- Ирина, владелица кофейни в Москве:
- Игорь, сервис по доставке фермерских продуктов «Ешь деревенское» в Дубне:
- Мария, образовательный проект Uskillz в Москве:
- Алексей, основатель и владелец сети суши-баров Kapibara — корпоративная сеть в Смоленске, точки по франшизе в России и Белоруссии:
- Полина, два цветочных интернет-магазина Floever Bureau и Bohemian Flowers в Москве:
- Екатерина, туристическое агентство по франшизе Sunmar в Обнинске:
- Евгений, самозанятый, занимается перевозками в Калужской области:
- Абдулла, продуктовый магазин в Махачкале:
- Пётр, студия видеопроизводства Multiways в Москве:
- Алексей, платформа для организации мероприятий Click2MICE в Москве:
- Вероника, салон красоты Younique в Москве:
«В марте прошлого года заработала 148 тысяч. В этом марте — 6». Как коронавирус влияет на малый бизнес в России
Коронавирус меняет планы и привычки: люди больше времени проводят дома, избегают общественных пространств, закупаются продуктами, теряют деньги на отменённых отпусках. Это влияет и на малый бизнес: для одних эпидемия — это возможность заработать. Для других — угроза полной остановки и долгов. Мы поинтересовались у предпринимателей, как вирус и карантин влияет на их работу.
Ирина, владелица кофейни в Москве:
«Продажи на этой неделе упали на 30% по сравнению с прошлой. Боюсь, что точку могут закрыть на карантин, это мой основной источник дохода. Переживаю за сотрудников: во-первых, за их здоровье, во-вторых, не знаю, где брать других.
Закупили антисептики для бариста. Расширили прикассовый ассортимент в индивидуальной упаковке — надеемся повысить средний чек. Будем общаться с управляющей компанией об отсрочке, рассрочке или скидке. Думаю, что карантина не будет, выручка упадёт, ближайшее время будем тянуть на нуле».
Игорь, сервис по доставке фермерских продуктов «Ешь деревенское» в Дубне:
«Мы наблюдаем рост среднего чека и количества заказов. Люди стали активнее покупать продукты, средний чек вырос в среднем на 10%, количество заказов — в два раза. Особой популярностью пользуются продукты длительного хранения: крупы, заготовки.
Люди опасаются посещать гипермаркеты и общественные места, поэтому мы добавили опцию бесконтактной доставки продуктов на дом, чтобы наш покупатель чувствовал себя в безопасности. Сейчас мы доставляем четыре дня в неделю, но в ближайшее время планируем добавить ещё один день. Хотя соблюдать сроки из-за количества заказов уже тяжело».
Мария, образовательный проект Uskillz в Москве:
«Офлайн-события в Москве отменили. Наши любимые выезды в Долину — тоже. Уже собрали новый курс для поездки в Берлин — но и он туда же.
Какое-то время будем без традиционного потока денег, потому что офлайн у нас сильнее, чем онлайн. Но это время, чтобы заняться онлайном: соберём библиотеку прошедших событий, будем пробовать новые механики в социальных сетях.
Резкий карантин — это некруто с точки зрения потока денег прямо вот сейчас, в моменте. Но это здорово скажется на развитии онлайна и, возможно, B2B-курсов»
Алексей, основатель и владелец сети суши-баров Kapibara — корпоративная сеть в Смоленске, точки по франшизе в России и Белоруссии:
«Пока всё в порядке, но мы готовимся. Закупились антисептиками для общепита, их и так много уходит, так что взяли с запасом наперёд. Разработали стратегический план на случай, если придётся закрыть залы и не будет возможности привозить редкие ингредиенты. У нас 60% выручки — доставка. Думаю, справимся.
На рынке после 2014 года есть „младший ребёнок санкций“ — доступные роллы с курицей или крабовыми палочками, так что даже в сильном дефиците будет, что продавать, адаптированное меню есть.
Поставщики отказались работать с отсрочкой — доллар скачет, их можно понять. Думаю, со временем увидим дефицит и рост цен, но пока живём».
В прошлом году за март заработала 148 тысяч. А в этом году — 6. Настроение упадническое. Границы закрываются, чего ожидать дальше — не знаю. Отправлять туристов уже некуда, да и сами они не хотят. Хорошо, владельцы бизнес-центра пошли навстречу, договорились, что ближайшее время плачу только за коммуналку».
Евгений, самозанятый, занимается перевозками в Калужской области:
«Для перевозок февраль-март в принципе несезон, холода закончились, тепло ещё не наступило. У меня основные клиенты — торговля и стройки, они пока на временном перерыве.
Но в это время обычно появляются перспективы будущих заказов, обычно хотя бы десять поездок за март получается. Сейчас такого нет. Опасаюсь, что если карантин затянется, то весной может быть туго».
Абдулла, продуктовый магазин в Махачкале:
«Ощутимых изменений пока не произошло — у нас в регионе пока не объявили, что будет карантин. Есть люди, которые панике поддались и закупились, есть те, кто неплохо закупил фрукты и овощи, но бума пока нет. Так, небольшой ажиотаж.
Ещё поставил себе аппарат, начал продавать свежевыжатый гранатовый сок. Говорю, что иммунитет поднимает — интерес очень хороший вызывает».
Алексей, платформа для организации мероприятий Click2MICE в Москве:
«До того как вышло постановление об отмене мероприятий больше 50 человек, у нас всё было хорошо. Теперь же большая часть клиентов отменила мероприятия минимум до конца марта, кто-то пошёл дальше и отменил апрель. Продаж сейчас нет вообще.
Март и апрель — самые доходные месяцы, которые должны покрыть спад неудачных месяцев. И если в марте хотя бы что-то успели продать, то в апреле будет совсем плохо. При этом в феврале мы активно росли, расширяли штат. Теперь вынуждены будем либо сокращать, либо менять график, либо отправлять в отпуск за свой счёт.
Мы можем перетерпеть полтора-два месяца. Другой вопрос — а сколько действительно это всё продлится? Когда эпидемия пройдёт и когда клиенты очнутся? Недели? Месяцы? Полгода?»
Вероника, салон красоты Younique в Москве:
«Паника ощущается, начиная с этой недели. В выходные дни был сильный приток клиентов, в том числе те, кто планировал уехать за границу, но не смог. Есть ещё такая тенденция: многие, у кого были записи на следующие недели, хотят перенести на эту неделю. Есть у людей ощущение какой-то неизвестности.
Некоторые клиенты уже уточняют, когда звонят, будем ли мы работать: некоторые салоны закрылись. Но мы пока работаем, просто внимательнее относимся к вопросам стерилизации и дезинфекции. Хотя закупать маски, одноразовые перчатки и антисептики становится всё сложнее.
Выручка снизилась процентов на 20, но клиенты пока есть. А вот со следующей недели, по нашим прогнозам, ситуация будет более критичной».
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой персональных данных