Деньги

*Дебет, кредит, EBITDA* — раскладываем финансы бизнеса без непонятных слов

Управлять финансами в бизнесе просто, только когда их нет. Недостаточно посмотреть на выписки со счёта, чтобы понять, сколько магазин или салон заработал в прошлом месяце. Вместе с Дмитрием Фурье из «Нескучных финансов» мы подготовили серию материалов, чтобы помочь посчитать, сколько на самом деле зарабатывает бизнес, и понять, как можно зарабатывать больше.

Встретились однажды два предпринимателя. Один говорит другому:
— Ну что, как бизнес, есть прибыль?
— 20% от оборота чистыми остаётся!
— Вот это да, а у меня только 1%.
— Ну ничего, научишься. А одолжишь полтинник на метро?

Цифры — самый наглядный и самый неочевидный способ оценить бизнес. Наглядный — потому что цифры не врут. Неочевидный — потому что непонятно, как и на какие цифры смотреть, чтобы они не врали. Из-за этого возникают две крайности: или развиваться на интуиции, или считать огромные эксели в надежде, что это как-то поможет.

Работать только на основе «потратили X, заработали Y» можно. Но это как ехать на велосипеде с завязанными глазами: педали крутить получается, но любая кочка резко прервёт поездку. Не просчитали, как найм администратора скажется на чистой прибыли — ушли в минус. Кататься на таком велосипеде страшно.

Можно и наоборот — постоянно строить графики, заполнять отчёты и считать метрики. Это как ехать на велосипеде, у которого нет педалей, зато есть сложная панель управления на японском языке: куча кнопок для любых настроек поездки, но непонятно, как они работают. Возникает ощущение аналитического ступора — предприниматель знает каждую цифру, но не понимает, что с ними делать. Кататься на таком велосипеде сложно.

Мы приглашаем в путешествие в мир бизнеса, основанного на цифрах, которые имеют смысл. В таком бизнесе предприниматель считает рентабельность, точку безубыточности, эффективность рекламных затрат и знает, сколько на самом деле зарабатывает. При этом тратит на это всего несколько часов в месяц. На основе этого принимает решения, после которых бизнес растёт, а не буксует.

Предпринимателю не нужно знать каждую цифру и строить все виды отчётов. Достаточно найти несколько метрик, которые лучше всего показывают состояние бизнеса; один раз подготовить несколько таблиц и раз в месяц сверяться, всё ли в порядке. Это не отнимет много времени, но наверняка окупится через несколько месяцев. И точно поможет избежать типичных проблем ↓ 

Сергей начал тратить деньги, которые не заработал

У Сергея студия видеопроизводства. Банки, торговые компании и интернет-магазины заказывали у него рекламные ролики, за полгода команда выросла с 3 до 12 человек. Оплаты поступали постоянно — то авансы, то закрывающие платежи. Сергей привык жить на обороте: на счету всегда были деньги, чтобы заплатить за аренду, выдать зарплаты, обновить технику, провести корпоратив.

Год закончился, вместе с ним и крупные проекты. Последний клиент и вовсе попросил вернуть аванс. Новые заказы Сергей уже несколько месяцев не искал, а когда начал — было уже поздно. Он остался с большим офисом, дюжиной сотрудников и нулём на счету, потому что не оценил, сколько может тратить.

Сергей смотрел на цифры, но не на те. Его интересовало только состояние счёта на текущий момент. Он не планировал будущие продажи, жил сегодняшними деньгами и задачами. Не думал, что клиент может попросить вернуть деньги, которые Сергей уже потратил. В итоге проекты закончились, и начались долги.

Витя незаметно растратил прибыль

У Вити — бургерная в центре города. Всё идёт хорошо: поставщики не подводят, сотрудники справляются, клиенты есть. Только в прибыль всё никак выйти не получается.

Витя не щадит кошелёк, лишь бы в бургерной всё было в порядке. Починить зеркало в туалете для персонала, закупить салфетки подороже, но покрасивее, сделать коврик с приколом на входе — всё это кажется Вите очень важным.

В конце месяца Вите снова нечем платить за квартиру. Зато на входе в бургерную — коврик с актуальной шуткой. Витя не считает, сколько может потратить на развитие точки.

Максим неправильно посчитал эффект рекламы

У Максима пекарня в спальном районе. Ему хочется, чтобы в магазин заходило побольше людей с проходящего трафика. Для этого он нанял актёра, который в течение дня вертится у входа, раздаёт купоны на батон в подарок за покупку и зазывает отведать свежего хлеба.

Для акции Максим подготовил тысячу листовок, за дизайн и печать отдал 2000₽. Ещё 3000₽ ушло на актёра. Всего за три дня акции в магазин зашли около 60 человек с купонами, выручка за три дня получилась на 6000₽ больше обычного. Кажется, что акция отбилась — Максим потратил 5000₽, а заработал дополнительно 6000₽. Но есть проблема: Максим не подумал о расходах на подарки и о маржинальности продаж. 

На подарки Максим потратил ещё 900₽. Себестоимость товаров, которые он продал — ещё 2400₽. Итого — 3300₽ дополнительных затрат. Получается, акция сработала в минус на 2300₽. Вкладываться в такую рекламу дальше невыгодно.

Историй много, решений мало

Возможных проблем и ошибок с расчётами много — даже на одной маленькой точке за всем бывает сложно уследить. Но весомую часть этих проблем можно решить с помощью нескольких простых инструментов: метрик и отчётов. Достаточно один раз их настроить и подсчитать, а потом периодически заглядывать и проверять, всё ли в порядке. 

Путешествие в мир оцифрованных финансов — это набор коротких инструкций по тому, как следить за деньгами, чтобы бизнес стал прозрачнее. Путешествие будет полезным тем, кто не знает, куда деваются деньги, сколько заработал за прошлый месяц, и хватит ли заплатить за аренду. Мы ответим на эти вопросы и разберёмся, как устроены финансы, как считать прибыль и как планировать будущее.

Хорошая новость — начать получится с малого. За несколько шагов пройдёмся по основным показателям и оцифруем часть финансовых процессов. На выходе получим воронку продаж, простую финансовую модель и несколько полезных показателей. 

Хорошая новость №2 — сами расчёты совсем несложные: сложение, вычитание, умножение и деление. Высшей математикой заниматься не будем, простого калькулятора будет достаточно.

В начале путешествия некоторые показатели мы будем использовать не так, как принято в финансовом учёте. Но задача путешествия — не выучить вас на финансиста, а помочь управлять бизнесом. Поэтому не пугайтесь, если в какой-то момент что-то будет не так, как в книжке по финансовому анализу: мы постепенно придём к тому, чтобы делать «по учебнику». Но в начале возьмём фокус на практику.

Курс состоит из 9 статей, которые будут выходить по средам. Следующий материал уже готов → «В кассе деньги есть, а предприниматель не зарабатывает. Длинный путь от продаж до чистой прибыли».

Опубликовали 3 марта 2021 года

На ту же тему