Как бороться с воровством сотрудников | Жиза
Шесть жизовых историй про воровство сотрудников

Шесть жизовых историй про воровство сотрудников

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе
Записала
Иллюстратор

Доверять своим — хорошая идея, но в бизнесе это не работает. Вот вам шесть историй предпринимателей, которых подвела доверчивость. А ещё — пять способов вычислить воришек.

Поесть списанки

Две особенности сотрудников в ресторанном бизнесе

«Захожу на точку — витрина пустая. Ну, думаю, всё распродали. Вечером получаю отчёт: списано шесть кусков торта. Стал проверять по камерам: бариста прячет торт с витрины в холодильник, а вечером списывает и забирает себе».

Пересорт

«Заметил на инвентаризации, что сливок недостача, а молоко — лишнее. Причём и там, и там примерно на 10 литров. Стал разбираться, оказалось, бариста варят раф за 250 ₽, а пробивают как капучино за 150 ₽. Разницу забирают себе в карман».

Деньги мимо кассы

Почему не нужно продавать пончики

«Решил посреди смены проверить, сколько денег в кассе, а там на полторы тысячи больше. Я подумал, лишнее — не пропажа. Всё хорошо. Но потом узнал, что повара воруют так: готовят пончики, отдают гостям, деньги кладут в кассу, а чеки не пробивают. Когда в кассе скапливается круглая сумма, сотрудник забирает её в карман. Так что я просто рано пришёл: ещё 500 ₽, и лишних денег в кассе уже не было бы».

Тупое воровство

Левак в кофейне: как поймать бариста на воровстве

«Однажды наугад просматривал камеры и заметил, что сотрудник долго копошится в шкафчике. Ну, думаю, странно. Поехал ночью на точку и вижу: пакет, в нём ещё пакет, и в нём пачка салфеток. Салфеток! Я его спросил: „Зачем? Попросил бы, я б тебе их так отдал“. А он мычит: „Ну, меня жена попросила купить, а я думаю, зачем покупать…“ Ещё эти пакеты зачем-то навернул, как кощеево яйцо».

На работу со своим

«У меня точки с горячей кукурузой, а продавщицами работают бабушки. Они мне всегда „внучок, внучок“ — и я думал, советские люди не обманывают. Но что-то выручки с каждым днём всё меньше, я начал подозревать. Однажды пришёл на точку, отправил бабушку на обед, а сам зашёл за стойку. Смотрю, а там спрятан пакет с кукурузой. Оказалось, она ворует в колхозе кормовую кукурузу и продает её покупателям под видом десертной. Всю выручку себе в карман. И по товарному учёту всё гладко — пропаж нет».

Возврат, но не вам

История провала. Как магазин умных игрушек не пережил кризис

«Я работал в магазине игрушек. Там продавались подарочные сертификаты: клиент платит 30, 50 или 100 тысяч и получает пластиковую карточку с соответствующим номиналом. Такую пластиковую карту можно подарить ребёнку на праздник, а он потом обменяет её на игрушки. Для магазина эти сертификаты были очень выгодными, поэтому сотрудникам за их продажу платили бонус — 3% от номинала. Это должно было нас мотивировать продавать сертификаты, но мы придумали на них схему кражи.

Сотрудник магазина покупает сертификат на 100 000 ₽ и получает свой бонус 3% — никто ж не знает, что он продал сертификат не клиенту, а сам себе, поэтому премия всё равно полагается. Дальше друг сотрудника обменивает сертификат на игрушки на сумму 100 000 ₽ и выносит их из магазина: всё официально, с чеком. Сотрудник продаёт игрушки на Авито за 50 000 ₽. А потом в магазине оформляет возврат на сертификат — получает обратно свои 100 000 ₽. Система учёта была слабая, поэтому нельзя было отследить, что сертификат уже обменяли на игрушки — сотрудник без проблем возвращал себе деньги. Если учесть всю прибыль, включая банковский кэшбек, на этой схеме сотрудник получает 54 000 ₽».

Пять способов проверить сотрудника

1. Гляньте камеры. Если вы на неделе несколько раз посмотрите записи, наверняка заметите странное: товар отдал, а чек не выбил; долго копошится в денежном ящике или в шкафу; пробил одно, а гостю отдал другое. Всё это — признаки воровства.

2. Загляните в данные кассы. Странные скидки, возвраты, необычное соотношение наличных и безналичных платежей, слишком много снятых Z-отчётов за смену — это подозрительно.
Проверить скидки и долю наличных платежей в личном кабинете, если у вас Эвотор

3. Зайдите на точку. Товары не лежат на витрине, а спрятаны на бэке; в денежном ящике слишком много денег; сотрудники принесли на точку свои товары; пинпад не подключён к кассе. Это повод волноваться.

4. Заведите товарный учёт. Сопоставьте, сколько закупили товара, сколько продали, сколько осталось — хотя бы по самым ходовым товарам. Если не сошлось — паникуйте.
Выбрать товароучётную систему, если у вас Эвотор

5. Отправьте тайного покупателя. Попросите кого-нибудь прийти к вам на точку и сделать самый обычный заказ — то, что у вас покупают чаще всего. Пусть ведёт себя незаметно: без скандалов, провокаций, длинных разговоров. Расплачивается наличными. Потом узнайте, выбил ли ваш сотрудник чек и соответствует ли чек заказу.

А вы ловили своих сотрудников на воровстве? Расскажите: zhiza@evotor.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 11 ноября 2019

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: