
Виртуальные магазины: как технологии VR и AR меняют рынок
Хотели бы вы примерить новые ботинки, просто наведя камеру телефона на ногу? Или проверить, как на вас будет выглядеть другая стрижка, не трогая собственные волосы?
Бизнес всё чаще использует технологии виртуальной и дополненной реальности, и не просто так: согласно исследованию ThinkMobiles, 40% покупателей заявляют, что готовы заплатить больше после тестирования продукта в AR. Разбираемся, чем виртуальные технологии привлекают клиентов и как бизнесу их использовать.
Рассказывает Елена Алончикова, генеральный директор технологической конференции TECH WEEK
Сперва разберёмся в понятиях
VR, Virtual Reality — виртуальная реальность. Такую реальность полностью создаёт компьютер, а самый распространённый способ туда попасть — специальные очки или шлемы. Надевая очки, пользователь оказывается в другом измерении: он может прогуляться по джунглям, побывать на американских горках или посетить ваш виртуальный магазин.
AR, Augmented Reality — реальность дополненная. Тут графическая картинка накладывается на реальную и создаётся единая плоскость, которую видит пользователь на экране своего устройства. Так любое мобильное приложение можно дополнить полезными опциями — например, возможностью измерять размеры и расстояния с помощью камеры, без реальной рулетки.
Сейчас, когда обычным интернет-магазином уже никого не удивишь, на сцену выходят их виртуальные аналоги. Они предлагают не просто удобный интерфейс, а полное погружение. Крупные бренды уже активно экспериментируют с форматами, где технологии VR и AR помогают не только продемонстрировать товар, но и создать эмоциональную связь с клиентом.
Например, шведская IKEA предлагает пользователям примерить новую мебель в домашнем интерьере, а автомобильные бренды, как Abarth, проводят тест-драйвы в VR.

Виртуальная реальность позволяет создать пространство, где покупатель погружается в продукт. Например, в виртуальных шоурумах онлайн-платформы Amazon клиенты могут детально рассмотреть товар. А поклонник бренда одежды может попасть на презентацию новой коллекции, находясь в другом городе.
В отличие от VR, технология AR интегрируется с реальным миром, добавляя к нему цифровые элементы. Это позволяет покупателю онлайн примерить одежду, протестировать косметику или оценить, как мебель впишется в интерьер дома. Интересный пример: если IKEA реализует технологию внутри вашего дома, то Zara пошла обратным путем — и пустила виртуальных моделей на экраны смартфонов в своих физических магазинах.

В чём преимущества для бизнеса и клиентов
С технологиями VR и AR покупатели могут:
Заранее проверить наличие нужного товара. Если товар есть в наличии, клиент может виртуально посетить магазин и убедиться, что продукт соответствует его ожиданиям.
Примерить продукт не выходя из дома. Клиенты магазина в реальном времени могут примерить на себя одежду или вписать предметы мебели в интерьер. Сначала компонуете всё в виртуальном пространстве, а затем добавляете понравившиеся товары в корзину.
В чём плюсы для бизнеса:
Снижает затраты на аренду и содержание точек. Виртуальные шоурумы демонстрируют товары клиенту онлайн — без необходимости идти в магазин.
Больше потенциальных клиентов. Бренды с виртуальными магазинами охватывают покупателей по всему миру. Многие клиенты предпочитают примерять вещи и выбирают офлайн-шопинг вместо онлайн-магазинов. Но когда можно никуда не ехать и примерить новые кроссовки по клику, устоять сложно.
Меньше возвратов. Треть онлайн-покупок возвращается продавцу из-за того, что клиенту не подошёл размер, фасон или цвет. AR-технология решает эту проблему: по данным Forbes, с AR-примеркой уровень возвратов снижается на 30%.
Как внедрить VR и AR в бизнес
Шаг 1. Проанализировать потребности бизнеса и понять, что лучше подойдёт для ваших целей, определить задачи и ожидания.
Шаг 2. Проанализировать аудиторию. Может быть, клиентам вашего предприятия подобные инновации ни к чему — если это так, то продажи не увеличатся, а нововведение не окупится.
Шаг 3. Выбрать технологию и решение. На рынке уже есть множество решений, на основе которых можно выстроить свою ритейл-вселенную. Выберите те, которые соответствуют вашим потребностям и бюджету. Например, для небольших магазинов могут подойти недорогие AR-приложения для смартфонов, тогда как крупные ритейлеры могут инвестировать в полноценные VR-шоурумы.
Шаг 4. Обучите персонал внутри офисов и на точках. Сотрудники должны понимать, как использовать инновации в повседневной работе, как рекомендовать их клиентам и как помочь в них разобраться.
Шаг 5. Тестируйте гипотезы — да побольше. Прежде чем внедрять VR и AR, выявите проблемы на альфа/бета-пользователях и скорректируйте стратегию применения. Это поможет понять соответствие технологии шопинга ожиданиям клиентов и вашим бизнес-задачам.
Минусы AR и VR: что может пойти не так
А теперь о причинах, почему замечательные передовые технологии есть пока не у каждого бизнеса.
Дорого и долго. Чтобы создать качественное виртуальное пространство, нужно сильно вложиться в разработку и закупку оборудования, ПО и обучение персонала.
Нужно совершенствовать IT-инфраструктуру. Обеспечение бесшовного взаимодействия новых цифровых решений с традиционными CRM- и ERP-системами — сложная задача.
Сложно защищать данные. Бренды с такими технологиями часто подвергаются кибератакам, поэтому нужно тщательно защищать личные данные клиентов.
Нужно обучать сотрудников. Проведение тренингов и семинаров — обязательная мера для успешной интеграции VR- и AR-решений.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных
Что скажете?