15 апреля 2022 года президент РФ подписал закон № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, прописаны изменения в законах № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок», № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» и других. Нормативные ограничения по некоторым направлениям сняты, а по другим — установлены. 

Правительство получило полномочия оперативно менять правила транспортной логистики в зависимости от складывающихся экономических обстоятельств. Эксперты Эвотора отобрали наиболее значимые поправки.

Отмена весового контроля до осени 2022 года

Постановлением от 19 апреля 2022 года № 702 правительство отменило надзорные ограничения по весу и габаритам транспортных средств — до 1 сентября 2022 года. 

Речь идёт только о ТС, перевозящих через границу продукты и товары первой необходимости. Снятие ограничений ускорит прохождение каждой единицы такого транспорта через многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) на 20 минут.

Цель отмены весогабаритного контроля — в максимально короткие сроки наладить новые логистические каналы. С этой же целью увеличено допустимое превышение грузоподъёмности: с 2% до 10%.

Открытие недостроенных пунктов пропуска через границу

При строительстве нового морского порта или ж/д станции можно будет открывать новые пункты пропуска через госграницу ещё до полного завершения их строительства. Основное условие — сам порт, железнодорожная станция или ветка железнодорожной линии должны быть введены в эксплуатацию.

Ускоренный запуск пропускных пунктов через границу будет работать на расширение логистических каналов с дружественными странами. В пояснительной записке к проекту закона 92-ФЗ приведён в пример пропускной пункт в селе Новоленинское на реке Амур. Его открытие обеспечит грузооборот насыпных грузов по мостовому переходу между Россией и Китаем объёмом до 6 миллионов тонн в год.

Открытие недостроенных пунктов пропуска через границу

При строительстве нового морского порта или ж/д станции можно будет открывать новые пункты пропуска через госграницу ещё до полного завершения их строительства. Основное условие — сам порт, железнодорожная станция или ветка железнодорожной линии должны быть введены в эксплуатацию.

Ускоренный запуск пропускных пунктов через границу будет работать на расширение логистических каналов с дружественными странами. В пояснительной записке к проекту закона 92-ФЗ приведён в пример пропускной пункт в селе Новоленинское на реке Амур. Его открытие обеспечит грузооборот насыпных грузов по мостовому переходу между Россией и Китаем объёмом до 6 миллионов тонн в год.

Многократное использование иностранных контейнеров

Поправками в закон о таможенном регулировании снято ограничение с использования иностранных грузовых контейнеров, прибывших в РФ железнодорожными, морскими, речными и смешанными путями. Если раньше внутри РФ их можно было использовать только один раз, то теперь — многократно. Но в рамках срока временного ввоза.

Неограниченное использование иностранных контейнеров позволит обеспечить внутриэкономические потребности в ёмкостях для транспортировки грузов.

Защита морских судов от ареста в иностранном порту

В последние годы суда на российских верфях строились преимущественно с участием лизинговых компаний. Некоторые из них попали в санкционные списки, так что суда, связанные с ними, имеют все шансы быть задержанными или арестованными в иностранных портах. 

Это чревато большими потерями для лизингодателей и судовладельцев. Чтобы их избежать, правительство теперь может устанавливать особенности исполнения договоров лизинга в отношении судов — как морских, так и внутреннего/смешанного плавания. Это позволит, в частности, менять при необходимости формального владельца судна на лицо, не включенное в санкционные списки.

Ограничение участия иностранных инвесторов в грузоперевозках 

92-ФЗ дополнил ст. 6 закона № 57-ФЗ об иностранных инвестициях пунктом об отнесении водных перевозок грузов, вошедших в специальный перечень правительства, к видам деятельности стратегического значения. 

Как поясняет консультант Эвотора Валерий Неклюдов, это означает дополнительный контроль перевозчиков: будет отслеживаться структура владения. Иностранные инвесторы не смогут влиять на деятельность компаний-перевозчиков.

Иностранные инвесторы с долей акций более 50% в течение года после утверждения правительственного перечня грузов обязаны подать в комиссию Кабмина ходатайство о согласовании установления контроля над компанией. Альтернатива — снижение доли участия в капитале перевозчика до 50% и менее. 

Подытожим

В условиях внешнего экономического давления снятие ряда ограничений — это в первую очередь поддержка перевозчиков в 2022 году, которая даст им возможность сохранить бизнес. Дополнительные полномочия правительства обеспечат устойчивое функционирование транспортной системы России.

Закон 92-ФЗ вступил в силу в день подписания — 15 апреля 2022 года.