Маркировка шуб и меховых изделий
В Российской Федерации принята система маркировки изделий из меха, а также других товаров — «Честный знак». Главная задача, которую ставили перед разработчиками, заключалась в предоставлении возможности отследить не только происхождение, но и весь логистический маршрут каждого изделия. Маркировка шуб действует с 2016 года, до этого около 70% меховой продукции на прилавках страны были поддельными или завозились в Россию нелегальным путём.
Что такое «Честный знак» и как работает система
«Честный знак» — это единая национальная система маркировки и прослеживания товаров. Оператором маркировки является ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий), его предшественницей была Федеральная налоговая служба РФ.
Первое время систему тестировали, а если говорить об ожиданиях, то они были связаны с выводом продавцов из тени. Пилотный проект был закреплён в постановлении Правительства РФ №787 от 11.08.2016 г. Впоследствии в него внесли изменения – это было 14.03.2019 г. Их закрепили в новом постановлении Правительства РФ №270 от 14 марта 2019 года. Вдобавок в апреле 2016 года был одобрен Советом Федерации и подписан президентом Путиным принятый ранее Госдумой РФ Федеральный закон № 105-ФЗ.
Все эти документы на начало 2022 года являются действующими.
Начиная с 2016 года маркировка товаров из натурального меха обязательна, если это изделия, которые полностью сшиты из меха (пальто, манто, шубы и куртки), при этом меховой стороной может быть как лицевая, так и подкладочная часть. Если же мех используют только лишь для частичной отделки — к примеру, манжетов, воротников, — то такие изделия не подлежат маркировке как товары из натурального меха. Изделие с меховой отделкой всё же может попасть под маркировку, но как товар легпрома. Например, обязательной маркировке подлежат кожаные куртки. Если у такой куртки будет отделка из меха, она попадёт под маркировку. Если говорить о видах меха, то маркировка распространяется на верхнюю одежду из песца, норки, зайца и кролика, овчины, лисицы и нутрии, енота.
Маркировка шуб и других изделий из натурального меха происходит при ввозе продукции на территорию Российской Федерации. Отечественные же производители обязаны проходить процедуру на этапе выпуска товаров в оборот с фабрики. Основные этапы:
- Компания-производитель или же импортёр меховой продукции проходит процесс регистрации в системе «Честный знак». Для маркировки шуб необходим личный кабинет.
- В специальные формы на портале GS1 (международная ассоциация) вносятся описания товаров, после чего им присваиваются коды GTIN.
- Следующий этап – подача запроса на коды-метки с последующей их оплатой. Коды выдает Гознак, эмитент КиЗ (контрольных идентификационных знаков) для шуб.
- Коды маркировки меха «Честный знак» устанавливаются непосредственно на изделия – это делает производитель или импортёр.
После передачи изделий (товаров) дистрибьютору вся информация по каждому изделию на чипе уже открыта и доступна для считывания. Когда меховая продукция продана, кассир обязан просканировать чип – таким образом изделие выводится из общего оборота.
Важно: участником системы маркировки изделий из натурального меха не может стать предприниматель с долгами в ФНС, а чтобы зарегистрировать для маркировки меха личный кабинет, нужно быть обладателем усиленной квалифицированной электронной подписи.
«Управление ассортиментом» — сервис для работы с товарами там, где вам удобно: на компьютере или планшете. Формируйте товарную базу, импортируйте поступившие товары в несколько кликов, печатайте ценники и передавайте данные в 1С.
Как работает маркировка меха
Технология, которая легла в основу маркировки, называется Radio Frequency IDentification (RFID). Главный инструмент, благодаря которому можно отследить чипы, — радиочастоты. Сам чип (радиочип) крепится на изделия — есть три разных способа (на этикетку, пластиковый корпус или такую же карточку), но суть одна: при помощи антенны принимаются и передаются радиосигналы, а микросхема их успешно хранит — за счёт этого можно получить актуальную информацию.
Преимущества радиочастотной системы:
- высокая степень защиты;
- высокая точность даже при большом радиусе считывания;
- информацию можно считывать в движении, при этом прямой видимости объекта может и не быть;
- долговечность самого чипа.
Недостаток, если можно его так называть, один — стоимость: RFID-метка дороже применяемого в торговле штрихкодирования. Метка может быть вшита с изнанки изделия, размещена на пломбе (чаще всего навесной) или размещена на самоклеящейся этикетке.
Важно: существует два вида меток — зелёные и красные. Первые используются для отечественных изделий, а вторые — для импортных.
Штрафы за нарушения или отсутствие маркировки меха
В РФ в сегменте маркировки изделий из натурального меха Роспотребнадзор следит за тем, чтобы предприниматели не нарушали требования. Нарушителям грозят штрафы. Также в качестве санкций применяется и административная, и уголовная ответственность вкупе с конфискацией товара.
Штрафы, которые применяются:
- от 5 до 10 тысяч рублей и от 20 до 100 тысяч рублей — штраф за нарушение маркировки меха для должностных и для юридических лиц соответственно;
- от 2 до 4 тысяч рублей, от 5 до 10 тысяч рублей и от 50 до 300 тысяч рублей — штрафы за нарушение правил продаж для физлиц, должностных и юридических лиц.
Речь об уголовной ответственности будет идти в том случае, если все вышеперечисленные действия имеют место в крупном и особо крупном размерах (от 1,6 миллиона рублей и от 6 миллионов рублей). Самый большой срок — шесть лет лишения свободы.
Административное наказание прописано в ст. 15.12 КоАП РФ, а уголовное наказание — в ст. 171.1 УК РФ.
Проверкой занимаются представители Роспотребнадзора, прокуратуры, а также таможни. Все они имеют полномочия оформлять нарушение правил маркировки меховых изделий в системе «Честный знак». Под нарушениями понимают и отсутствие чипа, и тот факт, что не отображается информация. Механизм действия проверки прост: при обнаружении нарушений информация тут же передаётся в правоохранительные органы, а дальше нарушителей ждёт конфискация партии или отдельных изделий.
Сервис «Маркировка» от Эвотора решает все вопросы по продаже маркированных товаров. Простая регистрация в «Честном Знаке», подключение к ЭДО и оформление ЭЦП — всё внутри приложения.
Три способа проверить маркировку шубы
- В мобильном приложении «Честный знак».
Приложение скачивается на смартфон или планшет, работает, как и сотни подобных — посредством считывания QR-кода. Сведения находятся быстро, а если их нет, то прямо не выходя из приложения можно сообщить о подделке (отсутствии обязательной маркировки изделий из меха). Скачать приложение можно на сайте «Честный знак».
- На сайте «Честный знак».
Для проверки информации необходимо зайти на сайт честныйзнак.рф. В выпадающем окне «Маркировка» нужно выбрать «Шубы». Проверка происходит быстро и просто — в специальном окне нужно будет ввести код (это буквенно-циферный 18-значный код). Если система показывает, что перед вами подделка, можно сразу же сообщить об этом.
- На сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).
На сайте ФНС по ссылке проверки нужно ввести всё тот же 18-значный код. Информация обрабатывается быстро, результат вы увидите на экране.
Подытожим
«Честный знак» является единственной системой маркировки шуб в Российской Федерации. Все производители и импортёры, владельцы магазинов, торгующих меховыми изделиями, подпадающими под необходимость чипирования, обязаны это делать. Проверка маркировки шубы — обязательное действие перед покупкой, она доступна и обычному физлицу, и компании.
Система маркировки изделий из натурального меха позволяет покупателю быстро определить подлинность меха, а государству — уменьшить процент недобросовестных производителей и импортёров некачественной продукции. По разным оценкам, серый оборот меха снизился за годы внедрения маркировки с 70% до 18%, государство получает больше таможенных и налоговых сборов, а бизнес — больше доходов. Компании (импортёры, продавцы) укрепляют свой статус «белых» на рынке, что влияет и на конкурентоспособность.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?