Продавцы табака, сигарет, сигар и других товаров для курения знают, что традиционная реклама для них под запретом. Приходится выкручиваться и искать лазейки, как рассказать про свой товар и не получить ответку в виде штрафа. Рассказываем про безопасные способы продвижения табачных товаров.
По закону нельзя рекламировать табак, сигареты, папиросы, сигары, курительные трубки, кальяны, сигаретную бумагу, зажигалки, электронные сигареты — вообще всё, что связано с курением (ст. 7 закона о рекламе). При этом для рекламы сигарет в законе нет исключений и поблажек, как для рекламы отдельных видов алкоголя, например, безалкогольного пива. С табаком всё жёстко.
Вот что нельзя делать с табачной продукцией помимо прямой рекламы (ст. 16 закона №15-ФЗ):
Хотя запреты на рекламу табака чёткие, без оговорок, всё же есть несколько вариантов, которые напрямую не запрещены. Но это не значит, что они полностью безопасны. Риск всё же есть, поэтому будьте готовы к штрафу. Для подстраховки сразу заложите в рекламную кампанию сумму потенциального штрафа. Хорошо, если страховка не понадобится, но вы заранее будете готовы к худшему варианту.
Возможности продвижения в точках продаж ограничены, поэтому обучите сотрудников безопасным приёмам. Например, продавец может дать консультации клиентам по видам табака, собрать контакты или подойти к клиентам с вопросами для маркетингового исследования. Это может быть реальное исследование или формальный предлог начать тематическое общение и проинформировать потребителей о продуктах бренда.
Ещё одна популярная механика в точках продаж — обмен нового продукта, например, новой марки сигарет, на продукт конкурента. К покупателям подходит консультант табачного магазина и ненавязчиво спрашивает, сигареты какой марки курит клиент. Когда диалог завязывается, клиенту предлагают обменять его открытую пачку сигарет на новую пачку другого бренда. Но у такого обмена тонкая грань — по закону дарить сигареты нельзя.
Реклама табака в интернете запрещена, но информировать клиентов о товарах на официальном сайте и в сообществах в социальных сетях можно (письмо антимонопольной службы). Посетителям сайта табачного магазина или группы кальянной в соцсетях можно показать каталог, не навязывая конкретный продукт. Это уже не реклама, а информирование клиентов об ассортименте.
Кроме этого, по закону аналитические и справочно-информационные материалы не считаются рекламой, если у них нет цели продвижения товара или услуги (ст. 2 закона о рекламе). Пользуясь этой лазейкой, можно публиковать информационные статьи для официального сайта и посты для соцсетей, например, заметку про особенности выращивания табачного листа в разных странах или статью про историю табачных брендов.
Например, так выглядит каталог табачной продукции на сайте ритейлера Metro: предупреждение о возрастных ограничениях скрывает изображения, внизу уточнение об информационном характере каталога. Источник: сайт Metro
Например, так выглядит каталог табачной продукции на сайте ритейлера Metro: предупреждение о возрастных ограничениях скрывает изображения, внизу уточнение об информационном характере каталога. Источник: сайт Metro
Сделайте на сайте каталоги с продукцией и удобную навигацию. Главное, не использовать прямую рекламу — всплывающие баннеры, материалы на сайте с пометкой «реклама», контекстную рекламу в Яндексе и Гугле.
Теоретически для информирования клиентов можно использовать каналы рассылок — почту, смс, мессенджеры.
Для этого нужно выполнить два условия:
Одно неосторожное движение, и можно получить штраф. Например, российское отделение компании «Филип Моррис» оштрафовали на 150 000 ₽ за смс-рассылку без согласия абонента и на 100 000 ₽ за рассылку по электронной почте с прямой рекламой марки сигарет L&M.
В законе о рекламе есть ещё одна любопытная формулировка: допускаются не рекламные упоминания товара, его изготовителя или продавца, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства (ст. 2 закона о рекламе). Пользуясь этой лазейкой, можно совместно с блогером снять видео. Теоретически это даже могут быть обзорные видео о кальянах или зажигалках. Но здесь важно не перегнуть палку и аккуратно построить рассказ без прямых рекламных отсылок или призывов к покупке.
На ютубе много видео со сравнением сигарет. Например, один такой ролик мы нашли на канале Максима Шкипера.
Нарушение | Должностное лицо | ИП | Компания | Статья |
Штраф за спонсорство | 5000 ₽ – 15 000 ₽ | 2000 ₽ – 3000 ₽ | 80 000 ₽ – 150 000 ₽ | ч. 1 ст. 14.3.1 КоАП РФ |
Реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей | 10 000 ₽ – 25 000 ₽ | 3000 ₽ – 4000 ₽ | 150 000 ₽ – 600 000 ₽ | ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ |
У рекламы табака в России жёсткие ограничения. Есть три условно безопасных способа рассказать о табачных брендах:
Часто мошенники звонят, пугают проверками Роспотребнадзора и предлагают купить стенд для уголка потребителя. Мы разобрались, какой должен быть уголок потребителя и нужен ли он вообще.
Владельцы магазинов неправильно оформляют ценники, а цены на них не совпадают с ценами на чеках. Рассказываем, как оформить ценники, чтобы у Роспотребнадзора не возникло вопросов.
Предприниматели проводят конкурсы и акции ради повышения продаж и узнаваемости производителя. Но если сделать это неправильно, то можно попасть на штраф. Рассказываем, как провести акцию или конкурс и ничего не нарушить.