Пиво, вино и крепкий алкоголь. Рекламу любого алкоголя можно разместить там, где он продаётся в розницу: в магазинах, супермаркетах, гипермаркетах, барах, ресторанах и кафе. Но это не значит, что, если у вас алкогольный отдел в торговом центре, можно всюду развесить свою рекламу или транслировать её на весь торговый центр. Рекламировать алкоголь можно только на территории вашего отдела.

Пиво. Рекламу пива можно разместить в печатных газетах и журналах — в любом месте, кроме обложки журнала или первой и последней полосы газеты.

Российское вино и шампанское из местного винограда. Рекламу вина и шампанского можно разместить:

  1. В печатных газетах и журналах — в любом месте, кроме обложки журнала или первой и последней полосы газеты.
  2. На пищевых выставках, выставках ресторанного бизнеса и другого общепита.
  3. На телевидении и радио с 23:00 до 07:00 часов местного времени, кроме детских спортивных программ и соревнований.

С 22 июля 2014 года до 1 января 2019 во время Кубка конфедераций ФИФА и Чемпионата мира по футболу пиво можно было рекламировать во время спортивных трансляций. С 1 января 2019 года такую рекламу пива снова запретили (закон № 235-ФЗ).

В рекламе предупреждайте о вреде алкоголя
В любой рекламе алкоголя обязательно предупреждайте о его вреде для здоровья. Такое предупреждение должно занимать не меньше 10% рекламного баннера, плаката, листовки или экрана.

Где нельзя рекламировать алкоголь

По закону нельзя рекламировать алкоголь:

  • в интернете;
  • на первой и последней полосе газет или обложках журналов;
  • в детских газетах и журналах, в аудио- и видеопродукции для несовершеннолетних;
  • на телевидении и радио;
  • в кинотеатрах;
  • на общественном транспорте — трамваях, автобусах, троллейбусах и маршрутках;
  • в аэропортах, вокзалах и метро;
  • на конструкциях для наружной рекламы — щитах и баннерах;
  • в детских, учебных, медицинских и военных организациях и на расстоянии сто метров от них;
  • в театрах, цирках, музеях, библиотеках, дворцах культуры, планетариях и на расстоянии сто метров от них;
  • на стадионах, спортивных площадках, базах, школах и на расстоянии сто метров от них.

Чего нельзя делать в рекламе алкоголя

В рекламе алкоголя нельзя:

  • осуждать трезвость;
  • рассказывать, что алкоголь помогает достигнуть успеха, признания, улучшает настроение или физическую форму;
  • говорить, что алкоголь безвреден или полезен для здоровья — например, заявлять, что в пиве есть БАДы или витамины;
  • говорить о том, что алкоголь утоляет жажду;
  • обращаться к несовершеннолетним;
  • использовать образы людей или животных, даже рисованные.

Четыре способа законно обойти запреты

Способ 1. Использовать официальный сайт и социальные сети

По закону алкоголь нельзя рекламировать в интернете. Но если пользователям соцсетей или посетителям сайта алкогольного магазина не навязывать конкретный продукт, то это не реклама, а информирование клиентов об ассортименте. Эту лазейку можно использовать, чтобы продвигать товар в соцсетях и на своём сайте.

Официальный сайт. Публикуйте на своём сайте обзорные статьи и интересные факты про алкоголь. Нельзя разместить на сайте всплывающий баннер — это реклама, но можно написать статью о том, как варят пиво в Чехии, — это информирование клиентов. Чтобы привлечь клиентов, используйте каталоги товаров, настройте систему навигации и личный кабинет. Главное — не публиковать прямую рекламу.

Соцсети. Чтобы продвигать товар в соцсетях, создайте официальные страницы или закрытые тематические группы с пометкой «18+». Главное — не публиковать прямую рекламу и ничего не продавать через соцсети. У каждой площадки свои правила — узнайте, какие есть ограничения для алкогольной тематики.

Публикуйте в соцсетях интересные факты об алкоголе, мемы и ссылки на обзорные статьи на своем сайте.

Можно внести элемент игры — давать награды за активность в группе, проводить конкурсы. Но перед запуском конкурса нужно проверить, не нарушает ли он закон о рекламе и правила проведения конкурсов и акций соцсети.

Нельзя дать контекстную рекламу на сайт или таргетированную рекламу на группу в соцсетях, но опыт сетей алкомаркетов показывает, что и без этого можно неплохо раскрутить бренд.

Способ 2. Рекламировать безалкогольное пиво

Алкоголь — это напитки, в составе которых больше 0,5% этилового спирта. Это значит, что на безалкогольное пиво ограничения не действуют. Например, «Балтику 0» можно свободно рекламировать, а остальное пиво бренда «Балтика» — нет. Главное — должно быть понятно, что в рекламе безалкогольное пиво.

Если компания рекламирует безалкогольное пиво какой-то марки, то такой напиток обязательно должны выпускать. Нельзя рекламировать товар, которого не существует. Если антимонопольная служба обнаружит обман, то может признать рекламу недостоверной и оштрафовать компанию.

Способ 3. Сотрудничать с ресторанами, кафе и барами

Можно продвигать алкоголь в магазинах, барах, клубах с барной стойкой, ресторанах и кафе с лицензией на розлив. Конкретный рекламный формат зависит от вашей фантазии.

Вот что можно использовать:

  • составить специальное коктейльное меню на основе конкретного бренда или напитка;
  • устроить гастрономический вечер для взрослых с алкогольной дегустацией;
  • продвигать фирменное меню или винную карту;
  • провести промоакцию, например «1+1=3»;
  • использовать брендирование в оформлении зала.

Здесь будет обоюдная выгода: вы получаете площадку для продвижения с лояльной аудиторией, а бар, ресторан или кафе — скидку на алкоголь.

Способ 4. Работать с блогерами на Ютубе

Здесь может быть два варианта продвижения:

  1. Блогер делает сравнительный обзор, например, разных сортов пива.
  2. Блогер делает подборку коктейлей.

Преимущество видеосравнения алкоголя на Ютубе в том, что здесь нет прямой рекламы. Это сравнение продукции, никто в лоб не продавливает конкретный сорт пива или вина. А ещё неизвестно, сделал блогер обзор за деньги или бесплатно.

Неоднозначная ситуация с Ютубом
В 2012 году антимонопольная служба не считала видеоролики на Ютубе рекламой (письмо ФАС от 13.09.2012 № АК/29977).

В 2018 году сразу несколько онлайн-кинотеатров пожаловались в антимонопольную службу на Ютуб за то, что там регулярно рекламируют онлайн-казино AdmiralX и Azino777. Антимонопольщики сначала подтвердили свою позицию — они не занимаются Ютубом, — но потом уточнили в духе «мы пока не знаем, как повлиять на Ютуб».

История с рекламой на Ютубе получила продолжение весной 2019 года: антимонопольная служба увидела в ролике Ильи Варламова скрытую рекламу алкоголя. Похоже, теперь контроль за рекламой на русском Ютубе усилится.

Что будет нарушителям

За ошибки в продвижении алкоголя грозит штраф (ч.1 ст. 14.3. КоАП РФ):

  • для ИП — от 4000 ₽ до 20 000 ₽;
  • для компаний — от 100 000 ₽ до 500 000 ₽.

Памятка

Рекламу алкоголя в России ограничивают десятки запретов и ограничений. Есть четыре законных способа их обойти:

  1. Использовать официальный сайт и социальные сети.
  2. Рекламировать безалкогольное пиво.
  3. Сотрудничать с ресторанами, кафе и барами.
  4. Работать с блогерами на Ютубе.

Подробно о том, чего нельзя делать в любой рекламе, читайте в статье «Чего нельзя делать в рекламе, чтобы не попасть на штраф».

Жиза советует
Следить за выходом новых статей в телеграм-канале «Жизы»

Подписаться

На правах рекламы ООО «Эвотор»

Жиза советует