Как выбрать, на чём сэкономить в первую очередь
Готовый калькулятор для расчёта: какие расходы можно сократить без ущерба для продаж и увеличить чистую прибыль. Закупить муку подешевле или срезать зарплаты сотрудникам? Попробовать снизить аренду? Выпекать булочки поменьше? Считаем вместе с владельцем пекарни.
Это курс по финансовой грамотности из девяти статей. Вы на четвёртой. Почти середина — поздравляем. Что уже было и что вас ждёт впереди:
1. Уже проехали → Считаем деньги: как вовремя понять, что бизнес идёт не так хорошо, как кажется.
2. Уже проехали → Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли.
3. Уже проехали → Где нажать, чтобы продавать больше? Ищем точку роста выручки.
4.🤔Вы сейчас здесь → Как выбрать, на чём сэкономить в первую очередь.
5. Вложиться и не пожалеть: считаем эффективность рекламной кампании до её начала.
6. Пересыпали муки → заработали меньше: учимся контролировать эффективность производственных затрат.
7. Точка безубыточности: сколько нужно продать, чтобы выбраться из минуса.
8.Сколько вы зарабатываете: составляем финансовый прогноз на год.
Едем дальше!
У Максима пекарня в спальном районе, из которой он хочет сделать прибыльный бизнес. Одна из задач Максима — оптимизировать расходы. Затрат у него много, а вот времени — не очень. Поэтому он хочет понять, где начать экономить в первую очередь, чтобы сохранить как можно больше денег.
Максим выписал основные статьи расходов, на которые он может повлиять. Получилось 528 000₽ в месяц:
Статья | Расход в месяц | Стоимость за единицу | Итого в месяц |
Мука | 10 000 кг | 16 ₽/кг | 160 000 ₽ |
Начинка | 400 кг | 162 ₽/кг | 64 800 ₽ |
Дополнительные расходники | 200 кг | 80 ₽/кг | 16 000 ₽ |
Аренда | 45 м² | 2000 ₽/м² | 90 000 ₽ |
Зарплаты | 900 ч | 200 ₽/час | 180 000 ₽ |
Коммуналка и хозяйственные платежи | 15 000 ₽ |
Скопируйте себе таблицу и считайте вместе с Максимом. Используйте готовый калькулятор для 20 статей затрат.
Максим может найти новых поставщиков, изменить ставку сотрудникам, передоговориться об аренде или сделать размер итоговой выпечки меньше, но не уверен, с чего начать. Сейчас Максим не думает о моральной стороне, а просто хочет рассчитать, что даст ему большую выгоду. Для этого ему нужно посчитать долю каждой статьи в суммарных расходах и понять, на сколько он может изменить каждую статью. Пойдём по порядку.
Статья | Доля в расходах |
Мука | 160 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 30% |
Начинка | 64 800 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 12% |
Мука + Начинка | (160 000 ₽ + 64 800 ₽) / 525 800 ₽ * 100% = 42% |
Дополнительные расходники | 16 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 3% |
Аренда | 60 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 17% |
Зарплаты | 180 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 35% |
Коммуналка и хозяйственные платежи | 15 000 ₽ / 525 800 ₽ * 100% = 3% |
Самые большие доли у муки, аренды и зарплат. Допустим, Максим найдёт поставщика муки за 14,4 ₽/кг. Тогда расходы на муку составят не 160 000 ₽, а 144 000 ₽ — снизятся на 10%. А общие расходы составят 509 800 ₽ — снизятся на 3%. То же самое Максим получит, если просто умножит изменение в 10% на долю в 30%: 10% * 30% = 3%. Доля статьи в расходах влияет на то, как изменение затрат на эту статью отразиться на общих расходах.
Посчитайте долю каждой статьи в общих расходах. Изменения в статьях с самой высокой долей могут сильнее всего повлиять на итоговые затраты.
2. Оценить возможность изменения каждой статьи
Бывает, что статьи с высоким весом в общих расходах сложно оптимизировать. Можно потратить много сил, а расходы по статье снизятся незначительно и в итоге не повлияют на общие расходы. Так что лучше предварительно оценить, как сильно реально можно изменить расходы по каждой статье.
Статья расходов с самой большой долей — зарплаты сотрудников. Но сильно снизить их Максим не может: сотрудники не оценят такой жест и уйдут. Если опустить ставку ниже рынка, найти новых пекарей будет сложно. Так что возможностей для оптимизации у Максима немного: изменить ставку он может в лучшем случае на 10 ₽/час, это 5%.
Похожая ситуация с арендой. Манёвр ограничен: собственнику невыгодно сдавать помещение ниже рынка. Если Максим попросит сильно снизить ставку, будет проще найти другого арендатора. Допустим, Максим в хороших отношениях с владельцем и сможет договориться о снижении аренды на 5%, до 1900 ₽/м².
С ингредиентами проще — поставщиков много. Максим может найти ингредиенты другого качества и по другой цене. Выбрать муку на 10% дешевле, снизить цену закупки начинки на 15% и сэкономить на дополнительных расходниках 20%.
Максим может попробовать уменьшить размер выпечки и сэкономить одновременно на муке и начинке. Для этого не придётся искать новых поставщиков, нужно только обновить технические карты. Но если размер булочек снизится сильно, то клиенты это не оценят. Максим думает, что можно уменьшить их на 5%.
С коммунальными и платежами и хозяйственными расходами тоже можно ужаться — на 10%. Сведём всё в табличку:
Статья | На сколько можно изменить, % |
Мука | 10% |
Начинка | 15% |
Мука + Начинка | 5% |
Дополнительные расходники | 20% |
Аренда | 5% |
Зарплаты | 5% |
Коммуналка и хозяйственные платежи | 10% |
В первом пункте мы посчитали, как каждая статья влияет на расходы, во втором пункте — насколько Максим может их менять. Теперь оценим, с какой статьи начать оптимизацию.
3. Понять реальное влияние статей на общие расходы
Для каждой статьи расходов Максим составил два значения: долю этой статьи в общих затратах и возможное изменение. Первое значение показывает, как сильно эта статья влияет на общие затраты. Второе — как сильно расходы по этой статье реально можно поменять. Теперь нужно их перемножить, чтобы понять, насколько реально каждая статья может оптимизировать общие расходы. Объединим всё в одну таблицу:
Статья | Доля в расходах | Возможное изменение | Как оптимизирует общие расходы | Размер оптимизации |
---|---|---|---|---|
Мука | 30% | 10% | 30% * 10% = 3% | 3% * 525 800 ₽ ≈ 15 800 ₽ |
Начинка | 12% | 15% | 12% * 15% = 1,8% | 1,8% * 525 800 ₽ ≈ 9500 ₽ |
Мука + Начинка | 42% | 5% | 42% * 5% = 2,1% | 2,1% * 525 800 ₽ ≈ 11 000 ₽ |
Дополнительные расходники | 3% | 20% | 3% * 20% = 0,6% | 0,6% * 525 800 ₽ ≈ 3150 ₽ |
Аренда | 17% | 5% | 17% * 5% = 0,85% | 0,85% * 525 800 ₽ ≈ 4500 ₽ |
Зарплаты | 35% | 5% | 35% * 5% = 1,75% | 1,75% * 525 800 ₽ ≈ 9200 ₽ |
Коммуналка и хоз. платежи | 3% | 10% | 3% * 10% = 0,3% | 0,03% * 525 800 ₽ ≈ 1577 ₽ |
Максим видит, что лучше всего начать с муки — найти чуть более дешёвого поставщика с сопоставимым качеством. Так он практически не проиграет в качестве продукта и начнёт экономить по 16 000 ₽ в месяц.
На зарплатах тоже можно заметно сэкономить, но есть риск конфликта с пекарями. Так что с этой статьёй нужно работать осторожно. Как и с начинками: можно снизить затраты почти на 9500 ₽ в месяц, но, если вкус булочек с повидлом слишком изменится, клиенты не оценят.
Уменьшить размер изделия тоже выгодно — это можно сделать быстро, а экономия заметная. Но в пекарне Максима много лояльных покупателей, которые привыкли и хорошо знают выпечку, такое изменение может их спугнуть.
А вот экономия на аренде и дополнительных расходниках или коммуналке практически не повлияет на расходы, экономия меньше 5000 ₽. Но при этом можно испортить продукт и разругаться с собственником помещения.
На поиск нового поставщика муки и нового поставщика соли Максим потратит примерно одинаковое время. Но в первом случае результат для бизнеса будет намного интереснее. Так что начать стоит именно с муки.
Дальше Максим может посмотреть на статьи расходов более глубоко: оценить влияние отдельно сыров, мяса и джемов, разделить аренду, коммунальные и хозяйственные расходы, посчитать возможную экономию на каждом сорте муки. Но принцип тот же — понять долю в расходах и умножить на возможное изменение.
Эти расчёты не значат, что не нужно пытаться оптимизировать затраты на аренду и коммуналку. Но если по силам они отнимут столько же, сколько поиск поставщика муки, то лучше взяться за них во вторую очередь.
Подставьте свои значения в табличку с расчётами. Пример пекарни Максима уже в таблице, а ещё заготовлен калькулятор для 20 статей затрат. Если какие-то не понадобятся, оставьте нули.
🚘 Что там дальше, спросите вы. А мы ответим: вкладывайтесь и не жалейте. Считаем эффективность рекламной кампании до её начала.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных