Маркировка фототоваров
Польза

Маркировка фототоваров

На фоне обязательной маркировки некоторых товаров актуальным стал вопрос: «А требуется ли маркировка фототехники?». На самом деле этот процесс был запущен ещё в 2019 году, но в качестве эксперимента с добровольным участием производителей, продавцов и импортёров. А в 2020 году он стал обязательным и даже претерпевает серьёзные изменения, речь о которых пойдёт дальше.

Для чего вводится маркировка фототехники

По задумке правительства, фотооборудование маркируется, чтобы:

  • к потребителю попадала только качественная и завезённая официально продукция, поскольку товары без маркировки реализовать в розницу будет невозможно в силу определенных технических причин, описанных ниже;
  • некачественные и контрафактные товары были выведены из оборота и бюджет дополучил не уплаченные «чёрными» предпринимателями суммы;
  • в целом прозрачность торговли повысилась, поскольку будет виден каждый этап движения единицы продукции, начиная с завода и заканчивая магазином.

Что нужно маркировать согласно новым требованиям

Обязательной маркировке на данный момент подлежат не все фототовары, а пока что только фотокамеры и лампы-вспышки. Остальные товары планируется начать маркировать позднее.

Суть процедуры маркировки

Вся суть процедуры сводится к простановке специального уникального кода на товаре в момент его производства и его контроле на каждом этапе передвижения товара вплоть до продажи на торговой точке. Одновременно с этим кодировка отражается в специально созданной системе контроля «Честный знак». Так контролирующие органы могут отслеживать отметки всех участников цепочки (производителей, дилеров логистов, транспортных компаний и так далее) о движении продукции.

Сервис «Маркировка» от Эвотора решает все вопросы по продаже маркированных товаров. Простая регистрация в «Честном знаке», подключение к ЭДО и оформление ЭЦП — всё внутри приложения.

Сроки процедуры маркировки

В качестве пилотного проекта с добровольным участием различных представителей рынка процедура началась с 15.05.2019 (распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2019 года № 589). Завершился первый пробный этап 30.11.2019.

С 01.10.2020 обязательно маркируются все виды фототоваров с кодами ОКПД 2: 26.70.12, 26.70.14, 26.70.17.110, 27.40.31 и кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9006 (кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0).

С 01.01.2022 производители, импортёры и продавцы должны передавать данные о фотоаппаратах и лампах-вспышках в «Честный знак» только через ЭДО.

С 01.10.2022 маркировка станет обязательной для импортных комплектов и наборов фототоваров.

Как выглядит код маркировки

Код маркировки фотоаппаратов от «Честного знака» внешне выглядит как простой QR-код, но суть его гораздо сложнее. Благодаря особой системе его создания (криптографическим способом кодирования, одобренным ФСБ) этот двумерный код формата DataMatrix:

  • не подделать и не скопировать,
  • дёшево напечатать, что не повлияет на себестоимость продукции в сторону увеличения,
  • легко нанести на товар разными способами (в качестве элемента этикетки, прямо на упаковку, путём лазерной гравировки на товаре),
  • можно считать даже при частичном повреждении (более 30%), в отличие от QR- или штрихкода.

Обратите внимание — независимо от способа нанесения, должны соблюдаться определённые размеры знака — от 12х12 мм.

Кто обязан наносить код маркировки на фототовары

Хотя маркировка сканируется на всех этапах движения товара для его идентификации, основные ответственные лица за нанесение кода на товар – производители и импортёры. Первые маркируют фототехнику буквально на конвейере, а вторые – при импорте в страну.

Но в цепочке присутствуют такие участники, как розничные продавцы и сети. Вот с ними ситуация обстоит интереснее. Они будут:

  • получать новый код маркировки, если старый будет существенно повреждён или полностью уничтожен; 
  • вводить код в оборот заново в «Честном знаке» при возврате покупателем товара (поскольку при продаже, как уже отмечалось, код выводится из системы).

Для проведения этих операций поставщик и розничный продавец должны зарегистрироваться в «Честном знаке», системе электронного документооборота (ЭДО) и обзавестись электронной подписью. Получить подпись нужно через ФНС или у её доверенных лиц до момента регистрации в системе «Честный знак», чтобы быть в состоянии дальше с ней работать.

Чтобы повторно запросить код, делается запрос на перемаркировку оператору программы маркировки — центру развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является создателем и разработчиком системы маркировки «Честный знак».

Новый знак может наноситься на упаковку товара.

Используйте сервис «Управление ассортиментом»  от Эвотора, чтобы управлять движением товаров. Легко импортировать поступившие товары, удобно анализировать продажи по категориям товаров, снимать остатки, очень просто печатать ценники.

Как подключиться к системе обязательной маркировки — пошаговая инструкция

Можно представить процесс работы с «Честным знаком» в виде следующего алгоритма.

  • Шаг 1. Участник рынка должен получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) в налоговой или у её доверенных лиц. Также он должен установить ПО для работы с ней (речь о программах Рутокен или КриптоПро).
  • Шаг 2. Участник регистрируется в «Честном знаке» и подключается к системе ЭДО. 
  • Шаг 3. Производитель или импортёр заходит на официальный сайт ЦРПТ, выбирая там подкатегорию «Фотоаппараты и лампы-вспышки», вносит сведения о себе и о товаре в систему «Честный знак», после чего получает список кодов для маркировки и вводит товары в оборот. Розничный продавец сканирует коды маркировки на товарах и таким образом передаёт данные в «Честный знак». 

Есть ещё один шаг. Торговые точки по продаже фототехники, которые только недавно открылись, приобретают онлайн-кассу, регистрируют в налоговых органах и заключают соглашение с оператором фискальных данных. А уже действующие рыночные игроки продолжают работу с существующим аппаратом. Возможно, во втором случае модель придётся перепрошить, чтобы она стала работать с кодами маркировки. Это актуально для ККТ с версией ФФД 1.05 и 1.1. Для работы с маркировкой касса должна поддерживать ФФД 1.2.

В завершение процедуры такие участники рынка, как торговые точки, продающие фототехнику, должны изменить свои бизнес-процессы в рамках работы с информацией. Помимо штрихкода, продавец должен не забывать сканировать код DataMatrix, чтобы касса передавала данные в систему маркировки. А после возврата фототехнику нельзя сразу реализовывать, как было раньше. Для начала нужно вернуть товар в оборот, отсканировав код, либо получить новый код маркировки, если старый повреждён или утерян.

Рассмотрим этапность на примере движения произведённого в РФ товара.

  1. Завод изготовил фотоаппарат, поставил на нём код маркировки и через оператора ЭДО (электронного документооборота) внёс информацию в систему маркировки «Честный знак».
  2. Фотоаппарат передаётся поставщику, о чем формируется универсальный передаточный документ (УПД). Поставщик сверяет сведения, указанные в УПД, с кодом маркировки и только после этого принимает фотоаппарат на баланс. Сведения о смене владельца направляются в «Честный знак».
  3. Передача товара поставщиком продавцу. Процедура, аналогичная предыдущему этапу.
  4. Заключительный этап — продажа конечному покупателю. Продавцом сканируется код маркировки, чтобы он попал в кассовый чек, который затем передаётся оператору фискальных данных (ОФД). Тот, в свою очередь, отправляет информацию о продаже в налоговую и «Честный знак» и код окончательно выводится из оборота.

С поддельными товарами всё вышеперечисленное сделать не получится. Даже если магазин попытается продать контрафакт, то кассовый чек попросту не будет соответствовать законодательным требованиям. Это, в свою очередь, чревато штрафными санкциями вплоть до временного приостановления деятельности ИП или юридического лица.

Из указанного следует, что после подключения к системе маркировки участники рынка должны закупить необходимое оборудование и ПО для работы с ней.

Последние изменения в процедуре маркировки фотоаппаратов

Новое постановление Правительства РФ от 20.11.2021 № 1985 привнесло следующие изменения в процедуру маркировки, начинающие действовать с 01.03.2022.

  1. Расширение данных о наборах фотоаппаратов, вносимых в систему. Раньше это был только код товара при его наличии, полное наименование продукта и код товарной номенклатуры на уровне первых четырёх знаков, входящих в набор. Теперь же вносится товарный знак (при наличии), коды товаров и количество товаров, входящих в состав набора и подлежащих обязательной маркировке, а также наименования товаров, входящих в состав набора, но не подлежащих обязательной маркировке (при наличии).
  2. Разрешение наносить маркировку на потребительскую упаковку или этикетку самого набора без его нанесения на упаковку товаров-составляющих. Но это актуально, только если упаковку нельзя вскрыть без видимых следов.
  3. С 1 октября 2022 года маркировка становится обязательной для импортных наборов фототоваров.
Опубликовали 16 марта 2022 года

Что скажете?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Ваш комментарий