- Совет 1. Перенимайте опыт у тех, кто смог раскрутить свой бизнес, и прокачивайте нетворкинг
- Совет 2. Не распыляйтесь на несколько дел сразу — это приводит к выгоранию
- «Слушай, говорит, у меня такая же тема, прямо один в один. Я даже офис уже нашёл — в центре Екатеринбурга, прямо напротив мэрии. Договор утверждён, а чем заниматься, ещё не знаю»
- «Чтобы сохранить выгодные условия на аренду кофемашины, мы должны были ежемесячно выкупать у поставщика по 15 кг кофе. Оказалось, что сколько кофе островок не может переработать. Чтобы зерно не испортилось, мы пили его сами и бесплатно наливали клиентам агентства. Мы буквально обпились кофе — я до сих пор косо смотрю на капучино»
- Совет 3. Относитесь с осторожностью к бизнесу с друзьями
- «Даже друг может подвести, поэтому владеть бизнесом лучше в одиночку»
- Совет 4. Помните, что погоня за мечтой может загнать в угол
- Совет 5. Будьте гибкими и не зацикливайтесь на своих грёзах
- «Переезд — всегда эмоциональная травма. Сначала заезжаешь в офис, завозишь мебель, обставляешь и представляешь, как тут родится дело всей жизни. Потом что-то идёт не так, и эту мебель приходится увозить обратно. Морально это тяжело»
- Чему мой опыт научил меня
«Я мечтал о своём офисе в «Москва-Сити», но перепробовал 3 бизнеса и понял, что удалёнка лучше»
Антон всегда хотел вести бизнес в большом офисе с видом на панораму мегаполиса, который стал бы точкой притяжения для коллег, друзей и клиентов. Попробовав несколько бизнесов, он снял офис своей мечты, но через полгода закрыл из-за высокой арендной платы. Мы поговорили с Антоном и теперь делимся его советами для предпринимателей, которые открывают первый бизнес в погоне за своей мечтой.
Своими знаниями и другими советами для предпринимателей Антон делится в своём телеграм-канале.
| Кофейная точка в бизнес-центре | Ивент-агентство | Маркетинговое агентство |
|---|---|---|
| 🔸Бюджет на открытие 150 000 ₽
🔸Островок на первом этаже БЦ 2 м², 1 бариста 🔸Прибыль 50 000 ₽ на двоих 🔸Прибыль от продажи бизнеса — 100 000 ₽ |
🔸Бюджет на открытие — по 100 000 ₽ с каждого 🔸Выручка за 1 корпоратив — 80–100 000 ₽ 🔸Максимальная выручка 400 000 ₽ в месяц 🔸Вышел из бизнеса через 2 года |
🔸Бизнесу 8 лет
🔸15 сотрудников на удалёнке 🔸Выручка в 1 год — 400 000 🔸Выручка за 2024 год — 10 000 000 ₽ 🔸Прибыль 300 000 ₽ в месяц |
Я всю жизнь хотел быть предпринимателем, но начал с работы в найме. Долгое время был маркетологом в логистической компании в Екатеринбурге. В 28 лет у меня случился личный кризис и я понял, что пора полностью перестраивать жизнь.
План был прост: устроиться на работу к бизнесмену с богатым опытом, который открыл не одно дело, научиться у него и изучить кухню изнутри. В соцсетях подписался на сообщества для предпринимателей вроде «Бизнес-молодости» и «Лайк-центра Екатеринбургский», начал мониторить, куда можно устроиться.
Однажды увидел, что популярный инфобизнесмен набирает людей в бизнес-тур в Китай. Решил попробовать съездить в тур, чтобы попасть в бизнес-тусовку и познакомиться с бизнесменом лично. Я продал машину, часть техники и купил билет в Китай в один конец. Так мне удалось получить новую работу — сразу после тура я полетел из Китая в Москву.
Я числился маркетологом, но по факту делал всё, что скажут. К примеру, мне поручили продажу убыточных франшиз по открытию хостелов, и я делал всё, чтобы реанимировать это направление. Дел было много: на работе проводил по 13–14 часов, часто уходил за полночь и не всегда успевал на метро в Афимолле, хотя нужно было только спуститься на лифте.
Я играл в своего рода двойную игру и старался перенять по максимуму все бизнес-процессы, чтобы затем повторить их уже в своём бизнесе. За это время я завёл много полезных знакомств и получил инсайты, которые позже легли в основу моего агентства.
Совет 2. Не распыляйтесь на несколько дел сразу — это приводит к выгоранию
В какой-то момент пришло понимание, что пора двигаться дальше. Я решил взять короткую паузу: слетать в Екатеринбург на неделю — проведать родителей, перевести дух, а потом вернуться в Москву, снять офис и попробовать запустить своё дело.
Но всё пошло не так, как я задумал. В Екатеринбурге я встретился с другом Мишей, рассказал ему, чему успел научиться, и поделился планами — что хочу открыть свой бизнес, но нужно найти офис. Он выслушал и предложил работать вместе. В Москву я так и не вернулся.
Помещение было на цокольном этаже бизнес-центра. Мы принесли свои ноутбуки, а мебель сделали сами — нарисовали чертежи и напилили на производстве у знакомых Миши.
Рекламное и ивент-агентство. Начали думать, чем заниматься. Я написал на листочке ниши, где у меня есть опыт и гипотетический интерес. Совпадений вышло два:
- Ивент-агентство, потому что по организации мероприятий был большой опыт.
- Рекламное агентство, так как долго работал маркетологом и было понимание, что и как делать.
На тот момент мне были интересны оба направления, Мише — только организация мероприятий. Мы договорились открыть на двоих ивент-агентство, а рекламным я занялся в одиночку.
Какого-то стратегического видения на старте не было: я разработал два лендинга по каждому бизнесу, и мы начали ждать клиентов. Дали рекламу на лендинги и рассказали знакомым, чем начали заниматься. После первых заказов клиенты приходили уже по сарафанному радио.
Работали много и всё тянули на себе. Были дни, когда я настраивал клиентам рекламу, сидя в офисе. В другие дни мы таскали музыкальную аппаратуру для open air, а потом следили, чтобы в бензогенераторе не закончилось топливо посреди мероприятия.
Потихоньку мы дошли от организации городских праздников по типу Масленицы до крупных мероприятий: проводили корпоративы в Ельцин-центре и приглашали известных зарубежных артистов. В среднем за корпоративный вечер выручали 100 000 ₽.
Рекламное агентство тихо работало на фоне. В перерывах между организацией праздников я помогал клиентам вести Битрикс, заниматься SEO и сайтом. Примерно в тот момент начали появляться первые сотрудники на аутсорсе, которым я ставил разные задачи.
Открыли кофейню. В какой-то момент Миша предложил открыть кофейную точку на первом этаже нашего бизнес-центра. Мы ничего не понимали в кофе, но это только раззадорило. Я выцепил через старые связи в Москве технологические карты и регламенты для кофейни. Мы арендовали островок в бизнес-центре и договорились с поставщиками кофе об аренде хорошей итальянской кофемашины на выгодных условиях. Сильно запарились над рецептурой кофе, даже ездили на несколько курсов. Всего на открытие ушло около 150 000 ₽.
Оказалось, что с одного островка много не заработаешь — в лучшем случае кофейня будет сама себя окупать. Мы зарабатывали максимум 50 000 ₽ в месяц на двоих. Чтобы кофейное дело приносило нормальный доход, нужно сразу открывать минимум 3–4 точки и заниматься только этим.
«Чтобы сохранить выгодные условия на аренду кофемашины, мы должны были ежемесячно выкупать у поставщика по 15 кг кофе. Оказалось, что сколько кофе островок не может переработать. Чтобы зерно не испортилось, мы пили его сами и бесплатно наливали клиентам агентства. Мы буквально обпились кофе — я до сих пор косо смотрю на капучино»
Совет 3. Относитесь с осторожностью к бизнесу с друзьями
Переломный момент наступил неожиданно — Миша без предупреждения уехал в отпуск на две недели. Все три бизнеса свалились на меня, и я старался всё совместить. Через неделю осознал, что могу справляться сам, без помощников, но не хочу заниматься всем одновременно. Я понял, что трачу много времени на то, что мне уже перестало нравиться — как будто занимаясь кофейней и ивент-агентством, иду против течения. Это сильно выматывало и демотивировало.
По приезду Миши мы разошлись. Ивент-агентство закрыли, а кофейную точку предложили купить поставщику сэндвичей. Новый владелец сначала сменил зерно, а потом поставил автоматическую кофемашину, что сильно ухудшило качество напитка.
С продажи кофейни я выручил около 100 000 ₽. Добавил накопленные средства, которые заработал на организации корпоративов, и решил всерьёз сосредоточиться на рекламном агентстве.
Отказавшись от лишней нагрузки, я решил наконец-то исполнить свою мечту. Стал искать крутой офис, чтобы развернуть с размахом рекламное агентство. Хотелось повторить тот вайб из Башен Федерации: чтобы клиенты заходили с интересом, а я ходил на работу как на праздник.
Я снял офис в «Антее» — популярном на тот момент торгово-развлекательном центре. Для меня это был знаковый момент — наконец-то не подвальчик, а офис а-ля Google в здании, которое называлось первой высоткой Екатеринбурга. Там всегда парковались дорогие автомобили — вокруг царила атмосфера денег, успеха и крутых предпринимателей. Хотелось сделать это фишкой при найме сотрудников.
Начал обставлять офис и собирать команду. Купил мебель по дешёвке на Авито — у компании, которая занимается банкротством. Вышло неплохо и при этом бюджетно: на тот момент хорошие столы и тумбочки можно было купить всего по 500 ₽. Позвонил знакомым и пригласил на работу проджект-менеджера, веб-дизайнера, копирайтера.
Аренда офиса была недешёвой — 80 000 ₽ в месяц, и финансовой подушки хватило на 7 месяцев. Я понял, что такой офис загоняет бизнес в кассовый разрыв: почти все деньги уходили на аренду, а время, проведённое в «Антее», не всегда было продуктивным. Мы проводили корпоративы, играли на гитаре или в приставку — было весело, но зачастую во вред бизнесу. В какой-то момент это начало сказываться на дедлайнах: проекты сдавались не по графику, а платить за аренду нужно было каждый месяц вовремя.
Я решил не искать офис попроще, а попробовать временно выйти на удалёнку. Выстроил бизнес-процессы для онлайн-работы, и команда начала работать дистанционно. Почти всю переписку мы ведём в Telegram, ежедневно у меня по 3–4 созвона в Google Meet или «Яндекс Телемост». Задачи отслеживаем в «Битрикс24» и Todoist.
Это дало хороший результат: из юнит-экономики исчезла крупная графа расходов на аренду, а сроки сдачи проекта перестали выходить за дедлайны. Выручка начала расти с каждым годом, а в команде появились люди из других регионов. В 2024 году мы вышли на показатель в 10 млн ₽, в этом году выручка должна составить 12 млн ₽. До сих пор вся команда работает дистанционно — даже новогодние корпоративы проводим по видеосвязи.
Автоматизируйте бизнес — и экономьте на зарплатах
Сервисы Эвотора помогают предпринимателям сэкономить на товароведе, бухгалтере и маркетологе. Подключайте комплекты со скидкой до 45% — и избавляйтесь от рутины.
На правах рекламы ООО «Эвотор» 2RanynLjSr5
Чему мой опыт научил меня
1️⃣Дерзайте реализовывать свои идеи любыми законными средствами. Предпринимателями часто становятся удачливые и рисковые люди — те, кто не побоялся продать машину, переехать в другой город или начать с нуля. Если у вас есть цель, не бойтесь идти к ней.
2️⃣ Занимайтесь тем, к чему есть интерес. Никогда не знаешь, что выстрелит, но заниматься всем подряд тоже не стоит. Определите, к чему у вас реальный интерес, и вкладывайте все силы только в это направление, иначе бизнес долго не проживёт.
3️⃣ Цените людей, а не образы успеха. В медиа часто транслируют успех предпринимателя через материальные вещи: деньги, машины, офис с панорамой. На деле же компанию создают люди — ключевое мерило успеха: не пафосное помещение с кофемашиной и приставкой, а количество сотрудников, которые преданы своему делу и не бросят в трудный момент.
4️⃣ Разделяйте работу и личную жизнь. Это тяжело, на важно. Многие предприниматели буквально живут работой — у многих даже семьи разваливаются. В таком режиме нельзя сделать паузу, взглянуть на ситуацию со стороны и понять, что делаешь неправильно. Жизнь превращается в рутину, а работа непременно приводит к выгоранию, поэтому больше отдыхайте.
5️⃣ Не бойтесь делегировать. Когда дорожишь клиентом, часто думаешь, что никто не сделает работу лучше тебя. Даже сейчас я совмещаю роль управленца, проджекта и продажника, что нехорошо для бизнеса. Это популярная ошибка у начинающих предпринимателей. Стараюсь исправить в себе это и чаще поручать задачи своим сотрудникам.
6️⃣ Старайтесь не закостенеть как управленец. Бизнес будет развиваться и масштабироваться до тех пор, пока предприниматель открыт навстречу переменам. Если всё время отстаивать свои принципы или бояться выйти из зоны комфорта, владелец загонит компанию в стагнацию, которая со временем всё разрушит.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на получение сообщений рекламного характера
Что скажете?