меня было настроение сделать, например, весь холодильник розово-белым илирозово-голубым. А завтра он будет красно-оранжевым.

Ошибка № 3. Всего два поставщика

У меня было два поставщика с хорошими ценами, но я совершенно не могла предположить, что они меня жутко подставят на 8 марта. Это тот праздник, которого ждут все цветочники как манну небесную, потому что можно создать определенную денежную подушку . Эта подушка позволит жить летние месяцы, которые в цветочном бизнесе считаются провальными.

Для того, чтобы принимать корпоративные заказы на 8 марта, я сделала компаниям предложение: вы сможете купить у меня тюльпаны по такой цене. Это будут голландские тюльпаны, высокие, с большим бутоном. И я заранее попросила людей вносить предоплату, потому что я тоже делала предоплату.

Раньше с этим поставщиком у меня вообще никаких проблем не было. Всегда были свежие красивые цветы, те, которые мне нужны.

Перед 8 марта цветы пришли не второго-третьего числа, а только пятого. А пятого мне уже нужно было отдавать заказы. Все эти тюльпаны пришли в таком ужасном состоянии… Цветы едут без воды, их нужно отпоить, чтобы они стали крепкими, хрустящими. Им нужно постоять в водичке, и они приобретут хорошую форму. У меня этого времени не было. Ко мне приехали мягкие тряпочки. Напротив меня «Перекрёсток», там наши российские тюльпаны намного красивее были.

У меня было 400 заказов, часть — на очень солидные суммы, часть были попроще. Люди внесли деньги. А у меня просто ужас. Просто ужас.

Первые пару дней я не знала, как вообще выкручиваться из этой ситуации. Приходят люди за цветами, чтобы ехать к своим партнёрам, поздравлять их. А у меня вместо цветов — ерунда, ужас какой-то.

Что мне пришлось сделать. Для очень требовательных клиентов я пошла и купила дорогие цветы. Дороже, чем я планировала потратить на закупку. Сделала это исключительно для того, чтобы спасти своё имя.

Менее требовательным клиентам я составила букеты из голландских тюльпанов. Я отпоила цветы и, чтобы как-то создать объем, среди маленьких тюльпанов вставляла за свой счёт красивую траву, всякую разную зелень.

Слава богу, я потеряла совсем немного. Мне урок: мало иметь двух проверенных поставщиков, нужно как минимум пять, чтобы часть цветов заказать у одного, часть — у другого. Как-то подстраховываться и не держать яйца в одной корзине.

Ошибка № 4. Долгое тестирование ошибочной модели

Как бизнесмен порезал расходы и вышел в плюс

Мне не нужно было так долго тестировать свою модель. Хватило бы месяц, двух — всё, гипотеза провалилась, пора делать что-то другое. А я продолжала тестировать. Я делала разные акции, предложения, чтобы людей как-то заманить. Вино в подарок, какие-то розыгрыши, проводила мастер-классы, чтобы привлечь к себе народ.

Что дальше

Осталась одна точка, она работает, есть небольшой плюс. Несмотря на то, что я такая ученая-переучёная, опытная-переопытная, я совершила ряд таких, вроде бы, элементарных ошибок. Они сильно ударили, я понесла потери. Я уже точно знаю, что буду делать по-другому.

Я выделила на эту точку определённую сумму — ещё максимум 500 000 ₽. Больше я не потрачу на неё ни копейки. Хочу полностью сменить концепцию. План такой: я выхожу за пределы бизнес-центра, раскручиваю интернет-магазин, даю рекламу где только можно, ставлю точки во всех картах. И смотрю, как это работает.

В том месте, где я нахожусь, есть подвальные помещения. Там можно будет поставить ещё один холодильник для хранения цветов и при необходимости бегать за ними. Главное, чтобы новая гипотеза подтвердилась.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 17 июня 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: