Как законно провести конкурс среди покупателей | Жиза — онлайн-журнал Эвотора о малом бизнесе
Как законно провести конкурс среди покупателей

Как законно провести конкурс среди покупателей

Жиза — проект Эвотора о малом бизнесе
Иллюстратор

Чтобы поднять продажи и сделать продукт более узнаваемым, помимо рекламы предприниматели проводят акции и конкурсы. Но если сделать это неправильно, то вместо роста выручки можно получить штраф. Рассказываем, как провести акцию или конкурс среди тех, кто купил товар, и ничего не нарушить.

По закону конкурсы и акции среди тех, кто купил товар, называются стимулирующими — их проводят ради повышения продаж и узнаваемости производителя. В таких акциях подарки разыгрывают между клиентами, которые купили определённый товар. Например, если клиент покупает микроволновку одной фирмы, он участвует в розыгрыше телевизора другой фирмы. Если по условиям акции все участники, которые что-то купили, получают одинаковые подарки, это не стимулирующая акция (письмо антимонопольной службы от 02.12.2011 № АК/44977). Рассказываем, как провести стимулирующую акцию.

Шаг 1. Убедитесь, что в конкурсе нет признаков лотереи

Один из главных рисков с конкурсами и рекламными акциями — случайно или намеренно провести розыгрыш с признаками лотереи. По закону их может проводить только государство (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях). Но, чтобы не нарваться на проблемы с госорганами, недостаточно убрать из правил конкурса слово «лотерея». Вот чего нельзя делать:

1. Не продавайте билеты. Условием для участия в розыгрыше можно делать покупку конкретного товара, нельзя продавать участникам билеты.

2. Сами оплачивайте подарки. Нельзя формировать призовой фонд за счёт участников, например, из выручки от продажи билетов. Все подарки для победителей покупает организатор конкурса или спонсоры.

3. Не используйте лототрон. Не используйте для розыгрыша призов специальное лотерейное оборудование наподобие лототрона.

На практике вас могут оштрафовать за проведение лотереи, если обнаружат сразу несколько признаков, но лучше не рисковать.

Шаг 2. Составьте и опубликуйте правила конкурса

Подробно пропишите в правилах все основные условия и опубликуйте их в свободном доступе, например, на странице сайта, посвящённой акции.

Общие положения. Укажите, что проводите стимулирующее мероприятие.

Цель акции. Повышение узнаваемости, стимулирование продаж.

Территория проведения розыгрыша. Российская Федерация.

Информация об организаторе. Юридический адрес, полное и сокращённое название компании, ОГРН, ИНН, КПП.

Сроки проведения розыгрыша. Укажите, с какой по какую дату будет проходить конкурс и когда будете вручать призы.

Условия участия. Покупка определённого товара или услуги. Укажите, что одно из условий участия в конкурсе — согласие участников розыгрыша на обработку и хранение персональных данных.

Кто может участвовать в конкурсе. Например, только совершеннолетние граждане РФ. Укажите, что в конкурсе не принимают участие сотрудники компании-организатора.

Фонд розыгрыша. Сколько и каких подарков могут получить участники, выполнившие условия конкурса. Обязательно укажите, что подарки оплачивает организатор или спонсор, — один из ключевых факторов отличия от лотереи.

Порядок определения победителей. Каким способом будете определять победителей розыгрыша: прямым подсчётом или с помощью специальных сервисов соцсетей.

Порядок вручения призов. Как будете передавать призы победителям розыгрыша. Обязательно пропишите механизм уплаты налога с выигрыша. По закону с любого подарка дороже 4000 ₽ нужно заплатить налог 35% (ч. 2 ст. 224 НК РФ). Налоги всегда платят за счёт победителя, но есть два варианта:

1. Приз — деньги. Платёж может провести сам победитель конкурса или организаторы:

  • если победитель платит сам, организатору нужно будет просто отдать победителю всю сумму выигрыша: победитель сам заплатит налог и отчитается перед налоговиками;
  • если организатор берёт налоги на себя, ему нужно будет уменьшить выигрыш на сумму налога и перечислить её в налоговую. А до 1 апреля следующего года — заполнить и подать в налоговую справку 2-НДФЛ, в которой указать сумму дохода и удержанного налога физлица.

2. Приз — товар или услуга. Победитель всегда сам перечисляет налог — организатору не с чего его платить.

Шаг 3. Дайте рекламу розыгрыша

Чего нельзя делать в рекламе, чтобы не попасть на штраф

По закону в рекламе стимулирующего конкурса или акции нужно указать (ст. 9 Закона о рекламе):

  1. Сроки проведения мероприятия и розыгрыша призов.
  2. Правила проведения конкурса. Если публикуете записи об акции в соцсетях, ориентируйтесь на правила площадок — можно указать основные условия в записи и дать ссылку на полные правила. Если планируете рассказывать про акцию на радио или по телевидению, в рекламе нужно указать, где найти правила: чётко назвать адрес сайта или номер телефона, где можно узнать полные правила конкурса.
  3. Количество призов или выигрышей.
  4. Сроки, место и порядок получения призов.
  5. Источник информации об организаторе мероприятия.

Условия участия в розыгрыше должны быть простыми и понятными для всех участников, без манипуляций и искажений.

Исправленный вариант рекламного объявления. Изначально на рекламных щитах в Новосибирске повесили рекламу акции местного торгового центра «Покупай с 1 по 29 октября в „Нордмолл“ — получай автомобиль. 29 октября в 12:00 грандиозный праздник». Рекламодатель не указал в объявлении год проведения акции. Казалось бы, это формальность, но антимонопольная служба выписала штраф в 100 000 ₽. Арбитраж оставил решение в силе. Источник фото: Одноклассники

Шаг 4. Проведите розыгрыш

Победителя розыгрыша можно определить двумя способами: по итогам подсчёта или с помощью генераторов случайных чисел в соцсетях.

По итогам подсчёта. Например, по формуле «каждый 100-й участник получает приз». В формуле определения победителя должна быть одна переменная, которая исключит определение победителя заранее.

С помощью сервисов соцсетей. Если запускаете конкурс в соцсетях, используйте генераторы случайных чисел или другие подобных программы для определения победителя, которые они предлагают.

Используйте способ, который прописали в правилах конкурса. Например, если вы написали, что победитель будет объявлен на сайте компании, то так и делайте.

Шаг 5. Вручите призы и закройте вопрос с налогами

Приз лучше вручить лично или с помощью курьерской службы. Составьте накладную или акт о передаче приза победителю и проследите, чтобы он его подписал. Это спасёт от хитрецов, которые захотят получить приз несколько раз — попробуйте докажите без документов, что его уже вручили.

В накладной или акте о передаче выигрыша победителю продублируйте из правил конкурса информацию про порядок уплаты налога:

  1. Если победитель платит налог самостоятельно, укажите, что призёр знает о налоговых обязательствах — нужно оплатить налог и сдать декларацию 3-НДФЛ. Это нужно для подтверждения: победитель знает о необходимости уплаты НДФЛ.
  2. Если вы перечисляете налог за победителя, вам понадобятся копии или сканы страниц паспорта, СНИЛС и ИНН.

Что будет нарушителям

Нарушение Должностное лицо ИП Компания Статья
Штраф за нарушение Закона о рекламе 4000 ₽ — 20 000 ₽ 2000 ₽ — 2500 ₽ 100 000 ₽ — 500 000 ₽ ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ
Штраф за проведение лотереи 15 000 ₽ — 20 000 ₽ 3000 ₽ — 4000 ₽ 250 000 ₽ — 350 000 ₽ ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ
Нарушение
Штраф за нарушение Закона о рекламе
Должностное лицо
4000 ₽ — 20 000 ₽
ИП
2000 ₽ — 2500 ₽
Компания
100 000 ₽ — 500 000 ₽
Статья
ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ
Нарушение
Штраф за проведение лотереи
Должностное лицо
15 000 ₽ — 20 000 ₽
ИП
3000 ₽ — 4000 ₽
Компания
250 000 ₽ — 350 000 ₽
Статья
ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ

Памятка: как провести конкурс среди покупателей

1. Убедитесь, что в конкурсе нет признаков лотереи:

  • не продавайте билеты;
  • покупайте подарки сами или за счёт спонсоров;
  • не используйте лототрон.

2. Составьте и опубликуйте правила розыгрыша подарков.

3. Запустите рекламу и убедитесь, что она не нарушает закон.

4. Проведите розыгрыш.

5. Вручите призы победителям и закройте вопрос по налогам на выигрыш. Подарок дороже 4000 ₽ облагается налогом. Победитель должен заплатить его самостоятельно или через организаторов конкурса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите 111 Ctrl+Enter.

Опубликовано 18 февраля 2020

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Допустим, вы шьёте детскую одежду, вложились в рекламу и раскрутились. И тут узнаёте, что кто-то производит вещи под вашим логотипом. Чтобы конкуренты не нажились на вашем имени, зарегистрируйте свой логотип как товарный знак. Рассказываем по пунктам, как это сделать.

Чтобы бизнес зарабатывал, каждый сотрудник должен приносить пользу. Оценить его работу помогут цифры. Рассказываем, как с помощью нескольких показателей вычислить ленивого, некомпетентного или вороватого сотрудника.

«Продажи у неё будут невероятные»: как Паттерсон из идеи сделал продукт

Изобретатель был доволен своей кассой, но для других она была неудобной. Предприниматель купил кассу, внёс в неё сотни изменений, изготовил корпус из стали и построил успешный бизнес. Рассказываем, как ему это удалось.

Какому бизнесу нужен товарный знак

Если вы открыли кафе или производство одежды, у вас есть вывеска с красивым названием или свой стиль, вам может понадобиться защита от плагиата. Мы разобрались, кому стоит регистрировать товарный знак, а кому — нет.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: