Ошибки при открытии салона красоты — что точно не нужно делать | Жиза
Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе

Как не надо открывать салон красоты

беседовала

Два года назад Кирилл Буранов вместе с напарником открыл салон красоты в центре Рязани. Через месяц ребята вышли в ноль, а ещё через три — закрылись с долгами. Кирилл рассказывает, почему люди не идут стричься в центр, как их кинул массажист и почему открывать бизнес нужно только в той сфере, где разбираешься.

Как идея субаренды превратилась в салон красоты

Сначала мы хотели открыть не салон, а пространство, где девушки брали бы в субаренду места для стрижки и маникюра. Идея простая, как батон за пять копеек. Берём место за условные 20-30 тысяч рублей в месяц, делим на 4-6 мест, оборудуем и сдаём по 15-20 тысяч рублей каждое. Идея должна была выстрелить как обычная субаренда.

Мы встретились с человеком, который мог нам что-то подсказать по дизайну. Он и подсказал: «Ну зачем вам субаренда, вы же крутые парни, вы же можете. Я сейчас сделаю вам такой брендбук, что вы просто с ума сойдёте». Набросал логотип. А мы: «Блин, да, можно же прям на бренд поработать, мы же разбираемся. Мы же всё знаем».

Через два месяца уже был брендбук, был открыт салон и мы уже стригли первого посетителя.

«Через два месяца уже был брендбук, был открыт салон и мы уже стригли первого посетителя»

Незапланированные расходы

Когда мы отталкивались от первоначальной цели аренды, у нас вся экономика составляла смешные 120 тысяч рублей. И мы думали, что можем, мы рукастые. Но потом получилось, что надо 200 тысяч, чтобы закупить оборудование. В итоге всё развернулось на 450 тысяч. Сюда входит аренда и расходные материалы на 1,5-2 месяца.

На старте случайно повезло

Мы не понимали ничего: место, свет, краски, оборудование.

Благо, нам попалась классная девушка-парикмахер, она раньше работала чуть ли не за еду, но у нее прям руки-ножницы. Когда мы ей озвучивали наши условия, это было единственным, что мы понимали. Стандартная разбивка: 60% салону, 40% мастеру. Мы это переиначили: 40% салону, 60% мастеру. Мы прикинули на бумажке: всё сходится. Жадничать бессмысленно, тем более талантливым людям.

«Мы не понимали ничего: место, свет, краски, оборудование»

С девушкой нам очень повезло. Она подсказывала по краскам, по материалам, вплоть до того, какие стулья лучше покупать и как настраивать свет около зеркала. При этом не претендовала на долю — она просто кайфовала от своей работы, очень хотела, чтобы у нас всё получилось.

Вначале всё было очень даже неплохо. Просто удивительно, как на старте всё, что могло пойти не так, прошло удачно. Мы нашли хорошего арендодателя в новом здании в центре города просто за смешные для Рязани деньги. Арендодатель пошёл нам навстречу, сделал под нас ремонт. Сто квадратных метров за 25 тысяч рублей — берите, наслаждайтесь.

Мы сразу же оборудовали два места, в начале запуска доделывали третье. Три места парикмахерских, два — ногтевой сервис и два — массажных.

Практически моментально в сфере, в которой мы ничего не понимаем, нашли производителя и стали с ним сотрудничать. Это тоже удивительно. Нам просто сказали: «Давайте вы плакат повесите за ресепшеном, а мы будем вам привозить товар со скидками».

«В первый месяц по аренде мы вышли в ноль. И мы такие: “Ну блин, это классно, вот это да!”»

В неделю к нам в салон приходило до десяти человек. Иногда были рыбные дни, что у нас прям всё забито. Иногда мы сидели, весь день пили кофе и разговаривали о том, какие краски лучше купить.

В первый месяц по аренде мы вышли в ноль. И мы такие: «Ну блин, это классно, вот это да!»

Проблемы начались, когда мы поперестригли всех знакомых. Нужен был новый клиентопоток.

«Проблемы начались, когда мы поперестригли всех знакомых»

Ошибка №1. Непроходное место в центре

Мы узнали, что такое непроходное место в центре.

Люди стригутся рядом с домом. В центре никто не живёт, все живут на окраинах. Никто не поедет с окраины в центр стричься. Зачем, когда в каждом доме есть парикмахерская? Где-то с третьего-четвёртого месяца приход стал гораздо меньше. И вот тут-то мы и посыпались. Все закуплено, за аренду платить надо.

Клиенты не могли нас найти. Здание только построили, и вывеска не согласована с городом. Единственное, что мы могли сделать — поставить перед входом что-то вроде стендов. Повторюсь: место не совсем проходное, там в принципе люди не ходят.

Центральный вход был закрыт, люди должны были заходить сбоку. И это была большая головная боль — объяснять людям, как нас вообще найти. И мы находимся не на первом этаже, а в цокольном помещении. Пусть оно красивое, с маленькими окнами, но тем не менее. Надо зайти, спуститься, и вот ты на месте.

Ошибка №2. Непродуманный поиск персонала

Долго искали парикмахеров. Где найти продавца мы все знаем. Где найти грузчика — тоже. Для этого любой человек подойдёт. А парикмахера ты за неделю не обучишь.

Просто так захантить человека сложно, особенно в новые салоны, у которых нет клиентопотока. Парикмахеры, как правило, работают только на сделке. Им неинтересно получать оклад в 5-6 тысяч рублей. Смешно. Они на дому могут стричь за 20-30 и работать два через два в салоне.

Мы подумали брать людей с колледжа, молодых. Но они не могут стричь на хорошем уровне. По идее, они должны стричь за 50-100 рублей. Тогда надо перестричь пол-Рязани, чтобы всё оплатить.

Массажистка кинула. Массажный салон так и не запустился. Мы не сошлись в цене с девушкой, с которой договаривались на старте. Мы нашли другую девушку, которая хотела стать массажистом и работала сама на себя. Она много чего подсказала, мы купили всё под неё — всё, что она хотела. Сделали помещение, согласовали с ней план. «Вот здесь будет твоё место, тебя всё устраивает?» — «Да».

На момент запуска, когда уже стояла кушетка, когда мы сделали душевую кабину и провели горячую воду, она сказала: «Ну, я готова с вами поработать, 5 тысяч могу вам за это место отдавать, если хотите. А через месяц-два, когда клиентура пойдёт, я, наверное, уйду».

Мы говорим: это не то, о чем мы с тобой договаривались. А она: «Мы ни о чем не договаривались. У вас где-то есть моя подпись? Я вам ничего не должна. Я не хочу». Ну, не нравится, пока.

Так что бумаги лучше со всеми подписывать. В первую очередь с теми, кто больше всех вам улыбается.

«Бумаги лучше со всеми подписывать. В первую очередь с теми, кто больше всех вам улыбается»

Мастер маникюра сбежала. Мастер маникюра тоже ненадолго задержалась, потому что мы так себе в плане профессионализма. Она это, видимо, поняла и говорит: «Мне дома удобнее работать». Слишком крутая девушка была по меркам Рязани. Мы просто не могли обеспечить ей клиентопоток, чтобы она себя комфортно чувствовала.

Ошибка №3. Бизнес-план на коленке

Бизнес-план, написанный от руки на кухне за чашечкой кофе — это не бизнес-план.

Бизнес-план — это когда просчитаны любые пути, в том числе отсутствие персонала. Как мы будем жить, если не найдём людей? Было совершенно невероятное количество ошибок. Одна из них — это неграмотное прощупывание конкурентной среды: как вообще живут сейчас салоны, парикмахерские.

«Бизнес-план — это когда просчитаны любые пути, в том числе отсутствие персонала»

Первый концепт был более рабочий, но менее прибыльный на бумаге. Но его было проще реализовать, гораздо проще.

Ошибка №4. Ненужные траты

По моим меркам, мы достаточно много заплатили за логотип и за брендбук: 35 000 рублей, по-моему, около того. Это очень большая сумма, на мой взгляд. Правда, туда ещё частично входил сайт и реклама — SMM, который не так много принёс, к сожалению.

Ошибка №5. Промах с целевой аудиторией

Аналог барбершопа для девушек — такой полноценный салон красоты, как в кино, с кофе, но при этом чуть дороже за сервис — никому не интересен в Рязани. Далеко не каждый готов отдавать за это деньги. Молодые люди — чуть больше понторезы, готовы пойти и подстричь бороду за 1500 рублей. Девушки и так много платят.

По Рязани устоявшийся среднестатистический ценник: женская стрижка в районе 400 рублей, мужская — рублей 300. Самые топовые: мужская 1500 рублей, женская — 3000 рублей. Это верх. У нас ценник посередине был, где-то 600-700 рублей — женская стрижка и 500-600 — мужская.

Закрытие

Когда нам стало нечем платить за аренду, мы не могли привлечь людей, сложился пазл: надо сворачивать это всё, пока мы ещё можем. Для кого-то может показаться, что 200 тысяч долгов — это не очень. Но 200 тысяч — это всё-таки долги.

«Когда нам стало нечем платить за аренду, сложился пазл: надо сворачивать это всё, пока мы ещё можем»

Как бизнесмен порезал расходы и вышел в плюс

Мы переработали концепт на эконом-парикмахерскую. Три парикмахера, кейс на бумаге сходится на ура. С бизнес-планом все сходится, кроме одного: по этому бизнес-плану нужно заплатить за аренду сразу на полгода, чтобы тебя не выкинули с раскрученного места. И этих денег на аренду на полгода вперёд не было. Были варианты продать кушетки, столы, но всё равно сумма не набиралась. Мне пришлось устроиться на работу, чтобы хоть как-то концы с концами сводить. Моему партнёру вообще пришлось уехать в другой город.

Мы пришли к такой мысли: даже эконом-парикмахерскую достаточно глупо делать двум людям, которые в парикмахерском деле ничего не понимают. Теперь мы, конечно, понимаем, какие краски, ножницы и фен нужны. Но чтобы это работало, нужно этим нужно заниматься раньше. Это мини-повышение себя: когда-то я подавал ножницы парикмахеру, мыл голову клиенту, потом начал стричь и вот теперь открыл свою парикмахерскую.

«Даже эконом-парикмахерскую достаточно глупо делать двум людям, которые в парикмахерском деле ничего не понимают»

Эконом-парикмахерская — это романтично. Но с точки зрения бизнеса и денег — кейс окупается за полгода. Овчинка выделки не стоит, сейчас можно в найм столько же получать, и будет гораздо меньше головняка.

Мы мало знаем примеров идей, которые с первого раза выстреливают. Для первого раза вообще лучше не брать кредит, потому что по-любому прогорите. Как опыт — класс. Как результат — глупо надеяться, что с первого раза что-то получится.

Даже закрытие у нас какое-то неэмоциональное было. Просто собрались, свернулись и уехали. Ну бывает.

Выводы

  1. Открывайте бизнес про то, что знаете. Кирилл и его напарник ничего не знали о парикмахерском деле, маникюре и массаже, когда открывали салон красоты. Когда они прогорели, поняли, что одна из их главных ошибок — они начали делать бизнес о том, чего не знают.
    «Это мини-повышение себя: когда-то я подавал ножницы парикмахеру, мыл голову клиенту, потом начал стричь и вот теперь открыл свою парикмахерскую».
  2. Составьте чёткий бизнес-план. У рязанских владельцев салона красоты бизнес-план был общим и формальным. Сейчас Кирилл говорит, что в документе должны быть прописаны все потенциальные ошибки и способы их решения: где взять сотрудников, что делать с рекламой, что делать, если нет клиентов.
    «Бизнес-план, написанный от руки на кухне за чашечкой кофе — это не бизнес-план».
  3. Подписывайте договоры с сотрудниками. Кирилла и его напарника кинула массажистка: они закупили для неё оборудование, а девушка не захотела с ними работать. В ответ на претензии она заявила, что они ни о чём не договаривались, так как нет подписанного договора.
    «Бумаги лучше со всеми подписывать. В первую очередь с теми, кто больше всех вам улыбается».
  4. Тщательно подбирайте место. Бизнесмены открыли салон-красоты в новом здании, нумерация которого ещё не была согласована с мэрией. Трудно было объяснить клиентам, как найти салон. Плюс оказалось, что люди ходят в парикмахерские рядом с домом, а не в центре города.
    «В центре никто не живёт, все живут на окраинах. Никто не поедет с окраины в центр стричься. Зачем, когда в каждом доме есть парикмахерская?»
  5. Изучайте свою аудиторию и конкурентов. Кирилл и его напарник в своей парикмахерской установили ценник выше среднего по Рязани. Они плохо изучили потребности аудитории и своих конкурентов.
    «Аналог барбершопа для девушек — такой полноценный салон красоты, как в кино, с кофе, но при этом чуть дороже за сервис — никому не интересен в Рязани».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 23 апреля 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: