Почему без товарного учёта трудно увеличить прибыль бизнеса

Чтобы увеличивать прибыль, предприниматели запускают акции и скидки, стараются выложить товары на полках так, чтобы их замечали и чаще покупали, вовремя избавляются от скоропорта, ищут поставщиков с более низкими ценами и делают много чего ещё. 

Все эти способы можно использовать наугад — в надежде, что какой-то ход нет-нет да сработает. А можно по-другому: собирать данные о продажах и поступлениях товаров, анализировать их — и выбирать для бизнеса только рабочие методы, которые помогут увеличить прибыль предприятия.

Собирать данные о продажах и поставках помогает товароучёт.

Как увеличить чистую прибыль: используем данные о продажах

Какие данные собирает товарный учёт Как эти сведения помогают увеличить прибыль
Товары с какими характеристиками чаще покупают Товарный учёт покажет, товары какого бренда, цвета, размера, вида или из какого материала чаще покупают клиенты. Эти данные помогают узнавать, что нужно докупать на точку и в каком количестве. 

 

Например, владельцам магазинов одежды важно как можно раньше узнавать, какие бренды популярны в сезоне, и вовремя закупать их у поставщиков. 

 

Если этого не сделать вовремя, может случиться так: конкуренты раскупят все товары этого бренда или поставщики задерут цены на ходовые позиции — и предприниматель потеряет прибыль. 

Какие позиции часто покупают вместе Такие товары можно положить рядом на полке магазина — и увеличить шанс, что покупатель купит два товара вместо одного. 

 

Есть такое понятие — «товар-локомотив». Это позиция, которую клиенты покупают часто, но на которую нельзя сделать большую наценку из-за высокой конкуренции. А ещё из-за того, что клиенты знают цену на этот товар. Это могут быть пельмени в продуктовом или стиральный порошок в хозмагазине. 

 

Но если мы в курсе, что у нас в магазине вместе с пельменями часто покупают кетчуп, цену на который знают немногие, мы можем положить эти два товара рядом и сделать на кетчуп приличную наценку. Покупатель придёт за пельменями, возьмёт заодно и кетчуп — и так мы можем увеличить чистую прибыль бизнеса.

Когда клиенты покупают товары Эти данные помогают узнать, когда и какие товары нужно закупать, чтобы клиенты всегда могли найти на полках нужную позицию. Или чтобы товары не залёживались на складе и сразу шли в оборот. 

 

Раньше мы работали с сетью автомагазинов в Тульской области. Сеть годами остаётся лидером в регионе, хотя бизнесмены из Москвы регулярно пытаются зайти на рынок.

 

Проблема конкурентов в том, что у них нет данных о том, когда и какие автотовары в этом регионе нужны покупателям. Новые игроки закупают омывайку немного не в сезон — и не успевают на первую волну закупок, когда водители скупают товар. Или заказывают слишком много зимней резины, которая потом весь год лежит на складе. Это потери, из-за которых не получается увеличить чистую прибыль и бизнес прогорает. 

 

А у нашего бывшего клиента есть данные о том, что и когда закупают автовладельцы в области: он собирает их уже 20 лет. И за счёт них удачно предсказывает поведение автовладельцев, вовремя закупает нужные товары и зарабатывает больше.

Два отчёта, которые помогают увеличить прибыль компании

АВС-отчёт показывает список товаров, в котором позиции ранжированы по их влиянию на выручку бизнеса. Например, мы можем узнать, какие товары в магазине покупают чаще, а какие почти не берут.

Ведите учёт товаров сами и без лишних затрат — с приложением «Управление ассортиментом». Сервис проведёт приёмку и списание, загрузит списки товаров в кассу прямо из Экселя, проконтролирует кассиров, напечатает ценники и проанализирует продажи. А работать с номенклатурой можно через компьютер или смарт-терминал.

На правах рекламы ООО «ТУ СОФТ» 2RanymHtu4C

В основе ABC-анализа заложен закон Парето, который гласит: 80% товаров приносят бизнесу 20% выручки, а 20% товаров — 80% выручки. Так, 20% товаров, которые приносят наибольшую выручку, в отчёте отмечены категорией А, к группе B относятся промежуточные позиции, а к группе С — товары, которые приносят меньше всего выручки. 

Кстати, закон Парето касается и покупателей: 80% покупателей делают 20% выручки, а 20% покупателей приносят 80% выручки. И задача предпринимателя, который хочет увеличить чистую прибыль, как раз в том, чтобы находить эти 20% покупателей — и превращать их в постоянных клиентов. 

Используя ABC-отчёт, предприниматель понимает, какие товары следует продвигать, а какие — не стоит.

  • Категория A — это «золотые» товары, которые всегда должны лежать чистые и красивые на полках, с хорошей ценой и привлекательной упаковкой. 
  • Категория В — это ходовые товары, которые формируют выручку. Они должны быть всегда в наличии, поэтому предпринимателю важно не упустить момент, когда такие позиции заканчиваются на складе. 
  • Категория С — это несущественные товары, которые нужны для массовки. Их покупают редко, и по ним особо напрягаться не нужно — лучше уделить время продаже товаров первых двух категорий. 

Если на точке налажен полноценный товароучёт, то получить ABC-отчёт можно по разным характеристикам: периоду, типу товара, цвету, размеру. Например, посмотреть, что у нас чаще покупают — штаны или плащи. Либо узнать, плащи какого цвета пользуются спросом. Чем больше нюансов учтём, тем более детальную аналитику получим — и сможем точнее выбрать способы, которые помогут увеличить прибыль предприятия.

❗Чтобы настроить товароучёт, собрать и проанализировать данные, потребуются вложения, и детальный учёт потребует больше затрат. Поэтому важно заранее подумать, какие данные вам нужны, и собирать аналитику только по ним. Иначе вы рискуете тратить на товароучёт больше, чем будете от него получать.

XYZ-отчёт — отчёт по маржинальности товаров. Из него мы узнаём, какую прибыль мы получаем от продажи позиций. 

Часто позиции с большим оборотом — наименее маржинальные. Это товары, которые востребованы на рынке, и из-за конкуренции предприниматели вынуждены снижать на них цены. Исключение — уникальные товары, которые хотят купить многие, но которых на рынке мало. 

Предприниматель может сравнить XYZ- и ABC-отчёты и узнать, какие товары ему наиболее выгодно продавать. Это должны быть позиции, которые покупают достаточно часто и которые при этом приносят ощутимую прибыль.

Если мы продаём продукты, то из ABC-отчёта мы можем узнать: чёрный хлеб у нас покупают чаще всего. А XYZ-отчёт покажет, что хлеб приносит нам минимальную прибыль. Скорее всего, мы будет продавать его по цене, близкой к закупочной.

Но из этих же отчётов мы можем узнать, что итальянские макароны у нас тоже покупают — хоть и не так часто, как хлеб. При этом с одной пачки макарон мы зарабатываем столько же, сколько с продажи 30 буханок хлеба. Когда мы это поймём, то начнём думать скорее о том, как повысить продажи итальянских макарон — это станет именно тем действием, которое поможет нам увеличить прибыль.

Как увеличить прибыль: используем данные о поставщиках 

Данные о закупках и поставщиках также помогают увеличить прибыль бизнеса. При этом мы можем использовать те же ABC- и XYZ-отчёты — но теперь для того, чтобы классифицировать поставщиков. 

ABC-отчёт поможет нам понять, с какими поставщиками у нас наибольший оборот — то есть кому мы платим за закупки больше, а кому меньше. Эти данные пригодятся в переговорах: если мы знаем, что являемся крупным клиентом для какой-то компании, то можем просить у них скидку, бесплатную доставку или другие бонусы. 

XYZ-отчёт покажет, какие закупки и у каких поставщиков приносят нам больше прибыли. Например, мы можем узнать, от закупки каких позиций мы почти ничего не выигрываем, и начать искать других поставщиков с более низкими закупочными ценами. 

Также мы можем сравнить эти два отчёта, чтобы найти позиции, которые нам наиболее выгодно закупать. Это позиции, которые у нас покупают достаточно часто и в то же время с хорошей маржой. Зная это, мы можем искать поставщиков с более низкими ценами на такие товары. Если найдём, то сможем ощутимее увеличить чистую прибыль, чем в случае, если бы нашли поставщиков с более низкими ценами на другие позиции.

Для тех, кто с Эвотором

На правах рекламы ООО «ТУ СОФТ» 2Ranymjewgk

Три совета, как увеличить чистую прибыль с помощью товарного учёта

1. Анализируйте данные о продажах. Из них вы узнаете, товары каких брендов, размеров, цветов у вас покупают чаще, и у вас всегда будут на складе востребованные товары. Или сможете понять, в какой день недели или месяц увеличивается спрос: это поможет предугадать поведение покупателей и скорректировать закупки. 

2. Сравнивайте ABC- и XYZ-отчёты. Первый покажет, какие товары покупают чаще всего, а второй — сколько прибыли приносит продажа той или иной позиции. Секрет в том, чтобы найти товары, которые вы продаёте достаточно часто и при этом с хорошей наценкой. На их продвижении и стоит сконцентрироваться, чтобы увеличить прибыль бизнеса

3. Изучайте данные о поставщиках. Товарный учёт подскажет, у каких поставщиков вы закупаете больше всего товаров: так вы поймёте, у кого из них можно выбивать скидку или другие бонусы на переговорах. Или узнаете, что из-за высоких закупочных цен вы почти ничего не выигрываете, и сможете найти другого поставщика.